Перед проведением классного часа воспитанникам ЦДТ было дано задание, записать воспоминания членов семей о тимуровском движении.
Ответы были следующие:
25% – «о тимуровском движении у нас никто не помнит»,
75% – «дедушки и бабушки принимали участие в тимуровском движении».
Цель занятия: Формирование собственного понимания нравственно-патриотической и гражданской позиции, воспитание осознанного участия в тимуровском движении и толерантности.
Задачи:
- Закрепить значение понятий: тимуровское движение, ответственность, гражданственность, нравственность, патриотизм, толерантность.
- Развивать умение работать в группе, вести дискуссию, диалог и отстаивать свою точку зрения.
- Воспитывать любовь и уважение к истории, толерантность, чувство сопричастности молодого поколения наших дней к чувствам и памяти поколения 20-30 годов XX столетия.
Ход занятия
I. Вступительное слово:
Ежегодно наша страна отмечает День Победы. Демонстрируются фильмы военных и довоенных лет, ветеранов приглашают на телевидение. В средствах массовой информации печатаются фотографии и статьи. Государство к празднику выделяет им материальную помощь. А как сейчас они живут? О чём они помнят? Чем гордятся и о чём жалеют?
Цель нашего классного часа – осознание своей доли, своих чувств, ощущений, переживаний, дум и мыслей о тимуровском движении.
Тимуровское движение актуально и сегодня. Именно в совместной деятельности детей и подростков формируются гуманные отношения, проявляются такие качества как сорадование, сострадание, коллективизм, солидарность. Тимуровская работа является показателем положительной перестройки межличностных отношений. От характера их деятельности во многом зависит воспитание нравственно-значимых и гражданских качеств личности. Получает развитие интерес к вехам истории нашей Родины, республики, города, армии, народа. Вехи истории – это три угла: вчера, сегодня, завтра. «Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений. «Сегодня» – возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры. «Завтра» - гармонично развитая личность.
У детей и подростков есть потребность говорить о таких понятиях, как совесть, радость, умение быть благодарным, любовь, милосердие, сострадание. Этому подтверждение – вышедшие сборники детских стихов, рассказов: «Мой дедушка принёс Победу!», «Мой папа служил в Афганистане», «Я пишу о войне….», «Мой папа – милиционер» и др. Но нельзя ограничиться только разговорами, необходима разнообразная деятельность. К 65летию Победы в Великой Отечественной войне проводятся акции: уборка в квартире ветерана, покупка продуктов питания, сбор вещей для малообеспеченных семей, книге – вторая жизнь и другие. Воспитанники охотно принимают участие в работе клуба солдатских матерей, 125 своих работ декоративно-прикладного творчества вручили ветерана войны и труженикам тыла.
II. Основная часть.
Сегодня мы с вами поговорим о тимуровском движении, о том, какого человека можно назвать милосердным? Какими качествами он должен обладать?
Чтобы облегчить работу предлагаю воспитанникам проследить цепочку воспоминаний:
«В моей семье тимуровским движением занимались…»
«Мне посчастливилось услышать от деда, от бабушки…»
«Семейная реликвия – как частица моей малой Родины»
В руках у рассказывающего воспитанника свеча-символ памяти, которая передаётся, как эстафета друг другу.
Коллективная творческая деятельность.
Воспитанники делятся на 3 подгруппы. Каждой подгруппе предлагаются такие слова, как тимуровское движение, ответственность и гражданственность, милосердие и патриотизм, даётся задание – дать определение этим понятиям, рассказать об их значении, придумать ситуацию, в которой присутствует данное понятие. На работу отводится 5 минут.
Презентация работ.
Подведение итогов сказанному.
Тимуровское движение – возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 года под влиянием повести А.Голикова «Тимур и его команда», ребята оказывали помощь семьям военнослужащих, ветеранам, престарелым, детсадам.
Ответственность и гражданственность – отношение личности к обществу в школе, Центре детского творчества, и другим окружающим, отвечать за свои поступки, прилежность, выполнять все задания и доводить начатое дело до конца.
Милосердным человеком можно назвать такого, который способный делать добро другому человеку независимо от его происхождения и социального статуса, умеет подняться над своими желаниями и отдать приоритет нуждающемуся, обладает чувством собственного достоинства, коммуникабельный и самокритичный.
Патриот – любитель Отечества.
Быть патриотом,… Что это значит?
А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
И.Ф. Камская
Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - уважение к представителям различных этносов, религий и культур. Толерантность является непременным условием выживания и развития современной цивилизации.
Для Республики Татарстан, в силу ее многонационального состава и многоконфессиональности, особенную актуальность приобретает формирование толерантности, проявление терпимости к другому образу жизни, обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям.
Важно заниматься созидательной деятельностью, создавать положительный образ каждой нации, знакомить людей с особенностями культуры разных народов, населяющих наш регион, чтобы наш Татарстан и дальше развивался и процветал и мы стали достойными продолжателями традиций отцов и дедов.
Какие качества присущи толерантной личности?
- гражданственность и патриотизм;
- миротворчество;
- неприятие насилия;
- гуманность;
- нравственность и духовность;
- интеллигентность;
- уважение семейных традиций.
Тимуровская работа по оказанию помощи ветеранам и работникам тыла.
Мы с вами на занятие разработаем план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам, труженикам тыла и тем, кто нуждается в нашей помощи. Этим самым мы сможем почувствовать, осознать, сделать ближе то, что всегда было рядом, но было незначимым: боль и радость старшего поколения.
Задание воспитанникам:
Разделится на 2 команды, и определить какую реальную помощь они могут оказать старшему поколению.
- Подготовка подарков в кружках и объединениях декоративо-прикладного творчества.
- Проведение акций: «Чистые окна», «Чистый дом», «Сладкий пирог».
- Уборка на могилах погибших воинов.
- Акция «Я и моё старшее поколение».
- Отчёт «Мой вклад в тимуровское движение».
- Деятельность волонтерских групп по оказанию посильной помощи детям семей переселенцев.
- Организация благотворительных акций по сбору письменных и канцелярских принадлежностей, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря, одежды и игрушек для детей семей переселенцев, нуждающихся в помощи.
- Организация встреч, круглых столов с фондом социальной защиты г. Зеленодольска, представителями администрации ЗМР РТ с целью внедрения совершенных форм работы, организационной помощи в проведении мероприятий и акций.
- Организация поисковых экспедиций по данной проблеме.
- Создание Интернет-форума, с целью ознакомления с опытом других регионов и обмена результатами работы поданному направлению.
III. Заключительная часть.
Игра-упражнение «Закончи предложение»
В тимуровском движении самое главное для меня…
Инновация тимуровского движения – это…
Действительно, инновационной формой в работе может стать:
- организация виртуального музея; на сайте школы сделать страничку музея размещать фотографии, экспонаты, письма, материалы поисковой работы об истории тимуровского движения, обновлять материалы, знакомить с опытом других регионов и тогда – сохранится память о нём
- создание мультимедийных проектов «Это наша с тобой биография…»; (история, настоящее, перспективы развития движения, пожелания старшего поколения).
- пополнение музея Центра детского творчества «Время выбрало вас…» стендами, посвящённые тимуровскому движению.
Выводы занятия.
Каждое поколение после себя оставляет след. Он действует в отведённое ему время,
что-то теряется, рушится, а что-то ценится, приумножается и передаётся из одного поколения в другое. Проживая, преодолевая препятствия своего времени, этот след приносит своё мироощущение. Высвечивает какие-то цели по отношению к другим, и если, это стоящее, понятное и доступное для очередного поколения, то в таких случаях говорят, это классика, то есть создано то, что вышло за рамки этого поколения, оно стало близким для понимания и осознания любому возрасту.
Наш классный час завершается. Для того, чтобы противостоять миру зла, нам необходимо иметь чёткую жизненную позицию и постоянно работать над самосовершенствованием, уметь сделать правильный осознанный выбор, быть активным! Тимуровское движение – ответственное дело, которое и является одним из показателей нравственного и гражданского воспитания.
Включение мероприятий, разработанных на классном часе, в планы воспитательной работы школ и ЦДТ придаст новый импульс в реальном воспитании гражданственности, нравственности и толерантности в достижении гармонизации межнациональных отношений народов, проживающих на территории России.
Только межнациональный мир, стремление к добру и согласию, атмосфера взаимопонимания и доверия, терпимость во взаимоотношениях народов, поддержка их культуры, языков, традиций, обычаев, вероисповедании – приведёт наш регион к процветанию.
В заключение предлагаю 3-минутный видеоролик, который направлен на закрепление темы занятия, фотографии демонстрируют:
- «Патриотизм и гражданственность» – любовь к родному дому, к отчему краю, гражданское самосознание, ответственность за собственную судьбу, судьбу своего народа, Родины, средствами организации работы в музее «Время выбрало нас!», организации встреч с представителями Управления внутренних дел, администрации ЗМР РТ, СМИ;
- «Саморазвитие» – становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, средствами организации работы творческих мастерских различных направлений образовательной сферы, с учётом межнационального воспитания;
- «Нравственность, духовность» – гуманистические отношения к другому народу, воспитание уважения и принятие их культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям, средствами организации этнографических, поисковых экспедиций;
- «Интеллектуальность» – познавательные способности в области знания истории и основ поисковой работы, потребность применять знания на практике, работа консультационного пункта на базе ЦДТ в помощь педагогам, работающим по проблеме;
- «Трудолюбие и конкурентоспособность» – умение реализовать свои притязания на право занять социально значимое место в обществе, через организацию профильных лагерей для детей и подростков по проблеме.