Цель:
- Научить ребенка выделять заданный звук на фоне слова.
- Научить ребенка четко произносить звуки “Б” и “Б’”, формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
- Определять положение звука в слове.
- Закреплять понятие согласного звука, уметь давать характеристику звука.
- Развивать графические навыки, пространственную ориентировку.
- Закреплять последовательность элементов автоматизированного ряда.
- Закреплять адекватное использование предложных конструкций в активной речи детей.
Оборудование:
- Предметные картинки, в названии которых есть звук “Б”.
- Артикуляционный уклад звука “Б”.
- Индивидуальные зеркала.
- Тетради по количеству детей.
Оборудование к дидактическим играм “Мыльные пузыри”, “Мозаика”, “Цепочка слов”, цифры на магнитах от 1 до 10.
Ход занятия
1. Организационный момент. На магнитной доске помещаются цифры от 1 до 10, дети их называют. Затем отвечают на вопросы: какая цифра первая? Последняя? Далее детям предлагается закрыть глаза и с доски убирается любая цифра. Дети называют исчезнувшую цифру, отвечают на вопросы между какими цифрами стояла пропавшая цифра, какие цифры находятся перед и после заданной цифры. Игра проводится 2-3 раза.
2. Знакомство со звуком “Б”.
Логопед: “Послушайте внимательно и скажите, какой звук часто слышится в скороговорке (на доске появляется забавная картинка с изображением барана).”
У Барана Бобы болят зубы.
Правильно, это звук “Б”.
Возьмите зеркала, произнесите звук “Б” и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук “Б”?
Дети: “Губы сомкнуты”.
После ответа детей на доске помещается картинка с изображением сомкнутых губ.
Логопед: “Что, потом происходит с губами, откуда выходит воздух?”
Дети: “Губы раскрываются и выходит воздух”.
На доске - картинка и изображением стрелочки, это воздушная струя.
Логопед: “Скажите есть преграда для выдыхаемого воздуха, когда вы произносите звук “Б”?”
Дети: “Да, есть, эта преграда губы”.
На доске картинка - забор, это преграда.
Логопед: “Давайте, попробуем спеть песенку звука “Б”, песенка получилась очень короткой.
Скажите, какой это звук, песенка не поется, есть преграда во рту для выдыхаемого воздуха?”
Дети: “Звук “Б” согласный”.
Таким образом, дети под руководством педагога приходят к выводу о том, что звук “Б” согласный.
Логопед: “Молодцы, и обозначать мы его будем каким цветом?”
Дети: “Синим”.
Детям зачитывается несколько строк из стихотворения о мягких и твердых звуках.
Логопед: “Послушай. Как ласковы мягкие звуки:
Ель, капель, мель, метель.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко,
Послушайте: стол, укол.
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее, он даже зол”.
Далее предлагается самостоятельно назвать мягкий звук “Б’”.
Поясняется, что мягкий звук обозначается фишкой зеленого цвета.
Логопед: “ Давайте проверим, какой это звук звонкий или глухой. Положите ладони тыльной стороной на горлышко и произнесите звук “Б”. Ощущаете работу голосовых складок?”
Дети: “Да”.
Логопед: “Если работают голосовые складки, то звук звонкий или глухой?”
Дети: “Звонкий”.
На доске рисунок - колокольчик.
Далее к доске приглашается ребенок и по картинкам – схемам повторяется характеристика звука “Б”. Звук “Б” согласный, звонкий, твердый, а мягкий звук, “Б’”. (Приложение 1)
3. Игра “Мыльные пузыри”. Выделение звука “Б” и “Б’” из ряда слогов. Ба, би, бо, бы, бя, бю, бэ, бе. У детей в руках два круга: синий и зеленый, это “цветные мыльные пузыри”. В зависимости от того какой звучит звук твердый или мягкий дети поднимают зеленый или синий круг.
4. Физкультурная минутка. “Делай с нами”.
- Как живешь?
- Вот так! (Дети показывают большой палец обеих рук, остальные пальцы сжаты в кулак.)
- Как идешь?
- Вот так! (Шагают на месте)
- Как берешь?
- Вот так! (Тремя пальцами, одной руки дети берут воображаемый предмет)
- Как даешь?
- Вот так! (Протягивают вперед руки с раскрытыми ладонями)
- Как грозишь?
- Вот так! (Грозят указательным пальцем)
- А как ночью спишь?
- Вот так! (Складывают руки лодочкой, кладут на них голову, приседают) Во время игры “Делай с нами” выбирается один ведущий, который задает вопросы, остальные дети показывают соответствующие движения и проговаривают слова.
5. Игра “Мозаика”
Выделение звуков “Б” и “Б’” из слов. Выкладывание мозаики из цветных фишек. Нахождение звука “Б” или “Б’” в словах, определение места звука в слове. У детей игровое поле, в виде квадрата, разделенного на девять маленьких квадратиков. Фишки двух цветов: зеленые и синие. Ход игры: если в слове слышится твердый звук “Б”, то выкладывается фишки синего цвета, если мягкий то зеленого. Дополнительный вопрос, где находится звук “Б” в слове: в начале, середине или в конце.
Дополнительные задания: подсчет слов с мягким звуком “Б’” и с твердым звуком “Б”. Одно – два задания на пространственную ориентировку. Какая фишка лежит в правом верхнем углу, какая фишка лежит посередине игрового поля?
Слова: брошка, братик, бегемот, забор, кубик, арбузы, бегать, баран, глобус (Приложение 2).
6. Знакомство с буквой Б. Повторяем с детьми, что звуки мы произносим и слышим, при этом дети дотрагиваются до своих ушей и глаз, а буквы мы видим и пишем. Логопед зачитывает стихотворение.
Б – большая бочка с краном, пьем из бочки утром рано.
Изображение буквы Б вывешивается на доске.
7. Дети собирают букву Б из счетных палочек.
8. Дети собирают разрезную картинку с буквой Б.
9. Физкультурная минутка. Письмо буквы Б в воздухе, под проговаривание стихотворения. “Пишем” букву указательным пальцем правой руки, кистью правой руки, ногой, туловищем, пальцем руки на спине соседа.
Работа в тетради. Дети печатают букву Б в тетрадях в крупную клетку. Работают простыми карандашами.
Во время работы в тетрадях педагог проходит, помогает детям, оценивает работу детей, выставляет звездочки в тетрадях.
10. Итог занятия. О каком звуке мы с вами говорили сегодня на занятии?
Характеристика звука “Б”, с опорой на схему вывешенную на доске. Отвечает один – два ребенка.
Оценка деятельности детей. Один из детей, вывешивает картинку с буквой Б в синий вагончик поезда. Макет поезда с красным и синими вагончиками находится на одной из стен группы.
Список используемой литературы.
1. Сборник домашних заданий., З.Е. Агранович - “Детство–пресс” С-П., 2005
2. Звуки на все руки., Л.Я Гадасина, О.Г. Ивановская - “Детство – пресс” С-П., 2003
3. Дошкольная логопедическая служба. Под редакцией О.А.Степановой - Творческий центр., М., 2006.
4. Ознакомление дошкольника со звучащим словом., Г.А.Туманова - “Мозаика – синтез” ., М., 2006.