Цель: показать, что чувство Родины и любовь к Отечеству свойственна как художникам, так и поэтам разных стран и разных национальностей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать
И заданье выполнять.
2. Подготовка к восприятию.
(Игра ” Узнай жанр искусства”. Работа в паре)
Перед вами четыре карточки со словами. Прочитайте:
ПОРТРЕТ
НАТЮРМОРТ
ПЕЙЗАЖ
ИКОНА
Соотнесите с его лексическим значением.
- Жанр изобразительного искусства – изображение природы.
- Жанр изобразительного искусства – изображение человека на картине.
- Жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов, “мёртвой природы”.
- Живописное изображение Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью и деяниями, имеющее священный характер.
- С какими новыми понятиями ознакомились?
- А теперь посмотрите репродукции. Найдите икону. Докажите.
1. Андрей Рублёв. “Троица”.
2. Иван Левитан. “Золотая осень”.
На доске
3. Иван Репин. “Стрекоза”.
4. Иван Машков. “Фрукты на блюдце”.
- Что же такое икона? (Икона – от греческого слова” рисунок”, “образ”, “изображение”.
- Кто знает, как называется эта икона, кто написал?
Андрей Рублёв – создатель икон.
Мысли и чувства вложил в них он.
Замысел мастера нужно понять,
Что “Троицей” автор хотел нам сказать?
- Какова цель нашего урока? (Раскрыть замысел иконы “Троица”)
3. Физкультминутка.
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайцы
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
4. Работа по теме урока.
- Откройте “Картинную галерею”. Рассмотрите икону. Что вы видите в центре? (Три божественных ангела, об этом говорят нимб над их головами и крылья)
- Что объединяет эти фигуры? (Их объединяет общая композиция – три фигуры вписываются в круг, причём одна расположена в центре, а две симметрично располагаются по краям)
- Какие цвета использовал автор? (Синий, белый, красновато – коричневый, зелёный, золотистый)
- А знаете ли вы, что:
* синий цвет служил для обозначения небесного божественного мира;
* красный – земного мира человеческого;
* белый – безгрешности жизни в Боге, жизни праведников;
* зелёный – это цвет Мирового дерева, древа жизни вечной молодости;
* золотой – сохранил связь с мифологическим происхождением, в христианской культуре обозначает не волшебный мир, а мир божественной истины;
*коричневый – является смесью синего и красного цветов – это воплощение связи божественного и человеческого миров.
- Икона называется “Троица”. А что обозначает это слово? (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой)
Давайте разберёмся, как автор изобразил каждого из них.
- Почему плащи у них разного цвета?
(Лекция учителя. Н .Будур. Энциклопедия. Православный храм)
- Какие ощущения и чувства икона пробуждает в вашей душе? (Чувство покоя, умиротворения, гармонии, единства)
Работа со словарём на стр. 172 учебника.
- Что нового узнали?
- Прочитайте информацию автора на стр.8, первый абзац.
- Какова же основная идея этой иконы?
- К чему призывал Андрей Рублёв? (К объединению русских князей против врагов)
- Найдите доказательства в тексте. Прочитайте второй абцаз.
- Что поняли?
5. Обобщение.
Мы с вами ознакомились с иконой Андрея Рублёва “Троица”, узнали историю этой иконы, поняли смысл изображения фигур.
На следующим уроке продолжим работать по данной теме.
6. Домашнее задание.
Найти статью, как создавались иконы.