Наверное, без преувеличения игру можно назвать самым популярным видом психологической работы с детьми. Большая психологическая игра – это своеобразная “маленькая” жизнь, которая проживается ее участниками и позволяет получить опыт, ценный для настоящей “всамделишной” жизни. Й. Хейзинга в своем труде “Человек играющий” написал: “Мы можем назвать игру свободной деятельностью, которая осознается как “не взаправду” и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого материального интереса, не ищет пользы, – свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренного ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой” [3]. Такая формулировка объясняет, почему игра так привлекательна не только для детей, но и для людей любого возраста.
Игра – целостное состояние души, захватывает человека целиком, объединяя воедино мысли, чувства и движения. Игра – это кладезь обучающих, развивающих и воспитывающих возможностей. Как метод, большая психологическая игра предоставляет человеку широкие возможности для саморазвития, формирует навыки и умения социального взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов, обучает новым моделям поведения, помогает решить внутриличностные проблемы.
Предлагаемая большая психологическая игра рассчитана на учащихся старшего подросткового возраста и представляет собой комбинацию ситуации “проживания” и ценностного выбора (“драмы”). Она может проводиться как в классном коллективе, так и в сборной группе. В первом случае игра в большей степени будет способствовать развитию отношений внутри класса, во втором – личностному развитию учащихся. Игра может выступить в качестве итога работы психолога по формированию навыков коллективного взаимодействия, принятия ответственного решения, формирования толерантности.
Задачи игры:
- Предоставить учащимся опыт коллективного межличностного взаимодействия, опыт выстраивания своей деятельности и отношений в соответствии со своими интересами и интересами других людей.
- Поставить участников игры в ситуацию, требующую принятия самостоятельного и группового решения, предоставить возможность для ценностного самоопределения и индивидуального выбора в конкретной ситуации.
- Формировать толерантное отношение к другим людям.
Предполагаемый психологический результат
Учащиеся получают возможность прожить ситуацию индивидуального и группового решения различных задач и проанализировать преимущества и недостатки того или иного подхода. Для достижения цели игры учащиеся должны максимально эффективно выстраивать отношения друг с другом, рефлексировать свои действия. Игра способствует закреплению навыков коллективного взаимодействия, самоанализа, рефлексии, формированию толерантности.
Описание сюжетной канвы
Сюжет игры завязан на возможном будущем человечества, когда наша родная планета Земля полностью истощит свои запасы полезных ископаемых, погрязнет в кровопролитных войнах и болезнях, а вопрос выживания встанет ребром. Исследовав не один участок безграничного космоса, люди наталкиваются на планету, которая отвечает всем требованиям для “нового дома”, где можно начать все “с начала” Однако планету уже населяет другая цивилизация – коренные жители На’ви – синекожие существа очень похожие на людей внешне, но не знающие что такое война, жестокость и злость, открытые к общению, со своей сложной культурой, традициями и обычаями, не совсем понятными землянам.
Игровой результат. В игре нет четких результатов, известных заранее. Группа создает уникальный сценарий своих действий.
Тип сюжета: реальный, основанный на логике нашего собственного мира. С целью эффективной трансляции сюжета предусматривается сложный внешний антураж (костюмы, оформленное помещение, музыкальное оформление).
Время на игру и на обсуждение – не менее 2–3 часов
Участники:
Возраст учащихся: 13–15 лет.
Количество участников: не больше 30.
Два взрослых в качестве ведущих.
Предусматривается участие педагогов (как
участников игры)
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа
№ этапа |
Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1 | 10–15 мин | Введение в игру и распределение ролей. Двое ведущих по количеству групп (“Земляне” и “На’вийцы”). 1. Введение в ситуацию (трансляция игровой мифологии). Описываются основные события игры. Освещается предыстория (опустошение ресурсов Земли, кровопролитные войны, болезни, разруха, осознание необходимости поиска другой планеты для поддержания жизни человеческой цивилизации, высылка на планету отряда военных и ученых для ее изучения). Определение игровой территории (с помощью ограничительной линии, которую пересекать нельзя, иначе выбываешь из игры). 2. Присвоение игровых ролей, знакомство с правилами поведения в игре. На карте планеты На’ви отмечена территория заселенная коренными жителями и отрядом землян. “На’вийцам” дается характеристика планеты На’ви и ее жителей (особенности этой цивилизации, их традиции, обычаи, устои), правила поведения. Земляне получают свои нормы и правила поведения. Коммуникация между представителями двух цивилизаций возможна только на невербальном языке. Покидать без разрешения свои территории участникам игры нельзя. |
Трансляция игровой мифологии. Распределение ролей. | Презентационный материал для трансляции игровой мифологии, карточки с характеристикой “Землян” и “На’вийцев”, их традиций, обычаев, устоев. |
2 | 30–40 мин | “Обживание” планеты поселенцами
(обустройство своей территории На’вийцами). Ведущие
предлагают Землянам и На’вийцам определить свою
территорию (вне зоны видимости друг друга) и
организовать на ней свою жизнь с учетом своих
пожеланий и тех свойств, которые присущи
представителям каждой цивилизации. Далее ведущие предлагают участникам провести общий сбор, на котором необходимо обсудить, кто как себя чувствует в созданном мире (переживаемые чувства, впечатления). Использование приема визуализации для представления дня, прожитого землянами и На‘вийцами. Обсуждение представлений в группах. |
Обсуждение и представление жизни на своей территории | Предметы (декорации) для оформления территории поселения, палатки. Бумага, фломастеры, краски, цветные листы бумаги, музыкальное сопровождение. |
3 | 15–20 мин. | Встреча поселенцев и коренных жителей. Отряд землян получают с Земли задание обследовать каждый уголок планеты с целью сбора данных о видах животной и растительной жизни на планете. Информация на Землю должна быть отправлена в течение часа. В противном случае поселенцы рискуют быть наказаны и разжалованы. Формируется отряд разведчиков (2-3 человека) для выполнения данного задания. Связь между отрядом и землянами может поддерживаться с помощью сотовых телефонов и т.д. Через некоторое время (10-15 минут) отряд перестает выходить на связь. Причина этого поселенцам неизвестна. У разведчиков прерывается связь, т.к. они попадают на территорию, на которой неизвестный источник заглушает радиосигнал. Теряется ориентация в пространстве. Отряд не знает, как им вернуться обратно в лагерь. Группа землян должна принять решение, что им делать дальше, как поступить. Предлагается выбор: отправить второй отряд разведчиков на поиски первого или продолжить выполнять задание, полученные с Земли, так как время отпущенное им. | Принятия группового решения в ситуации выбора. | Средства связи (например, сотовые телефоны), листочки с информацией. |
20–25 мин. | Переговоры. 1. В случае если участники решают отправить вторую партию разведчиков для выполнения задания, то второй отряд исчезает так же, как и первый. Ситуация может повторяться несколько раз. Земляне вынуждены вновь принять решение. Если группа настойчиво пытается выполнить задание, На’вийцам предоставляется право самим “обнаружить” землян и установить с ними контакт. Группа охотников-на’вийцев “натыкается” на отряд разведчиков. Цель коренных жителей узнать, что за пришельцы посетили их планету и с какой целью. При вступлении в контакт с пришельцами коренным жителям нельзя нарушать правила, совершать действия, идущие вразрез с обычаями своего народа (На’вийцы от природы добры и гостеприимны, радушны). Земляне должны получить как можно больше о цивилизации данной планеты и оценить степень их угрозы для людей. Коренные жители планеты могут предложить свою помощь в поисках отряда разведчиков. Организуется совместный поиск. 2. Если же разведчики отправляются на поиски первой партии, то сюжет разворачивается по иному – они попадают в лагерь поселенцев. Есть выбор – установить контакт или изучить обстановку и связаться с лагерем землян, чтобы получить инструкцию как действовать. При самостоятельном решении разведчики несут ответственность за свои действия перед лагерем и своей планетой (это доводится до ребят, они вправе сделать выбор). Разведчики должны узнать у коренных жителей, где их отряд и самостоятельно или совместно отыскать пропавших. Земляне должны получить как можно больше о цивилизации данной планеты и оценить степень их угрозы для людей. |
Проживание совершенного выбора, его последствий. Ситуация нового выбора. | ||
20–30 мин. | Совет. После переговоров и
обнаружения разведчиков в каждом лагере
собирается Совет, на котором обсуждается
ситуация (обнаружены представители других
цивилизаций). Группы должны принять решение о
том, как им поступить по отношению к другим, что
предпринять – установить сотрудничество;
продолжать жить, как прежде, игнорируя друг
друга; вариант самих участников. Решение сначала
принимается индивидуально, затем в группе.
Организуется групповая дискуссия. После принятия решения ведущий просит участников собраться вместе (землян и На’вийцев), объяснить причины выбора и раскрыть переживаниями, связанными с этим, предлагается обсудить последствия каждого выбора. Обсуждение игры (5–10 мин.). |
Ситуация индивидуального выбора и
выработка коллективного решения. Групповая
дискуссия. Обсуждение выбора групп, причин и последствий данного выбора. |
Музыкальное сопровождение. Листы бумаги. |
Примечание. Игру лучше проводить вне помещения, например, в летнем лагере.
Список используемой литературы
- Битянова М.Р. Куда уходит детство? //Школьный психолог. № 12, 1999.
- Практикум по психологическим играм и детьми и подростками /Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В. и др.; под общей редакцией Битяновой М. Р. – СПб., 2002.
- Хейзинга Й. Человек играющий/ Й. Хейзинга. – М., 1992.
- Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. – М., 1978.