Применение новых инновационных методик преподавания в образовательном процессе танцевальной студии

Разделы: Начальная школа


В процессе изучения хореографической дисциплины необходимо использовать искусство кино, музыку и другие виды в различных сочетаниях, в органическом единстве с изучаемым материалом; обогащать восприятие, развивать творческое воображение, фантазию учащихся, особенно младших школьников, так как без этого не возможно развитие гармоничной личности.

Разработаны 4 примера занятий, с использованием различных эстетических средств обучения. Это занятие с просмотром фильмов-балетов, занятие с прослушиванием классической музыки, занятие с просмотром репродукций художников, занятие с творческими заданиями. Все эти занятия были созданы и уже апробированы в работе.

Такая форма проведения занятий очень интересна учащимся, дети быстрее усваивают преподаваемый материал.

Занятие по теме “Позиции ног и рук”, вызывает большой эмоциональный подъем и интерес у учащихся начальной школы. Т.к. с начала урока внимание детей сосредоточено на ММП, показывающем репродукции Эдгара Дега, Ренуара, Яковлева, что способствует заинтересованности учащихся к изучаемому вопросу.

После вступительной беседы школьникам предлагается, вспомнить изображенных на картинах танцовщиц и изобразить в движении эту прекрасную позу, как будто художник пишет их образ. Дети с удовольствием включаются в творческий поиск, каждый выбирает понравившуюся репродукцию и импровизирует танцевальную позу. Позы выполняются под звучащую фоном музыку И.Брамса “Симфония № 3” в исполнении симфонического оркестра.

Свое отношение к репродукциям школьники выражают через описание увиденного определенной интонацией, выразительностью речи, оценкой прекрасного, у них проявляется сосредоточенный подход к выполнению задания.

Такое вступление к изучению материала знакомит детей с направлениями в живописи и творчеством художников, помогает активизировать учащихся, вовлечь в процесс обучения, дает возможность фантазировать, высказывать свои суждения.

Изучение позиций рук и ног считается одной из сложных тем для усвоения, т.к. требует хорошо развитой зрительной памяти. Для того чтобы, помочь ученику запомнить информацию, необходимо использовать, как можно больше средств воздействия.

На этом занятии используются не только репродукции художников, но и музыкальные произведения, просмотр отрывков из балета, а также творческие задания. Детям предлагается разделиться на две группы, используя изученные позиции сочинить комбинации движений в образе птицы. Школьники с увлечением сочиняют и прекрасно справляются с заданием.

Использование живописи, при объяснении танцевального материала (стиля хореографии, отдельных элементов движений) помогает ярче преподать изучаемый материал.

Такая форма работы повышает интерес к занятиям по хореографии и изобразительному искусству, книгам о творчестве художников. Происходит обогащение знаний по живописи и искусству танца, появляются самостоятельные суждения об особенностях изобразительного искусства, желание узнать больше о современных направлениях в искусстве, возникает духовная потребность общения.

При изучении темы “Жизнь танца в литературе”, на протяжении всего занятия учащиеся знакомятся с литературными произведениями разных авторов. Раскрыть содержание исполнения элементов русского пляса, помогают фрагменты из сказок по мотивам Кристофера Виланда “Волшебная флейта”, В.Гауфа “Холодное сердце”, П.Бажов “Огневушка-поскакушка”, Г.Х.Андерсена “Волшебный холм”.

Перед изучением танцевального элемента “поворот по кругу” звучит отрывок из сказки П.Бажова “Огневушка-поскакушка”, в этом произведении ярко описывается исполнение “танцевальных кругов”.

При исполнении поворота звучит народная музыка “Плясовая”, что еще больше усиливает воздействие на личность школьников. Ученики часто выражают желание выучить больше элементов русского пляса.

Литература так же имеет связь с искусством танца. Искусство, воплощенное в слове, не менее близко и доступно детям, чем живопись, т.к. при его посредничестве, описание какого-либо стиля танца, характера исполнения, образа балерины или танцевального движения, более красочно и красиво.

Прослушивание музыки необходимо при создании танцевальных образов, при выполнении заданий по актерскому мастерству, групповых заданий по сочинению танцевальных этюдов. Возможно сочетание наглядного показа картин и прослушивание музыки, это еще больше усилит влияние на эмоциональный фон учеников.

При изучении “Пластики рук ” на занятии дети прослушивают музыкальные произведения известных композиторов-классиков: А.Вивальди, П.Чайковского, И.Римского-Корсакого. В начале урока звучит произведение П.Чайковского “Белые ночи” – “Май”.

После прослушивания ученикам дано задание, под эту музыку сделать импровизационные движения рук в темпе звучания музыки. Далее на занятии изучаются различные движения рук, которые сопровождаются звучанием классической музыки. После выполнения задания школьники знакомятся с авторами различных произведений, педагог рассказывает о творчестве этих великих композиторов.

В ходе урока дети знакомятся с произведениями классической музыки, узнают имена композиторов, изучают движения рук.

Проведение таких уроков помогает пробудить интерес к занятиям, развить образное мышление и эстетическое восприятие.

Иной подход в проведении занятия используется при изучении темы: “Виды приседаний в классическом танце”. На этом уроке школьники просматривают отрывки из фильмов балетов – “Золушка”, “Спящая Красавица”, “Жар-птица”. После изучения понятий “полуприседание” (demi-plie) и “большое приседание” (grand-plie), рассмотрения правил исполнения движений, учащимся показываются отрывки из фильмов-балетов.

Практика подтвердила, что занятия по хореографии с использованием эстетических средств обучения, способствуют формированию эстетического отношения младших школьников к окружающему миру, но необходимым условием возникновения состояния заинтересованности учащихся в обучении, является наличие новизны, т.е. наличие новой информации на всех этапах работы.

Использование различных видов искусства в процессе обучения, не только повышает культуру учащихся, но и развивает их познавательные силы и возможности, повышает уровень знаний по хореографии.

Цели занятия:

  • Познакомить учащихся со стилями классического и современного танца.
  • Изучить позиции рук и ног, в исполнении 2-х направлений танца.
  • Познакомить с творчеством художников Дега, Яковлева, Ренуара.
  • Развить фантазию, воображение, ассоциативное мышление. Воспитать интерес к танцу.

Оборудование: ПМП, диск с репродукциями художников, диск с записью исполнителей танца, стулья на количество учеников. Музыкальный центр, диск классической музыки “Русская симфоническая музыка”, современной музыки “Дип Форест”. Сердечки для поощрения учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент (поклон, объявление темы занятия).

Учитель: Здравствуйте! На занятиях по танцу, педагога принято приветствовать поклоном. Я прошу вас сделать мне импровизированный поклон, как бы вам хотелось со мной поздороваться.

Прекрасно! Но вы это сделали, как умели, а я на своих занятиях обучаю делать все движения тела красиво. А что же такое красота? Ученик отвечает. Садитесь, пожалуйста. (3 мин.)

2. Беседа с учащимися

Учитель: Красота то, что окружает нас, но не каждый может видеть ее. Она может выражаться в окружающей нас природе: падающий с дерева листочек или падающий снег; в красоте возвышающихся зданий и строений, красоте человека и его поступках, а так же в произведениях искусства. Красоту музыки, музыкант изображает звуками, красоту литературных произведений, писатель отражает языком пера, красоту живописи, художник пишет красками. Ну, а красота танца – это язык движений и жестов. Танец – это такое великолепное действие, что его воспевают все виды искусства (2 мин).

На ММП показ репродукции Эдгара Дега “Балетный класс мадам Кардиналь”, “Завершающий арабеск”, “Танцовщицы в поклонах”, “Танцевальный зал”.

Учитель: Посмотрите на эти репродукции, их написал Эдгар Дега.

Учитель: Как вы думаете, какой стиль танцевального искусства изображал этот художник?

Предлагаемый ответ: Балет.

Учитель: Дега писал танцовщиц несколько под другим углом, не так как изображают другие художники. Иногда он писал из-за кулис, иногда в грим-уборной, на репетициях. Поэтому его изображение больше напоминает современный танец, т.к. в этом стиле танца движения не понятны или даже смешны.

Показ репродукции А.Е.Яковлева “Анна Павлова”, Ренуара “Балерина”.

Учитель: Посмотрите эти репродукции других художников: Яковлев “Анна Павлова” и Ренуар “Балерина”. Они тоже изображали в своих работах красоту танца. Их изображение доносит до нас красоту тела танцовщиц, правильную, красивую позу. В этих картинах мы видим классический танец (7 мин).

“Художники пишут глазами любви и только глазами любви следует судить их”.

На своих занятиях я познакомлю вас с современным и классическим стилем танца. Посмотрите, как исполняют классические движения профессиональные танцоры, а это современный танец – модерн.

(Показ видео 5 мин).

Учитель: Мы переходим к танцевальным движениям.

Ученики встают со своих мест и встают в зале в шахматном порядке. Давайте вспомним позы танцовщиц, которые вы увидели на репродукциях. (ДЕГА) Сейчас представьте себя танцовщицами, написанными на картинах. Изобразите в движении эту прекрасную позу, как будто художник напишет ваш образ. Исполняя, замирайте в позе по очереди (2 мин).

Звучит классическая музыка (И.Брамс Симфония №3, учащиеся исполняют). (Замерли и выключить.)

Объяснение темы занятия.

В любом виде танца есть позиции ног и рук – это основа танцевального искусства. В классическом танце линии рук имеют округлую форму (показ подготовительной, 1, 2, 3 позиции).

В современном танце, ломанные или прямые (показ).

Повторите со мной.

Учащиеся исполняют.

Существует упражнение пор-де-бра в переводе с французского – движение рук (показ 1 пор-де-бра).

Учащиеся исполняют (Звучит В.А.Моцарт).

Представим, что мы птицы, руки наши крылья, каких птиц мы можем изобразить в современном танце?

Ученики отвечают (коршун, орел, колибри).

Учитель: Покажите положение рук.

А в классическом?

Ученики отвечает (лебедь, журавль).

Учитель: Покажите.

А какая музыка может подойти к исполнению классических и современных движений? (Звучит Ф.Шопен, “Дип Форест” (1).

Учащиеся выбирают и отвечают.

Учитель: Хорошо, справились. Мы изучили позиции рук, но еще есть позиции ног. Они бывают выворотные – в классическом танце, и параллельные – в современном танце. (Показ позиций 1, 3, 2, 4, 5 – классические 1, 2, 4 – современные).

Учащиеся повторяют.

Мы разучим комбинацию движений на основе современных па, т.к. они просты в исполнении (Показ комбинации).

Ученики разучивают и исполняют (Исполнение под музыку “Дип Форест” (2).

Какие позиции ног и рук используются в этой комбинации?

Ученики отвечают.

Творческие задания.

Учитель: Сейчас разделитесь на 2 группы, такое задание придумайте движения, используя позиции рук и ног, каждый придумывает свое, в образе птицы, а показывать будете по группам, начиная с 1 по очереди (в современном танце). Можно добавить приседания и повороты, но позиции в современном танце сохранить.

Учащиеся сочиняют (5 мин) и исполняют.

(Звучит “Дип Форест” (2), И. Брамс).

Учитель: Все замечательно справились с заданием. Сегодня вы познакомились с репродукциями художников, научились сравнивать их творчество, стали участниками воображаемой галереи, самостоятельно сочинили прекрасные движения.

Занятие по хореографии.

Тема занятия: “Виды приседаний в классическом танце”.

Цели занятия:

  • Познакомить учащихся с балетами “Золушка”, “Спящая Красавица”, “Жар-птица”.
  • Изучить правила исполнения demi-plie, grand-plie.
  • Научиться исполнять приседания в музыкальном размере 4/4.
  • Развить интерес к классической хореографии, любознательность, воображение.

Оборудование: ММП, диск с записью фильмов-балетов, музыкальный центр, диск с записью классической музыки “Золотая коллекция классической музыки”, стулья на количество учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин). Поклон, проверка отсутствующих, внешний вид, объявление темы занятия.

2. Объяснение темы занятия (15 мин).

Учитель: Сегодня мы познакомимся с Вами с приседаниями в классическом танце. В классической хореографии, как Вы уже знаете, используется французская терминология. Так, мы на нашем занятии узнаем новые названия и изучим правила исполнения движения “приседание”. Существуют два вида приседаний demi-plie и grand-plie. Demi – это значит “половина”, plie – “приседание”, вместе “полуприседание”. Проговорим хором, что значит “demi” и “plie”.

Учащиеся хором повторяют.

Учитель: Молодцы, запомнили, но есть еще одно приседание grand-plie. Grand – переводится, как “большой”. Вместе “большое приседание”. Повторим вместе.

Учащиеся проговаривают.

Учитель: Теперь изучим правила исполнения этих движений сначала у палки, а затем на середине зала. Мы рассмотрим приседания в 1, 2, и 4 позициях ног.

Учитель объясняет и показывает правила исполнения “demi” и “grand plie” у палки.

Учащиеся встают к палке и исполняют движение под счет и под музыку. Затем выходят на середину зала и исполняют движение под музыку.

Учитель:

Прошу Вас присесть на стулья. Обратите внимание на экран. Сейчас мы посмотрим отрывки из фильмов-балетов: “Золушка”, “Спящая Красавица” и “Жар-птица”.

Показ фрагментов на ММП (15мин).

3. Закрепление выученного материала (12 мин).

Учитель: Теперь ответьте на вопрос: “Часто ли приседания используют в хореографии для исполнения комбинаций движений?”

Ученик: (отвечает).

Учитель: В какой момент исполнения?

Ученик: (отвечает).

Учитель: Какие фрагменты из балетов Вам наиболее запомнились? Какие исполнители понравились?

Ученик: (отвечает).

Учитель: Сегодня мы узнали много нового и интересного. Изучили новые движения классической хореографии и посмотрели фрагменты известных фильмов-балетов. Все молодцы! До свидания.

Поклон учащихся.