Цели:
- закрепить знания о разделительном мягком знаке;
- формировать умения соотносить произношение слова и его написание;
- совершенствовать навык правописания слов с разделительным мягким знаком;
- развивать умения устанавливать связь между словами в предложении, связь предложений в тексте.
Оборудование: таблицы, игрушки героев сказок: Карлсон, Марья-Краса, Страшила, Белоснежка, картинки: заяц, волк, лисица, белка.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Что мы всегда должны помнить?
(Быть должны у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.)
- А девиз у нас какой?
(Всё должно быть под рукой.)
1) Артикуляционная гимнастика.
Лошадка, футбол.
2) Дыхательная гимнастика.
Сдувание снежинок, мячик сдулся.
3) Психологический настрой.
- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу добрые слова: ты добрый, ты умный, ты красивый, ты трудолюбивый.
II. Чистописание.
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете букву чистописания.
Подходящие ворота,
Проходи, кому охота! (Буква П)
- Назовите букву.
- Назовите звук. [п]
- Охарактеризуйте звук.
Запись в тетерадь.
III. Словарная работа.
На доске записаны слова:
К . ньки, п . льто, м . дведь, уч . тель, т . традь.
- Прочитайте слова.
- Что объединяет эти слова? (Все эти слова обозначают предметы, во всех этих словах пишется мягкий знак – показатель мягкости согласного)
- На какие две группы можно разделить слова? (Слова с мягким знаком в середине и слова с мягким знаком в конце)
- Запишите эти слова в два столбика (с комментированием).
На доске схема:
- Какое из записанных слов подходит к этой схеме? (Пальто, коньки)
- Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему?
- Для чего нужен в этих словах мягкий знак?
- Всё ли уже рассказали мы о мягком знаке?
IV. Сообщение темы урока.
- Ребята, у нас в классе сегодня необычный гость. Кто же он, угадайте. О себе он говорит так:
Друзья, открою я секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?.. (Карлсон)
- Какое правило он предлагает повторить в своей загадке? (Разделительный мягкий знак)
- Это тема сегодняшнего урока.
Карлсон хочет проверить ваше внимание. Какие слова с разделительным мягким знаком в его загадке? Назовите их (друзья, варенье, здоровье, веселье, печенье).
- Запишите эти слова (один ученик записывает на доске).
- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться писать слова с разделительным мягким знаком – это будет цель нашего урока.
V. Работа по теме урока.
1)
полёт семя
солю
польёт семья
солью
- Ребята, давайте прочитаем слова, записанные на доске и сравним их.
- Чем отличаются слова верхней строки от слов нижней строки?
На доске появляется таблица.
- Когда же надо писать разделительный мягкий знак?
2) Устная работа. (Игра “Хлопок-молчок”)
Ружьё, звенья, крыльцо, кисель, платье, Дарья, осень, грязь, перья.
3) Письменная работа.
- Запишите слова, обозначающие предметы во множественном числе:
Стул, кол, друг, дерево, колос, перо, крыло.
Проверка.
Физкультминутка.
Здравствуй лес, здравствуй лес,
Полный сказок и чудес,
С соснами и елями,
С бурыми медведями.
4) Вот и оказались мы с вами, ребята, на лесной полянке. Посмотрите, герои из каких сказок нам встретились? (Марья-Краса, Страшила, Белоснежка)
- Раз они пришла на урок русского языка, значит с орфограммой. С какой же?
Марья-Краса – с разделительным мягким знаком, Страшила – с сочетанием, Белоснежка – с парной согласной.
- На снежной странице герои сказок написали слова:
В_юга, нач_лась, жу_кая, дерев_я, зак_ч_лись, окрес_ные, суч_я, затр_щ_ли, хру_кие.
- Отгадайте, какие слова написала Марья-Краса, какие – Белоснежка, а какие – Страшила. (Устная работа)
вьюга | началась | жуткая |
деревья | закачались | окрестные |
сучья | затрещали | хрупкие |
5) Герои сказок предлагают вам составить из этих слов предложения.
Первое предложение составьте из слов первой строчки.
Запись на доске, разбор по членам предложения.
Второе предложение – из слов второй строчки. Запись с комментированием.
Третье предложение – из слов третьей строчки. Запись самостоятельно.
- Прочитайте.
- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось.
Началась жуткая вьюга. Закачались окрестные деревья. Затрещали хрупкие сучья.
- Что объединяет эти три предложения? (Эти предложения на одну тему, связаны по смыслу, получился текст)
- Как можно озаглавить наш текст?
Гимнастика для глаз.
- Ребята, посмотрите, кого увидела под ёлочкой Марья-Краса? (Зайчика)
- Пригорюнился зайчишка в такую погоду. А почему?
Замела метелица заячьи следы.
Плачет зайка беленький:
“Мама, где же ты?”
- Почему он плачет, ребята? (Замела метелица следы)
- А чьи следы замела метелица? (Заячьи следы)
Появляется табличка:
- А ещё чьи?
Появляются картинки: волк, лисица, белка.
- Марья-Краса просит вас составить и записать с этими словами предложение, чтобы оно было продолжением нашего текста.
Запись в тетрадях и на доске:
Метель замела заячьи, волчьи, лисьи, беличьи следы.
- А теперь ещё раз прочитаем весь текст, который мы записали. (Ученик читает текст)
- Что-то холодно и страшно стало в лесу. Давайте лучше вернёмся в класс.
6) Работа по учебнику. Упражнение 210.
- Прочитайте задание. Придумайте и запишите в тетрадь 3 слова с разделительным мягким знаком.
Проверка.
Домашняя работа упражнение 211.
VI. Итог урока. (На доске появляются три схемы).
- Итак, что мы сегодня с вами отрабатывали, какую орфограмму?
- Когда же пишется разделительный мягкий знак?
- Почему называется “разделительный” мягкий знак?
- Посмотрите, какая из этих схем соответствует теме сегодняшнего урока?
(Учащиеся указывают на третью схему, объясняя написание разделительного мягкого знака)