Примерное планирование работы по формированию навыков ЗОЖ и старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятия

Совместная деятельность

воспитателя и детей

родителей и детей

1. «Хочу стать Неболейкой»

Задачи:

  • познакомить с понятием «витамины»;
  • расширять знания детей значении лекарственных растений, овощей и фруктов для поддержания здоровья и профилактики болезней .
Методические приёмы:

– худ. слово (загадки об овощах и фруктах, дразнилки);
– внесение игрового персонажа;
– создание проблемной ситуации;
– слушание аудиозаписи: П.И. Чайковский «Болезнь куклы»;
– беседа;
– моделирование;
– наглядные:

  • плакаты с изображением витаминов и продуктов, богатых ими,
  • изображение свиты злой королевы Простуды (Кашель, Насморк, Высокая Температура);
  • разгадывание кроссворда;

– игра «Наоборот»

Дидактические игры

– «Раз витаминка, два витаминка»;
– «Что для чего» (витамины);
– «Что от чего» (лек.растения);
– «Опиши, я отгадаю» (лек. раст.);
– «Угадай на вкус»;
– «Чудесный мешочек»;
– «Чего не стало?»;
– «Хорошо – плохо»
– «Заварим витаминный чай» (моделирование маленькими человечками - ММЧ)

Экскурсия в аптеку.

С/Р игра «Аптека»

Беседы:

– «Что вы любите есть больше всего?»
– В чём разница между «вкусным» и «полезным»?

Наблюдения:

– найти и рассмотреть лек. растения, которые растут вокруг нас;
– за процессом приготовления фиточая;

– Подбор картинок, иллюстраций с лек.растениями;
продуктами питания для создания альбома: «Правильно питаемся – здоровье укрепляется»

– Конкурс меню: «Овощная сказка», «Фруктовая фантазия»

– Подготовка к выставке : «Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»; (рисунки, поделки и т. д.)

– Создание «Здоровой шпаргалки» (подбор пословиц, поговорок, цитат на заданную тему)

– Совместное развлечение:  «Что бы нам такого съесть?»

– Общение дома: «Наши помощники» (витамины и полезные продукты).

2. «Солнце, воздух и вода, а без них мы никуда!»

Задачи:

  • расширять представления детей о компонентах ЗОЖ;
  • объяснить им, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.

Методические приёмы

  • проблемная ситуация:
  • моделирование;
  • экспериментирование;
  • моделирование маленькими человечками;
  • рассматривание иллюстраций;
  • аудиозапись;
  • упражнения.
Игры:

– «Пирамида здоровья»;
– «Ассоциации»;
– «Скажи наоборот»;
– «Чем похожи, чем отличаются?» (море, озеро, река);
– «Хорошо – плохо»
– Всевозможные подвижные игры
– С/Р игра: «Путешествие»

Беседы:

– «Зачем мы гуляем?»;
– «Что было бы, если б на Земле закончилась вода?»; «..., если бы Солнце погасло?»

Опыты:

– «Животворное свойство воды» (веточки в вазе);
– воздух необходим нам, чтобы дышать (через соломинку вдыхаем и выдыхаем воздух в стакан с водой – появляются пузырьки) и т. д.

– Пополнение «Здоровой» шпаргалки» (подборка пословиц и поговорок, цитат)

– Подготовка и участие в фотовыставке: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

– Совместный выезд на природу

– Общение дома: «Дружи с водой».

3, 4, 5 . «Опора и двигатели нашего организма»

Задачи:

  • познакомить детей с общим строением тела человека, с понятиями «кости», «кожа», «мышцы»;
  • определить значение кожи для жизнедеятельности организма, рассказать об основным правилах по уходу за кожей, по охране костей и мышц;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки, учить правильно ухаживать за кожей, охранять целостность костей и мышц.
Методические приёмы:
  • худ. слово (загадки);
  • использование наглядности;
  • проблемная ситуация;
  • практические действия (экспериментирование);
  • моделирование;
Игры:

– «Угадай-ка»;
– «Можно или нельзя»;
– «Собери скелет человека»;
– «Что делает кости здоровыми»;
– «Кто где живёт?» (люди с разным цветом кожи);
– «Хорошо – плохо»;
– «У кого что» (защита тела у разных существ);
– «Что для чего»;

С/Р игры:

– «Поликлиника»;
– «Травмпункт»;
– «Скорая помощь».

Беседы:

– «Что случится, если...»;
– «Как уберечься от порезов, ушибов»;
– «Первая помощь при царапине, ушибе».

Наблюдения за медсестрой во время перевязок, обработки ран и т. д.

Опыты на определение чувствительности кожи:

–  к температуре;
–  к боли.

Физкультурный досуг: «Хорошо спортсменом быть»

Совместное развлечение: «Чистота – та же красота»

– подбор картинок,
– иллюстраций для
– изготовления альбома: «Юные друзья Мойдодыра»;
– выставка рисунков: «Спорт – болезням отпор»

Совместный физ. досуг: «Я, ты, он, она – вместе дружная, спортивная семья»

– Пополнение «здоровой» шпаргалки» (пословицы, поговорки, цитаты на данную тему).

Общение дома:

– «Откуда берутся грязнули?»;
– «Как движутся части тела?»
– оформление книги «Я – чудо!»

6. «Сердце своё я сберегу: сам себе я помогу»

Задачи:

  • сообщить детям элементарные сведения о сердце;
  • сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья детей;
  • учить детей охранять своё здоровье, усвоить правила ухода за сердцем, воспитывать нравственные качества и привычки поведения (забота о ближних: не огорчать и не расстраивать себя и близких).

Методические приёмы:

  • прослушивание фонограммы биения человеческого сердца;
  • загадывание загадок;
  • практические действия;
  • наглядность;

Игры:

–  «Собери из частей»;
– «Покажи правильно»;
– «Хорошо – плохо»
– «Здоровое и больное сердце»;
– «Что полезно для сердца»;
– Всевозможные подвижные игры;

С/Р игра «Поликлиника»

Беседы:

– «Как беречь своё сердце?»
– «Что такое пульс?

Эксперимент: измерение пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки

– Нарисовать силуэт тела человека, обвести контур сердца и раскрасить его

– Подобрать иллюстрации с изображением ситуаций, полезных для сердца (составление альбома: «Забочусь о своём сердце»

– Посещение соревнований

– Конкурс рисунков, поделок

– Оформление книги «Я – чудо!»

– Общение дома: «Насос для перекачки крови»

7. «Преодолей себя»

Задачи:

  • сообщить детям элементарные сведения о нервной системе (головном мозге, нервах), о функциях, о взаимосвязи всех органов с мозгом;
  • познакомить с термином «мозг - паучок, нервы - тоненькие паутинки»;
  • воспитывать желание беречь свои нервы, соблюдать необходимые правила поведения, важные для формирования здоровой нервной системы;

Методические приёмы:

  • выполнение практических заданий;
  • загадки;
  • игры;
  • использование наглядности (схемы, иллюстрации);
  • моделирование.
Игры:

– «Хорошо – плохо»;
– «Пойми меня»;
– «Определи, у кого здоровая н/с»;
– «Волшебные бусы» (моделирование)
– «Нарисуй, как связаны с мозгом тоненькие паутинки»;
– «Азбука волшебных слов»;
–  «Зелёная аптека»

С/Р игра: «В поликлинике» (у невропатолога)

Беседы:

– «Делать добро спеши»;
– «Чтобы душа была здорова»;
– «Укрепляем н/с»

Опыты (проверка чувствительности к горячему, яркому свету и т. д.)

Наблюдение за поведением детей в группе с анализом различных ситуаций

Развлечение: просмотр м/ф «Злая волшебница Бастинда»

– Пополнение «Доброй» шпаргалки»

– Заполнение альбома «Я тебя понимаю»

– Подбор материала для альбома «Спешу делать добро»

– Совместное развлечение «Травяные чаи для успокоения
важны» с дегустацией травяных чаёв

– Оформление книги «Я – чудо!»

– Общение дома: «Делать добро спеши»

8. Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет»

9. «Вредные привычки»

Задачи:

  • сообщить детям элементарные сведения о лёгких, как об одном из органов дыхания (внешнем виде, функциях, отличии здоровых лёгких от больных);
    познакомить с термином «правильное дыхание», рассказать о роли правильного дыхания для жизнедеятельности организма;
  • учить соблюдать правила охраны органов дыхания;
    дать детям возможность самостоятельно принять решение по защите своего организма от вредного газа и дыма.
Методические. приёмы:
  • проблемная ситуация;
  • загадки;
  • беседа с показом иллюстраций
  • имитационные упражнения
  • показ способов действия;
  • игры;
  • моделирование маленькими человечками.
Игры:

– «Кто чем дышит»;
– «Наполни лёгкие воздухом»;
– «Определи и покажи»;
– «Хорошо – плохо»;
– «Волшебные бусы»
– «Природа – наш друг;
– «Полезно – вредно»;
– «Выбери аромат»;
– Различные подвижные игры.

С/Р игра:

– «В поликлинике» (у педиатра);
– «Семья».

Беседы:

– «Откуда берутся в воздухе вредные газы и дым?»
– «Зачем нужен кислород»;
– «Если кто-то рядом курит...»

– Конкурс плакатов «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет!»

– Продолжить составление альбома «Буду я себя беречь»

– Совместный физкультурный досуг: «Со спортом будем мы дружить»

– Совместная прогулка в парк, к морю

– Оформление книги «Я – чудо!»

Общение дома:

– «Воздушные лепестки» (лёгкие);
– «Сказ о том, как табак пришельцев погубил».

10. «Микробы и вирусы»

11. «Наши охранники» (язык. губы, зубы)

Задачи:

  • дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
  • познакомить с различными способами передачи инфекции, через какие органы они попадают в организм человека (рот, нос);
  • научить основным правилам ухода за этими органами, важными для здоровья детей;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Методические приёмы:
  • введение игрового персонажа;
  • проблемная ситуация;
  • худож. слово;
  • экспериментирование (рассматривание под микроскопом капли слюны или воды);
  • ММЧ;
  • практические действия;
Игры:

– «Микроб, я тебя вижу»;
– «Полезные и вредные микробы»;
– «Сложи из частей»;
– «Хорошо – плохо»
– «Волшебные бусы» (моделирование);
– «Разложи правильно»;
– игровые комплексы самомассажа.

С/Р игра

– «Поликлиника» (педиатр);
– «Семья».

Беседы:

– «О микробах»;
– «Как защититься от микробов?»;
– «Микробы нам нужны?»

Наблюдение:

– Рассматривание под микроскопом слюны или воды.

См. занятия № 1, 3

– Оформление книги «Я – чудо!»

12. «Глаза – главные помощники человека»

Задачи:

  • познакомить детей с элементарным строением глаза, с понятиями «зрачок», «веко», «бровь», «ресница»;
  • установить связь органа зрения с мозгом;
  • определить роль зрения в жизни человека;
  • воспитывать желание соблюдать правила охраны зрения, побуждать к выполнению гимнастики для глаз;
Методические приёмы:
  • загадывание загадок;
  • проблемная ситуация;
  • рассматривание схем, иллюстраций;
  • упражнения;
  • использование системного оператора;
  • игры.
Игры:

– «Собери из частей чудесный мешочек»;
– «У кого зрение лучше?»;
– «Хорошо – плохо»;
– «Разложи правильно»;
– «Кто где живёт?» (разные народы);
– игровые комплексы гимнастики для глаз.

С/Р игры:

– «На приёме у окулиста»;
– «Семья».

Беседы:

– «Одинаковые ли у людей глаза?»;
– «Защитники глаз»;
– «Что полезно, что вредно для глаз».

Опыт (дети наблюдают)

– Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.

– Подбор пословиц, поговорок о глазах;

– Совместное проведение «Минуток здоровья» (выполнение гимнастики для глаз);

– Оформление книги «Я - чудо!»

13. Обобщающее «Я учусь о себе заботиться»

Задачи:

  • закрепить знания детей о компонентах ЗОЖ, их значении в сохранении и укреплении здоровья; уточнить представления о положительных и отрицательных свойствах объектов и явлений на организм человека, формировать навыки безопасного общения с ними;
  • установить прямые и обратные связи между здоровьем ребёнка и соблюдением правил охраны его, используя системный оператор

Форма проведения: «Викторина «Умники и умницы»;