Предмет: неорганическая химия.
Класс: 8
Тема урока: Вездесущий кислород.
Цель урока: дать общую характеристику кислорода, познакомить учащихся с историей открытия элемента, физическими свойствами, нахождением в природе.
Задачи:
Обучающие
- Продолжить формирование понятий “химический элемент”, “простое вещество” на примере кислорода;
- Расширить представление о кислороде как самом распространенном веществе на Земле;
- Познакомить с историей открытия кислорода, его физическими свойствами.
Развивающие
- Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету химии;
- Способствовать формированию основных интеллектуальных операций: анализировать, делать выводы, составлять схемы и зарисовывать их.
Воспитательные
- Формировать коммуникативные навыки: взаимодействия и сотрудничества (работа в группах), рефлексивные умения.
Тип урока: комбинированный урок (КУ).
Методы:
- Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- Объяснение с элементами беседы, рассуждения (загадки, стихи), сопровождающиеся презентацией;
- Информационный (ИКТ);
- Вопросно-ответный способ УД (“Вспоминай-ка”);
- Игровой (“Выбирай-ка”, “Лови ошибку”).
Средства:
- Презентации,
- Раздаточный материал: план урока, лист доверия (оценивания), карта-инструкция: “Выбирай-ка”, “Лови ошибку”, правила работы в группах, классная доска, компьютер.
Организационные формы:
- Фронтальная;
- Работа учащихся малыми группами.
- Индивидуальная.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Общая цель этапа | Подготовить учащихся к уроку; Обеспечить благоприятную обстановку; Создать условия мотивации учебной деятельности; Определить цели урока; Актуализировать опорные знания учащихся. |
Форма организации УД | фронтальная |
Методы обучения | Вопросно-ответный способ УД |
Содержание учебного материала | Приветствие - проверка отсутствующих -
определение темы урока - совместное
целеполагание - создание мотивации УД - актуализация опорных знаний. Учитель: Прежде, чем мы займемся уроком, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок и сказал себе: “Я нахожусь на уроке химии. А обо всем остальном подумаю потом”. На этом уроке каждый из вас будет иметь возможность воспользоваться листом доверия, а также получить несколько оценок за урок при условии активной работы (создание мотивации). У. Атлет, придя на тренировку, не хватается сразу за штангу без разминки. Вот и мы с Вами проведем небольшую химическую разминку, потом попробуем отгадать загадку, чтобы узнать тему урока. Затем вы узнаете много интересного, потренируете мозги и даже поиграете. “Вспоминай-ка” Я вам буду задавать вопросы, а вы на них быстренько отвечать, получая бонусы. Ими вы можете воспользоваться на любом уроке (по желанию). Фронтальная беседа (актуализация опорных знаний):
МОЛОДЦЫ! Очень хорошо справились с заданием. ВНИМАНИЕ! Сейчас я вам загадаю загадку, а её отгадка – название нашей темы урока.
Запишите в тетрадях тему урока: “Вездесущий кислород”. А как вы думаете, почему кислород вездесущ? Подумайте, что каждому из вас было бы интересно узнать о кислороде? Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы, учитывая интересы воспитанников. Актуализация личностного опыта учащихся
|
Показатели реального результата | Полная готовность класса к работе
на уроке; Включение учащихся в рабочий ритм; Создание мотивации учебной деятельности; Определение темы урока; Совместное целеполагание; Актуализация опорных знаний, личностного опыта учащихся. |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Общая цель этапа | Обеспечить восприятие осмысления и
первичного запоминания знаний; Расширить представление о кислороде: истории открытия, нахождении в природе, его физических свойствах. Вызвать познавательный интерес у учащихся к предмету через удивительное (презентация, стихи, сказка); Формировать умение анализировать, делать выводы. |
Форма организации учащихся | коллективная |
Методы обучения | ИКТ |
Содержание учебного материала | История открытия кислорода. (презентация, слайд) Главным открывателем кислорода является французский химик Антуан Лавуазье, который в 1775 году установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах. Антуан Лавуазье создал кислородную теорию горения (слайд3). Позднее стали изучать свойства кислорода. Изучим их и мы. Общая характеристика кислорода (презентация, слайд 4) Химический знак кислорода – О Относительная атомная масса – 16 Химическая формула простого вещества – О2 Относительная молекулярная масса – 32 В соединениях кислород обычно двухвалентен. У. предлагает учащимся на основе общей характеристики кислорода развести понятия “элемент” и “простое вещество” (можно воспользоваться планом характеристики). 3. Нахождение в природе. (презентация, слайд) У. предлагает послушать стихотворения, которые читают учащиеся: Ученик 1.
Ученик 2.
Ученик 3.
Презентация В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода (слайд 5). Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами – 49% (слайд 6). В связанном состоянии он находится в почве, минеральных рудах. В песке – 53%, в глине – 56%(слайд 7). В составе воды, рек, озер, морей и океанов содержится – 80% кислорода (слайд 8). В организме человека в связанном состоянии содержится до 65% кислорода (слайд 9). Кислород является важным составляющим элементом растений и животных (слайд 10). После просмотра презентации У. задает вопрос: где в природе встречается кислород? Вопрос: Верно ли высказывание: мы ходим по кислороду, мы пьем кислород, мы дышим кислородом? Ответ: Да (кислород входит в состав земной коры, воды, воздуха, поэтому это утверждение верно). Физические свойства кислорода. У. предлагает учащимся послушать познавательную сказку о добром юноше и понять о чем в этой сказке шла речь? Он был очень тихим и добрым юношей: без цвета, вкуса и запаха. Всю свою жизнь он странствовал по белому свету, прячась и скрываясь ото всех. Даже имени у него не было, сирота он был. Родителей он своих тоже не помнил. Много встречалось на его пути людей добрых и не очень. Но вот как-то раз в далекой-далекой Франции повстречал юноша ученого по имени Антуан. Юноша так понравился ему, что тот пригласил его в свою химическую лабораторию и подарил ему красивое имя OXSIGENIUM-рождающий кислоты, а в России его стали звать Кислородом. Однажды, в лабораторию заглянула красавица Вода и она так понравилась Кислороду, что он захотел раствориться в ней без остатка, но ничего из этого не вышло, потому что в 100 объемах Воды, растворяется всего 3 объема Кислорода. Тогда Кислород очень отчаялся и при Т -183С превратился в жидкость голубого цвета, а при Т – 219 С – затвердел и превратился в кристаллы синего цвета. Как только не пытались Друзья утешить и развеселить своего друга, чтобы он снова стал как прежде! Но Кислород превратился в Невидимку и удрал. До сих пор блуждает он по белому свету и ищет свое счастье. Ответ учащихся: о свойствах кислорода. У: какими же физическими свойствами обладает кислород? (вместе с учащимися составляют схему), (слайд 11). |
Показатели реального результата | Активные действия учащихся с
объемом изучения; Вызван познавательный интерес к предмету через интересные сообщения о кислороде. |
ЭТАП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Общая цель этапа | Обеспечить усвоение новых знаний и
способов действий на уровне применения; Формировать коммуникативные умения воспитанников; Вызвать осознание ценности совместной работы, доверия (реализуемое через лист оценивания); Развивать оценочные суждения. |
Форма организации учащихся | Работа малыми группами |
Методы обучения | дидактическая игра |
Содержание учебного материала | Игра “Выбирай-ка” У. класс разбивается на малые группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Вместо пропущенных слов из справки необходимо подобрать нужное слово и вписать в предложение. Подбери нужное слово. Кислород – это … газ, самый … элемент в земной коре. Он … воздуха, … в воде. Слова для справок: малорастворим, вещества, тяжелее, распространенный, бесцветный. Проверка задания происходит через компьютер (слайд13).
Учащиеся сами оценивают свое задание и вносят баллы в лист доверия (оценивания). |
Показатели реального результата | Самостоятельное выполнение
задания, требующее применения знаний, полученных
на уроке; Осознание ценности совместной работы, формирование коммуникативных умений; Развитие оценочных суждений, осознание ценности доверия. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Общая цель этапа | Формирование целостной системы
ведущих знаний по теме; Продолжить развитие оценочных суждений; Вызвать осознание ценности доверия. |
Форма организации учащихся | Индивидуальная работа |
Методы обучения | игра |
Содержание учебного материала | “Лови, ошибку!” Задание: В каждом задании кроме правильного ответа есть и ошибки. Ваша задача найти ошибки и зачеркнуть их, оставив правильные ответы не зачеркнутыми. Система оценивания:
Проверка осуществляется посредством компьютера (слайд 14). 1. Кто установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах? а) Д.Пристли б) К.Шееле в) П.Байен г) А.Лавуазье 2. “Крестики-нолики” Выигрышный путь – формулы, обозначающие атомы элемента кислорода: О2 Н2О 2О FeO 5O SO2 O 5O2 O3 3. “Крестики-нолики”. Выигрышный путь – формулы, обозначающие простые вещества: 5H2O O3 H2O 6S O2 3H2O Fe H2 N2O 4. Валентность кислорода в соединениях: а) I б) III в) IV г) II 5. Относительная молекулярная масса кислорода: а) 32 б) 18 в) 16 г) 29 |
Показатели реального результата | Активная и продуктивная
деятельность учащихся; Развитие оценочных суждений; Осознание ценности доверия. |
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Общая цель этапа | Мобилизация учащихся на рефлексию
своей деятельности; Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
|||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учащихся | Коллективная | |||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала | Совместное обсуждение урока и листа
доверия (оценивания). ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания) Ф.И. ученика _______________________
На уроке узнал много нового и интересного Выставление оценок. |
|||||||||||||||||||||||||||
Показатели реального результата | Рефлексия собственной деятельности |