План фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква Б, мягкий и твердый звук Б"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • Научить ребенка выделять заданный звук на фоне слова.
  • Научить ребенка четко произносить звуки “Б” и “Б’”, формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
  • Определять положение звука в слове.
  • Закреплять понятие согласного звука, уметь давать характеристику звука.
  • Развивать графические навыки, пространственную ориентировку.
  • Закреплять последовательность элементов автоматизированного ряда.
  • Закреплять адекватное использование предложных конструкций в активной речи детей.

Оборудование:

  • Предметные картинки, в названии которых есть звук “Б”.
  • Артикуляционный уклад звука “Б”.
  • Индивидуальные зеркала.
  • Тетради по количеству детей.

Оборудование к дидактическим играм “Мыльные пузыри”, “Мозаика”, “Цепочка слов”, цифры на магнитах от 1 до 10.

Ход занятия

1. Организационный момент. На магнитной доске помещаются цифры от 1 до 10, дети их называют. Затем отвечают на вопросы: какая цифра первая? Последняя? Далее детям предлагается закрыть глаза и с доски убирается любая цифра. Дети называют исчезнувшую цифру, отвечают на вопросы между какими цифрами стояла пропавшая цифра, какие цифры находятся перед и после заданной цифры. Игра проводится 2-3 раза.

2. Знакомство со звуком “Б”.

Логопед: “Послушайте внимательно и скажите, какой звук часто слышится в скороговорке (на доске появляется забавная картинка с изображением барана).”

У Барана Бобы болят зубы.

Правильно, это звук “Б”.

Возьмите зеркала, произнесите звук “Б” и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук “Б”?

Дети: “Губы сомкнуты”.

После ответа детей на доске помещается картинка с изображением сомкнутых губ.

Логопед: “Что, потом происходит с губами, откуда выходит воздух?”

Дети: “Губы раскрываются и выходит воздух”.

На доске - картинка и изображением стрелочки, это воздушная струя.

Логопед: “Скажите есть преграда для выдыхаемого воздуха, когда вы произносите звук “Б”?”

Дети: “Да, есть, эта преграда губы”.

На доске картинка - забор, это преграда.

Логопед: “Давайте, попробуем спеть песенку звука “Б”, песенка получилась очень короткой.

Скажите, какой это звук, песенка не поется, есть преграда во рту для выдыхаемого воздуха?”

Дети: “Звук “Б” согласный”.

Таким образом, дети под руководством педагога приходят к выводу о том, что звук “Б” согласный.

Логопед: “Молодцы, и обозначать мы его будем каким цветом?”

Дети: “Синим”.

Детям зачитывается несколько строк из стихотворения о мягких и твердых звуках.

Логопед: “Послушай. Как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, мель, метель.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко,
Послушайте: стол, укол.
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее, он даже зол”.

Далее предлагается самостоятельно назвать мягкий звук “Б’”.

Поясняется, что мягкий звук обозначается фишкой зеленого цвета.

Логопед: “ Давайте проверим, какой это звук звонкий или глухой. Положите ладони тыльной стороной на горлышко и произнесите звук “Б”. Ощущаете работу голосовых складок?”

Дети: “Да”.

Логопед: “Если работают голосовые складки, то звук звонкий или глухой?”

Дети: “Звонкий”.

На доске рисунок - колокольчик.

Далее к доске приглашается ребенок и по картинкам – схемам повторяется характеристика звука “Б”. Звук “Б” согласный, звонкий, твердый, а мягкий звук, “Б’”. (Приложение 1)

3. Игра “Мыльные пузыри”. Выделение звука “Б” и “Б’” из ряда слогов. Ба, би, бо, бы, бя, бю, бэ, бе. У детей в руках два круга: синий и зеленый, это “цветные мыльные пузыри”. В зависимости от того какой звучит звук твердый или мягкий дети поднимают зеленый или синий круг.

4. Физкультурная минутка. “Делай с нами”.

- Как живешь?

- Вот так! (Дети показывают большой палец обеих рук, остальные пальцы сжаты в кулак.)

- Как идешь?

- Вот так! (Шагают на месте)

- Как берешь?

- Вот так! (Тремя пальцами, одной руки дети берут воображаемый предмет)

- Как даешь?

- Вот так! (Протягивают вперед руки с раскрытыми ладонями)

- Как грозишь?

- Вот так! (Грозят указательным пальцем)

- А как ночью спишь?

- Вот так! (Складывают руки лодочкой, кладут на них голову, приседают) Во время игры “Делай с нами” выбирается один ведущий, который задает вопросы, остальные дети показывают соответствующие движения и проговаривают слова.

5. Игра “Мозаика”

Выделение звуков “Б” и “Б’” из слов. Выкладывание мозаики из цветных фишек. Нахождение звука “Б” или “Б’” в словах, определение места звука в слове. У детей игровое поле, в виде квадрата, разделенного на девять маленьких квадратиков. Фишки двух цветов: зеленые и синие. Ход игры: если в слове слышится твердый звук “Б”, то выкладывается фишки синего цвета, если мягкий то зеленого. Дополнительный вопрос, где находится звук “Б” в слове: в начале, середине или в конце.

Дополнительные задания: подсчет слов с мягким звуком “Б’” и с твердым звуком “Б”. Одно – два задания на пространственную ориентировку. Какая фишка лежит в правом верхнем углу, какая фишка лежит посередине игрового поля?

Слова: брошка, братик, бегемот, забор, кубик, арбузы, бегать, баран, глобус (Приложение 2).

6. Знакомство с буквой Б. Повторяем с детьми, что звуки мы произносим и слышим, при этом дети дотрагиваются до своих ушей и глаз, а буквы мы видим и пишем. Логопед зачитывает стихотворение.

Б – большая бочка с краном, пьем из бочки утром рано.

Изображение буквы Б вывешивается на доске.

7. Дети собирают букву Б из счетных палочек.

8. Дети собирают разрезную картинку с буквой Б.

9. Физкультурная минутка. Письмо буквы Б в воздухе, под проговаривание стихотворения. “Пишем” букву указательным пальцем правой руки, кистью правой руки, ногой, туловищем, пальцем руки на спине соседа.

Работа в тетради. Дети печатают букву Б в тетрадях в крупную клетку. Работают простыми карандашами.

Во время работы в тетрадях педагог проходит, помогает детям, оценивает работу детей, выставляет звездочки в тетрадях.

10. Итог занятия. О каком звуке мы с вами говорили сегодня на занятии?

Характеристика звука “Б”, с опорой на схему вывешенную на доске. Отвечает один – два ребенка.

Оценка деятельности детей. Один из детей, вывешивает картинку с буквой Б в синий вагончик поезда. Макет поезда с красным и синими вагончиками находится на одной из стен группы.

Список используемой литературы.

1. Сборник домашних заданий., З.Е. Агранович - “Детство–пресс” С-П., 2005

2. Звуки на все руки., Л.Я Гадасина, О.Г. Ивановская - “Детство – пресс” С-П., 2003

3. Дошкольная логопедическая служба. Под редакцией О.А.Степановой - Творческий центр., М., 2006.

4. Ознакомление дошкольника со звучащим словом., Г.А.Туманова - “Мозаика – синтез” ., М., 2006.