Урока русского языка "Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

- закрепить знания о разделительном мягком знаке;

- формировать умения соотносить произношение слова и его написание;

- совершенствовать навык правописания слов с разделительным мягким знаком;

- развивать умения устанавливать связь между словами в предложении, связь предложений в тексте.

Оборудование: таблицы, игрушки героев сказок: Карлсон, Марья-Краса, Страшила, Белоснежка, картинки: заяц, волк, лисица, белка.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Что мы всегда должны помнить?

(Быть должны у нас в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.)

- А девиз у нас какой?

(Всё должно быть под рукой.)

1) Артикуляционная гимнастика.

Лошадка, футбол.

2) Дыхательная гимнастика.

Сдувание снежинок, мячик сдулся.

3) Психологический настрой.

- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу добрые слова: ты добрый, ты умный, ты красивый, ты трудолюбивый.

II. Чистописание.

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете букву чистописания.

Подходящие ворота,
Проходи, кому охота! (Буква П)

- Назовите букву.

- Назовите звук. [п]

- Охарактеризуйте звук.

Запись в тетерадь.

III. Словарная работа.

На доске записаны слова:

К . ньки, п . льто, м . дведь, уч . тель, т . традь.

- Прочитайте слова.

- Что объединяет эти слова? (Все эти слова обозначают предметы, во всех этих словах пишется мягкий знак – показатель мягкости согласного)

- На какие две группы можно разделить слова? (Слова с мягким знаком в середине и слова с мягким знаком в конце)

- Запишите эти слова в два столбика (с комментированием).

На доске схема:

- Какое из записанных слов подходит к этой схеме? (Пальто, коньки)

- Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему?

- Для чего нужен в этих словах мягкий знак?

- Всё ли уже рассказали мы о мягком знаке?

IV. Сообщение темы урока.

- Ребята, у нас в классе сегодня необычный гость. Кто же он, угадайте. О себе он говорит так:

Друзья, открою я секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?.. (Карлсон)

- Какое правило он предлагает повторить в своей загадке? (Разделительный мягкий знак)

- Это тема сегодняшнего урока.

Карлсон хочет проверить ваше внимание. Какие слова с разделительным мягким знаком в его загадке? Назовите их (друзья, варенье, здоровье, веселье, печенье).

- Запишите эти слова (один ученик записывает на доске).

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться писать слова с разделительным мягким знаком – это будет цель нашего урока.

V. Работа по теме урока.

1)

полёт       семя          солю
польёт     семья        солью

- Ребята, давайте прочитаем слова, записанные на доске и сравним их.

- Чем отличаются слова верхней строки от слов нижней строки?

На доске появляется таблица.

- Когда же надо писать разделительный мягкий знак?

2) Устная работа. (Игра “Хлопок-молчок”)

Ружьё, звенья, крыльцо, кисель, платье, Дарья, осень, грязь, перья.

3) Письменная работа.

- Запишите слова, обозначающие предметы во множественном числе:

Стул, кол, друг, дерево, колос, перо, крыло.

Проверка.

Физкультминутка.

Здравствуй лес, здравствуй лес,
Полный сказок и чудес,
С соснами и елями,
С бурыми медведями.

4) Вот и оказались мы с вами, ребята, на лесной полянке. Посмотрите, герои из каких сказок нам встретились? (Марья-Краса, Страшила, Белоснежка)

- Раз они пришла на урок русского языка, значит с орфограммой. С какой же?

Марья-Краса – с разделительным мягким знаком, Страшила – с сочетанием, Белоснежка – с парной согласной.

- На снежной странице герои сказок написали слова:

В_юга, нач_лась, жу_кая, дерев_я, зак_ч_лись, окрес_ные, суч_я, затр_щ_ли, хру_кие.

- Отгадайте, какие слова написала Марья-Краса, какие – Белоснежка, а какие – Страшила. (Устная работа)

вьюга началась жуткая
деревья закачались окрестные
сучья затрещали хрупкие

5) Герои сказок предлагают вам составить из этих слов предложения.

Первое предложение составьте из слов первой строчки.

Запись на доске, разбор по членам предложения.

Второе предложение – из слов второй строчки. Запись с комментированием.

Третье предложение – из слов третьей строчки. Запись самостоятельно.

- Прочитайте.

- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось.

Началась жуткая вьюга. Закачались окрестные деревья. Затрещали хрупкие сучья.

- Что объединяет эти три предложения? (Эти предложения на одну тему, связаны по смыслу, получился текст)

- Как можно озаглавить наш текст?

Гимнастика для глаз.

- Ребята, посмотрите, кого увидела под ёлочкой Марья-Краса? (Зайчика)

- Пригорюнился зайчишка в такую погоду. А почему?

Замела метелица заячьи следы.

Плачет зайка беленький:

“Мама, где же ты?”

- Почему он плачет, ребята? (Замела метелица следы)

- А чьи следы замела метелица? (Заячьи следы)

Появляется табличка:

- А ещё чьи?

Появляются картинки: волк, лисица, белка.

- Марья-Краса просит вас составить и записать с этими словами предложение, чтобы оно было продолжением нашего текста.

Запись в тетрадях и на доске:

Метель замела заячьи, волчьи, лисьи, беличьи следы.

- А теперь ещё раз прочитаем весь текст, который мы записали. (Ученик читает текст)

- Что-то холодно и страшно стало в лесу. Давайте лучше вернёмся в класс.

6) Работа по учебнику. Упражнение 210.

- Прочитайте задание. Придумайте и запишите в тетрадь 3 слова с разделительным мягким знаком.

Проверка.

Домашняя работа упражнение 211.

VI. Итог урока. (На доске появляются три схемы).

- Итак, что мы сегодня с вами отрабатывали, какую орфограмму?

- Когда же пишется разделительный мягкий знак?

- Почему называется “разделительный” мягкий знак?

- Посмотрите, какая из этих схем соответствует теме сегодняшнего урока?

(Учащиеся указывают на третью схему, объясняя написание разделительного мягкого знака)