Цели урока:
- Образовательная: формировать представления о прямоугольном параллелепипеде;
- Развивающая: развивать логическое, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное представление о прямоугольном параллелепипеде;
- Воспитательная: формировать эстетическое отношение к предмету, графическую культуру, уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: модели прямоугольного параллелепипеда, пластилин, деревянные палочки.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня наш урок проходит в
форме мастерской. Вы будите работать в группах по
4 человека.
Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Ежи Леца
«Я могу лишь показать дверь, но войти в неё вы
должны сами».
Как вы понимаете смысл этих слов?
(Учащиеся обмениваются мнениями, представитель каждой группы высказывает общее мнение).
Учитель: Вот и мы с вами будем добывать
знания сами.
Откройте тетради и составьте из слова
«параллелепипед» как можно больше новых слов (30
сек). Обсудите в группе и за 30 секунд выпишите все
полученные слова.
Начинает первая группа, зачитывает получившиеся
слова, продолжает вторая и т.д.
Учитель: посмотрите небольшую презентацию (исторический материал по данной теме).
Учитель: У вас на столах лежат модели прямоугольного параллелепипеда. Каждый возьмите модель параллелепипеда в руки и выполните следующие действия:
1) Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда и ощутите, что она состоит из плоских частей;
2) Рассмотрите отдельные плоские части — грани параллелепипеда, определите их форму.
Определили грани параллелепипеда – прямоугольники.
3) Зафиксируйте противоположные грани, например, пальцами, зрительно установите их равенство;
4) Зафиксируйте каждую грань пальцами (тремя пальцами одной руки и тремя пальцами другой), определите число граней.
Выяснили – граней у параллелепипеда – 6.
5) Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда, выделив линию излома — ребро параллелепипеда; выделите грани, границам которых принадлежит это ребро; выделите и другие ребра, принадлежащие этим же граням; выделите еще несколько ребер параллелепипеда.
6) Выделите группы равных ребер параллелепипеда и определите их число; обведите равные ребра карандашом одного цвета.
Определили – равных ребер у параллелепипеда – 4.
7) Выделите вершины параллелепипеда; поместив его между ладонями, определите особенности расположения вершин.
8) Зафиксируйте каждую вершину одним пальцем, подсчитайте их число.
Подсчитали – вершин у параллелепипеда – 8.
9) Выберите одну из вершин, определите число ребер, сходящихся в этой вершине; сравните длины этих ребер (на глаз; проведя по ним пальцем; измерением); проделайте это для других вершин; заметьте, что в каждой вершине сходятся три ребра разной длины;
10) Зафиксируйте внимание на гранях, сходящихся в одной вершине: их число, размеры.
Учитель: Открываем Рабочую тетрадь (авторы – Е.А. Бунимович, К.А. Краснянская, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова).
Выполняем № 120 Обведите равные ребра параллелепипеда одним и тем же цветом.
№ 121
На рисунке изображен прямоугольный параллелепипед, повернутый на зрителя ребром LN. Обведите на этом рисунке видимые ребра сплошными, а невидимые – штриховыми линиями. Закрасьте видимые грани.
№ 124
На рисунке показана последовательность изображения параллелепипеда. Начертите такой же параллелепипед.
Учитель: Сейчас мы с вами продолжим работу и будем строить модель параллелепипеда. У вас на столах лежат деревянные палочки, пластилин. Используя их, постройте прямоугольный параллелепипед.
Учитель: Молодцы! Все справились с
заданием.
А домашнее задание сегодня будет
необычным: из плотной бумаги построить
прямоугольный параллелепипед и как то украсить
его, ведь, приближается Новый год.
Проведем конкурс на лучшую поделку.
Лучшие работы учащихся
Используемая литература:
1. Л.О. Рослова «Методика преподавания
наглядной геометрии учащимся 5-6 классов». Газета
«Математика» 2009.
2. Е.А. Бунимович, К.А. Краснянская, Л.В.
Кузнецова, Л.О. Рослова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова
«Рабочую тетрадь. Математика – 5». Часть вторая.
Москва, «Просвещение» 2007.
3. Латушкина И.В. «Урок-мастерская
"Умножение десятичных дробей", 5-й класс http://1sept.ru.
4. Ланге Л.В. «Педагогические мастерские». http://1sept.ru.
5. Ширяева Н.А. «Развитие творческих
способностей учащихся на уроках геометрии через
использование такого способа деятельности, как
мастерская». http://1sept.ru.