Проблемный семинар. "Александр Невский: национальный герой или национальный изменник?". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Тип урока: урок обобщения и систематизации материала

Форма урока: проблемный семинар

Цель: формирование общенациональных и общечеловеческих ценностных ориентиров и убеждений на материале деятельности князя Александра Ярославича Невского.

Задачи:

  1. Создать условия для дальнейшего развития ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся через осмысление проблемы цивилизационного «выбора» развития Руси в результате монгольского нашествия.
  2. Выделить основные факторы, влиявшие на политическую деятельность русских князей.
  3. Оценить роль князя Александра Невского в решении дилеммы – воспользоваться ли предлагаемой помощью Запада и попытаться свергнуть зависимость от монголов или же вместе с ними противостоять экспансии Запада.
  4. Продолжить формирование навыков критического чтения источников их сопоставительного анализа, аргументированного обоснования своей точки зрения, сравнения, сопоставления мнений и точек зрения, преобразования одного вида текстовой информации в другой.

Примечание. Данный бинарный урок уместно провести после изучения темы «Русь между Востоком и Западом» (Учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений «Россия и мир» О.В. Волобуев и др.), когда уже проработан материал о крестовых походах на Русь и монгольских завоеваниях. Занятие носит системно-обобщающий характер, проводится в течение 2 часов. Ему предшествует подготовительная работа:

1 этап. Знакомство с направлениями, определяющими содержание темы дискуссии, постановка и формулирование проблемы. Выявление различных позиций к деятельности Невского. Формирование групп учащихся, придерживающихся полярных точек зрения.

2 этап. Отбор группами необходимой информации (исторические источники, литературно-художественные тексты, иллюстративный материал и пр.). Составление тезисов. Подготовка вопросов к представителям другой группы.

Данная разработка представляет описание деятельности учащихся и учителя на 3 этапе.

Информационный лист для учащихся:

1. Прочитать:

  • Учебник истории О.В. Волобуев и др. §12-13,15 п.5.
  • Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., с. 123-127.
  • Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций. М., 2001. С.217-220.
  • Г.В. Вернадский. Монгольское иго в русской истории.
  • «Сказание о житии Александра Невского» (любое издание).
  • А. Андреев. Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский. Документальное описание и историческая хроника жизни и смерти князя Ярослава. –М., 1998.
  • Кирпичников A. H. Александр Невский: между Западом и Востоком.

2. Повторить понятия:

  • Золотая Орда
  • Татары
  • Ярлык
  • Ордынский выход
  • Баскак
  • экспансия
  • цивилизационный выбор
  • дилемма

3. Повторить имена:

  • Юрий Всеволодович
  • Даниил Галицкий
  • Ярослав Всеволодович
  • Александр Ярославич
  • Андрей Ярославич

1, 2 этап. На основании прочитанной литературы формулируется проблема: Александр Невский: национальный герой или национальный изменник. (Слайд 1)

Формирование позиций групп:

1 точка зрения.

Благоразумная политика Невского, который понимал бесперспективность сопротивления монголам, на союз и подчинение Орде, опора на помощь монгольских ханов против католического Запада, позволили сохранить собственную государственность.

2 точка зрения.

Опираясь на помощь монгольских ханов, Александр Невский закрепил деспотические традиции управления Северо-Восточной Руси. При этом он фактически положил конец действенному сопротивлению русских князей Золотой Орде на многие годы вперед.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя. Актуализации знаний по теме.

XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остатки народонаселения; с северо-запада ей угрожало западное католичество.

  • Какие последствия имело монгольское нашествие для Руси?
    Предполагаемый ответ:
    1). Экономическое, социальное и культурное отставание Руси от стран Западной Европы.
    2). Тяжелый материальный урон, массовая гибель населения, упадок ремесел, торговли, разорение городов.
  • В чем проявлялась зависимость русских княжеств от Орды? (Слайд 2)
    Предполагаемый ответ:

В политической области:
1). Хан Золотой Орды назначал великих князей. Все князья должны были получать от хана ярлыки на владение своими землями. Это способствовало оформлению на Руси деспотической формы власти.

2) Зависимость от Золотой Орды законсервировала на Руси политическую раздробленность.3) Администрация Орды в русских княжествах до середины 14 века – баскаки.

В экономической области:1) «Ордынский выход». Перепись населения, установлены нормы сбора дани. Это затрудняло восстановление и развитие хозяйства северо-восточных земель. 2) Карательные набеги золотоордынцев, в ходе которых уводили в рабство ремесленников, молодых людей. Это приводило к упадку ремесел, торговли, городов.

(Слайд 3, 4, 5)

Учитель: Человеком, который принял на себя эту задачу и определил на будущие времена дальнейшее цивилизационное развитие страны, является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. (Слайды 6,7)

Победа в битве на Неве и «Ледовом побоище» на Чудском озере 5 апреля 1242 года сделал князя Александра Невского самым авторитетным и уважаемым среди русских князей. При жизни отца Ярослава Всеволодовича Александру удалось уклониться от поездки на поклон хану Батыю. Но теперь уже откладывать поездку в Орду было нельзя. Согласно «Сказанию о житии Александра Невского», Батый выразил недовольство тем, что к нему, покорителю стольких народов, не едет, несомненно, самый популярный из князей Северной Руси. (Слайды 8,9)

Брат Александра владимирский князь Андрей и правитель Южной Руси Даниил Галицкий решили оказать монголам вооруженное сопротивление. Князь Александр Невский отправился на поклон к хану Батыю. Даниилу Галицкому удалось заручиться поддержкой Римского папы, который призвал христиан Богемии, Моравии, Сербии, Померании, Прибалтики к крестовому походу против Золотой Орды. Однако крестовый поход так и не состоялся. Южной Руси пришлось признать свою зависимость от Орды. Андрей Ярославич также не добился успеха. Он потерпел поражение, а Северо-Восточная Русь подверглась страшному ордынскому разгрому.

Став Владимирским князем, Александр Невский отдал Суздаль, Рязань, Новгород монголам для проведения переписи, сбора дани. В Новгороде и Пскове жители подняли антиордынское восстании. Жестоко подавив его, Александр привел жителей этих городов к покорности Орде. Таким образом, наметились два пути отношения Руси с Западом и Востоком. Александр Невский, балансируя между двумя силами, сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза с Ордой против католического Запада. Оценка этих событий и деятельности князя Александра Невского вызывают споры среди историков. (Слайды 10,11,12)

2. Выступление групп. Озвучивание своей позиции. Обобщение информации. Составление тезисов. Определение основных вопросов для обсуждения. (Слайд 13)

3. Подготовка к дискуссии. Учитель раздает группам учащихся карточки с текстами и вопросами, а также критерии оценивания. Обсуждение в группах.

Работа с документом 1 и 2. (см. Приложение 2) 

Вопросы для сопоставительного анализа точек зрения.

  1. Сопоставьте характеристику русских княжеств после Батыева нашествия учеными.
  2. Почему, несмотря на единое мнение в оценке исторической ситуации, они по-разному оценивают роль Александра Невского?
  3. Оцените отношение ученых к деятельности Алескандра Ярославича:
    • «в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки» (И.Н. Данилевский);
    • «нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины» (Л.Н. Гумилев).
  4. Какая из этих двух противоположных оценок деятельности Невского для вас ближе? Почему?
  5. Какую позицию по решению проблемы выбора ориентации Руси занимают авторы учебника? В чем совпадает их оценка и чем она отличатся от представленных фрагментов?

Критерии оценивания:

  1. Умение анализировать информацию, самостоятельно формулировать выводы.
  2. Обоснование суждений различными способами.
  3. Умение дать полный содержательный ответ.
  4. Умение строить ответ, речевая грамотность.

4. Дискуссия. Выступления групп оппонентов, обмен мнениями, обсуждение спорных вопросов.

5. Обобщение информации. Подведение итогов. (Слайд 14, 15, 16) Оформление в тетрадях основных выводов.

Правление Александра Ярославича Невского надолго вошло в историческую память русского народа. Четверть века, в самый трудный для Руси период, он мечом и дипломатией защищал страну от смертельной угрозы и с Запада, и с Востока. Он не знал поражений на поле боя, побеждал с меньшими силами грозного у врага. Трудно усмотреть в деятельности Невского и дипломатические ошибки. Поэтому судить его потомкам следует не столько по достигнутым результатам, сколько по препятствиям, которые ему пришлось преодолеть. (Слайд 15, 16)

Дополнительная информация к уроку:

В 1942 году, в разгар войны с немецко-фашистскими захватчиками Советское правительство учредило военный орден Александра Невского. Его получали командиры за выбор «удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск». Эти слова, взятые из статута ордена, раскрывают главное в полководческом даровании князя Александра.