Литературное чтение в 1-м классе "Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству"

Разделы: Начальная школа


Цель: показать, что чувство Родины и любовь к Отечеству свойственна как художникам, так и поэтам разных стран и разных национальностей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать
И заданье выполнять.

2. Подготовка к восприятию.

(Игра ” Узнай жанр искусства”. Работа в паре)

Перед вами четыре карточки со словами. Прочитайте:

ПОРТРЕТ

НАТЮРМОРТ

ПЕЙЗАЖ

ИКОНА

Соотнесите с его лексическим значением.

- Жанр изобразительного искусства – изображение природы.

- Жанр изобразительного искусства – изображение человека на картине.

- Жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов, “мёртвой природы”.

- Живописное изображение Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью и деяниями, имеющее священный характер.

- С какими новыми понятиями ознакомились?

- А теперь посмотрите репродукции. Найдите икону. Докажите.

1. Андрей Рублёв. “Троица”.

2. Иван Левитан. “Золотая осень”.

На доске

3. Иван Репин. “Стрекоза”.

4. Иван Машков. “Фрукты на блюдце”.

- Что же такое икона? (Икона – от греческого слова” рисунок”, “образ”, “изображение”.

- Кто знает, как называется эта икона, кто написал?

Андрей Рублёв – создатель икон.
Мысли и чувства вложил в них он.
Замысел мастера нужно понять,
Что “Троицей” автор хотел нам сказать?

- Какова цель нашего урока? (Раскрыть замысел иконы “Троица”)

3. Физкультминутка.

Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайцы
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!

4. Работа по теме урока.

- Откройте “Картинную галерею”. Рассмотрите икону. Что вы видите в центре? (Три божественных ангела, об этом говорят нимб над их головами и крылья)

- Что объединяет эти фигуры? (Их объединяет общая композиция – три фигуры вписываются в круг, причём одна расположена в центре, а две симметрично располагаются по краям)

- Какие цвета использовал автор? (Синий, белый, красновато – коричневый, зелёный, золотистый)

- А знаете ли вы, что:

* синий цвет служил для обозначения небесного божественного мира;

* красный – земного мира человеческого;

* белый – безгрешности жизни в Боге, жизни праведников;

* зелёный – это цвет Мирового дерева, древа жизни вечной молодости;

* золотой – сохранил связь с мифологическим происхождением, в христианской культуре обозначает не волшебный мир, а мир божественной истины;

*коричневый – является смесью синего и красного цветов – это воплощение связи божественного и человеческого миров.

- Икона называется “Троица”. А что обозначает это слово? (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой)

Давайте разберёмся, как автор изобразил каждого из них.

- Почему плащи у них разного цвета?

(Лекция учителя. Н .Будур. Энциклопедия. Православный храм)

- Какие ощущения и чувства икона пробуждает в вашей душе? (Чувство покоя, умиротворения, гармонии, единства)

Работа со словарём на стр. 172 учебника.

- Что нового узнали?

- Прочитайте информацию автора на стр.8, первый абзац.

- Какова же основная идея этой иконы?

- К чему призывал Андрей Рублёв? (К объединению русских князей против врагов)

- Найдите доказательства в тексте. Прочитайте второй абцаз.

- Что поняли?

5. Обобщение.

Мы с вами ознакомились с иконой Андрея Рублёва “Троица”, узнали историю этой иконы, поняли смысл изображения фигур.

На следующим уроке продолжим работать по данной теме.

6. Домашнее задание.

Найти статью, как создавались иконы.