Мастерская "Возникновение жизни на Земле". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Мастерская проводится в курсе “ Природоведения”. Продолжительность 1–2 урока.

Цель мастерской: Осознание учащимися основных эволюционных механизмов на ранних этапах развития Земли.

Задачи мастерской:

  • Познакомить учащихся с поэтапным возникновением оболочек Земли, с процессами, которые привели к образованию жизни на Земле,
  • Сопоставить научные гипотезы о возникновении жизни с собственными открытиями.

Описание мастерской.

Индуктор. Мастерская начинается с объединения учащихся по группам. (Принцип образования групп: либо учитываются пожелания детей, либо учащиеся перед входом в класс берут одну из разноцветных карточек и объединятся в группы согласно цвету карточки).

На данном этапе учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: “Что такое хаос?”

Самоконструкция, социоконструкция, социализация. Группы обсуждают вопрос и афишируют ответ. Выслушав ответы учащихся, учитель зачитывает определение хаоса из энциклопедического словаря.

Учитель вывешивает картину с изображением первичной Земли и предлагает учащимся рассмотреть ее и объяснить выражение: “Мир возникает из хаоса”. Группы обсуждают выражение и высказывают свои предположения.

Учитель выслушивает предположения учащихся и демонстрирует картинки с изображениями морей, равнин, гор, скал, и просит участников мастерской спрогнозировать последовательность формирования оболочек Земли. (Очень важно, чтобы на демонстрируемых картинках отсутствовали изображения организмов т.к. их наличие может увезти учащихся от логики формирования оболочек Земли. Изображения должны направить учащихся на рождение новых ассоциаций – социализации учащихся).

Выслушав ответы групп, учитель представляет общепринятую гипотезу возникновения оболочек Земли. После того, как учитель представил гипотезу, каждый ученик записывает последовательность их возникновения в тетрадь.

Минирефлексия. Учащиеся на данном этапе деляться с другими своими мнениями, ощущениями, чувствами, полученными при обсуждении задания.

Учитель выдает конверты с материалами и молча, выкладывает их на столы учащихся. (Каждый конверт содержит 2 карточки. См приложение 1)

Учитель предлагает открыть конверты и озвучивает следующее задание: “Используя карточки, подумайте, как и где могли возникнуть первые организмы?”.

Учащиеся обсуждают в группах задание, высказывают свои предположения.

Выслушав предположения учащихся, учитель представляет научную теорию А.И. Опарина о возникновении жизни на Земле и выдает карточку каждому участнику.

Учащиеся вклеивают карточку в тетрадь.

Затем учитель выступает в роли рассказчика, повествуя историю, смысл которой заключается в описании процессов происходящих на сформировавшейся Земле. (В истории следует подчеркнуть активность атмосферы, гидросферы и литосферы. Вариант истории см. в приложении 2)

Финалом истории является вопрос: “Представьте, что вы первые организмы. Вам необходимо выжить в непростых условиях образовавшейся Земли. Каковы ваши действия?”

Социализация. Когда обсуждения закончены, каждая группа учащихся представляет свои ответы. Выслушав пояснения учащихся, учитель представляет научную гипотезу: эволюцию одноклеточных организмов, появление колоний.

Рефлексия. Заканчивая педагогическую мастерскую, учитель просит представить в рисунке понимание выражения: “Преобразование мира из хаоса”.

Каждый участник изображает на листе свое понимание преобразование мира из хаоса.

Работы вывешиваются, желающие могут прокомментировать изображения.

Приложение 1.

Карточка №1

  • Неорганические молекулы– пары воды, аммиак, сероводород, водород, углекислый газ и др., а также метан.
  • Электрические разряды, высокая температура, ультрафиолетовые лучи.
  • Биологические молекулы (органические) – белки, жиры, углеводы, ДНК.

Каточка №2.

  • Из чего могли возникнуть органические молекулы?
  • Где могли возникнуть первые организмы?
  • Из чего могли возникнуть первые организмы, какие они были?

Приложение 2.

Рассказ учителя.

“Вы рассказали о возникновении оболочек Земли и о том, как возникли первые одноклеточные организмы, теперь закройте глаза и представьте: бесконечная атмосфера, состоящая из ядовитых паров, громы, молнии, постоянные извержения вулканов. Земля сотрясается от землетрясений, потоки лавы, как раскаленные реки, мчащиеся по поверхности. И мировой океан, в котором вы – маленькие одноклеточные организмы. И вокруг вас много таких же, как вы – маленьких одноклеточных организмов. Но есть и хищники, которые стремятся поглотить вас. Откройте глаза. Ваша задача выжить в этих непростых условиях. Каковы будут ваши действия?”

Список литературы:

  1. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин “Природоведение, 5-й класс”. Изд-во “Дрофа” 2007.
  2. А.О.Рувинский “Общая биология” учебник для 10–11-х классов. Изд-во “Просвещение”, 2004.