Сравнение трехзначных чисел

Разделы: Начальная школа


Цели: 

  • формирование умения сравнивать трехзначные числа
  • развитие умения применять знания на практике, развитие самостоятельности
  • воспитание   уважения друг к другу  

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, рабочая тетрадь, карточки для устного счета, плакат с правилом.

ХОД УРОКА

I. Организация

Прозвенел опять звонок
Начинаем наш урок.
Ты сегодня не зевай,
Слушай, думай и решай.

II. Актуализация знаний

1) Индивидуальное задание у доски для 2 учащихся.

Сравни числа:

76 * 79                       72 * 91
33 * 43                       59 * 57
99 * 100                     64 * 89

2) Фронтальный опрос

Замените числа суммой разрядных слагаемых  93, 89, 354, 270, 622, 504.
Вывод: Как найти в числе отдельные сотни, десятки, единицы? (единицы записываются в числе на первом месте, считая справа налево, …)

3) Решение задачи

В соревнованиях принимали участие 8 команд. Сколько человек участвовало в соревнованиях, если в каждой команде 6 основных игроков и 3 запасных?

(Для слабых учеников на доске подсказка)

а) Комментированное решение задачи, если большинство детей не могут составить решение и  назвать ответ.

– Можно ли сразу ответить на вопрос? Почему? (Не знаем сколько в одной команде)
– А это можно узнать? Почему? Как? (6 + 3 = 9)
– А теперь можно узнать, сколько всего человек было? Как? (9   6 = 54)

б) Работа в парах

– Объясните, что обозначают выражения, составленные по условию данной задачи?

в) Проверка выполненной работы в парах. Комментированные ответы детей.

4) Проверка самостоятельной работы у доски.

– Кто согласен с выбранными знаками?
– Каким правилом пользовались для сравнения двузначных чисел?

III. Тема урока

– Что обозначают схемы неравенств?

– Сегодня мы научимся сравнивать трехзначные числа.
– Почему  числа мы называем трехзначные?

IV. Открытие детьми нового знания.

1. Знакомство со сравнением трехзначных чисел

– Мы умеем сравнивать  двузначные числа, а можно ли используя это правило  сравнить трехзначные числа?

№ 1, стр. 22.

254 * 354                               300 * 299
480 * 690                               507 * 705

Самостоятельное решение примеров.
Вывод – проверка. Как вы  узнали, какое число больше или меньше?  (354 больше, так как в нем больше сотен)

2. Работа по учебнику (стр. 22) чтение правила сравнения трехзначных чисел.

– Так как же сравнить два трехзначных числа? (Правила на доске)

Сравнить число сотен, где сотен больше, то число будет больше

3. Сравнение  чисел с одинаковым количеством сотен

– А если количество сотен одинаковое? Как сравнить такие числа?

Самостоятельное решение. Сравнить числа, составить и записать соответствующие неравенства.

№ 2, стр. 22.

532 и 562                               856 и 829
481 и 430                               979 и 997

Вывод – проверка. Как смогли вы узнать какое число в каждой предложенной паре больше или меньше?

Сравнить число десятков, где десятков больше, то число будет больше

4. Сравнение чисел с одинаковым количеством сотен и десятков

– А если число сотен и десятков одинаковое?

Сравнить число единиц, где число единиц больше, то число будет больше

Самостоятельное решение. Сравнить числа, составить и записать соответствующие неравенства.

№ 3, стр. 22.

745 и 746                               555 и 550
387 и 383                               947 и 949

Проверка. Назовите неравенства, в которых вы поставили знак меньше, (больше)  почему?

V. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику (стр. 22, № 4). Комментированное решение.

Сравни числа. Запиши соответствующее неравенство. Докажи свой ответ.

769 и 869                               637 и 639
254 и 234                               820 и 753

Физминутка

2. Обобщение

– Какие числа научились сравнивать? (трехзначные)
– Какие знания для этого необходимы? (знать количество сотен, десятков, единиц)
– Как определить научились ли вы сравнивать числа? (выполнить самостоятельную работу)
– А чтобы написать работу без ошибок, что нужно сделать? (повторить правила)

3. Работа по правилу на доске

– Как же сравнить трехзначные числа? (повтор, чтение правил)

VI. Закрепление

1. Самостоятельная работа по вариантам (тетрадь для самостоятельных работ стр. 9, № 2)

1 вариант                                                                                                                2 вариант

Запиши и реши выражения. Выпиши ответы в порядке убывания.
Прочитай получившееся словарное слово.
Запиши и реши выражения. Выпиши ответы в порядке возрастания.
Прочитай получившееся словарное слово.
800 – 10   10 – 200 =

300

н

900 – 700   0 – 700 =

629

м

500 + (7   9 + 37) – 300 =

441

д

700 – (42 + 7   4 + 30) =

325

к

600 + 43 =

367

и

600 + 29 =

156

а

941 – 500 =

500

о

825 – 500 =

200

в

167 + 200 =

148

а

247 + 100 =

347

с

150 – 2 =

643

р

160 – 4 =

600

о

2. Проверка выполненной работы

– Среди получившихся ответов назовите самое большое число, самое маленькое?
– Какое слово получилось у первого варианта, у второго?
– Кто допустил ошибку? В каком примере? Почему?
– Оцените на полях свою работу.

3. Решение задачи(тетрадь для самостоятельных работ стр.9, № 4 (3))

а) Чтение задачи.

В библиотеке 220 полок. На 100 полках стоят словари, на 100 полках – художественная литература, а на остальных – журналы. Сколько полок с журналами в библиотеке?

б) Работа по условию, составление чертежа.

–  Где хранятся книги и журналы? (В библиотеке)

Толкование слова библиотека. Работа  с толковым словарем.

– Какие книги были в библиотеке? (Словари, художественная литература, журналы)

– Что известно про эти книги?

в) Анализ задачи

– Можно ли сразу узнать, сколько полок с журналами? Почему? (Не знаем сколько полок  словарями и художественной литературой   всего занято)
– А это можно узнать? Почему? (Знаем, что словарей – 100 полок, а художественной литературой – 100 полок) 
– Зная, сколько всего полок занято словарями и художественной литературой, можно ответить на главный вопрос?

Комментированное решение задачи:

1) 100 + 100 = 200 (кн.)
2) 220 – 200 = 20 (кн.)

– А кто может по-другому решить эту задачу? 

220 – 100 – 100 = 20(кн.)

VII. Итог

– С какими книгами полок было меньше всего? Как узнали? (Двузначное число всегда меньше трехзначного)
– А если мы сравниваем трехзначные числа? (Повторение правил)
– Что нового для себя узнали?

VIII. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельных работ: стр. 10, № 2, 3, 4.

Литература:

1. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях:  [Текст]: 2 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. /О.А.Захарова, Е.П.Юдина; под ред. Р.Г.Чураковой  – Изд. 2-е, испр. – М. : Академкнига/учебник, 2008. – 80 с.
2. Чекин А.Л. Математика. [Текст]: 2 кл. : учебник: в 2ч./А.Л.Чекин; под редакцией Р.Г.Чураковой. – Изд. 3-е, испр. – М.: Академ-книга/ Учебник, 2008. – Ч.2: 160с.: ил.