Цель и задачи: учащиеся отрабатывают навык правописания безударных окончаний имён существительных трёх склонений. Способствовать развитию интеллектуального уровня.
1. Организационный момент.
2. Работа по картине И.Шишкина "На севере диком".
- Рассмотрите картину И.Шишкина
- Какое время года изображено?
- Что происходит с природой в это время года?
- - Что художник изобразил на переднем плане? Какой вы её видите?
- Где она выросла?
- Какое впечатление производит увиденная картина? Почему?
3. Прочитайте первые две строчки стихотворения М.Лермонтова. (Заучивание наизусть)
4. Запишите наизусть. Укажите склонение и падеж имён существительных с безударными падежными окончаниями, выделите главные члены предложения.
5. Выпишите словосочетания с именами существительными, укажите склонение и падеж сущ.
- В каком словосочетании есть прилагательное в форме ед. ч. м. р.
6. Индивидуально-дифференцированная работа.
1 уч.
У какого слова состав не такой, как у слова песочек?
- ветерочек человечек
- камешек веночек
Вставь буквы в окончания.
- От помощ. дедушк.
- об утк. с выводк.м
- в поездк. по Сибир.
2 уч.
Из данных слов выпиши имена существительные 3 склонения. Просклоняй их в Р.п, Д.п.,П.п.
Метель, пароль, печаль, король, озимь.
К данным именам сущ. подобрать имена сущ. , близкие по значению, записать.
По шоссе - по :, об Отчизне - о :., от ярости - от :, к коню - к : .
3 уч.
Образуй и напиши однокоренные имена существительные. Просклоняй их в Р., Д., П.п
- Прорубил -
- Завьюжило -
- Заморозила -
Oпредели время глагола.
Впиши в словосочетания подходящие по смыслу предлоги.
Добирался пристан. тропинк. Ехал деревн. опушк. лес. (по до мимо к из от)
По какому признаку - падежу или склонению - имена существительные можно разделить на две группы?
Остальные записывают упр.66 (р.т.)
7. Проверочная работа.
1 вариант
Подобрать к данным словам подходящие по смыслу имена существительные с безударными падежными окончаниями. Записать словосочетания, указать падеж и склонение имен существительных.
Окраина :, стакан :, письмо :, голос :, гнездо :, варенье из :, ягоды :, с ветки :, лист :, мех :, думать о :, остановиться у :, подъехать к :, гулять по :, написать о :, ехать на :, приехал из :, растут на :, разговаривал с :, жить в :.
2 вариант
Составить и записать словосочетания с данными словами и подходящими по смыслу предлогами, определить падежные окончания имён существительных, указать падеж и склонение.
Рассказать (бабушка), подъехать (площадь), выехать (деревня), найти (дорога), смеяться (радость), сорвать (яблоня), пролить (скатерть), выбежал (роща), закричать (боль).
8. Итог урока.
- В чём сегодня упражнялись?
- Что нужно запомнить?