Оборудование:
- компьютер
- проектор
- микроскоп
- конверты с заданиями для работы в группах
- веточки ели, пихты, берёзы.
- цветки: традесканция и герань
- лица трёх человечков (весёлое, равнодушное, грустное)
На уроке используются следующие современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- информационная технология;
- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (групповые технологии).
Цели:
- Образовательные:
- научить классифицировать растения
- познакомиться с особенностями жизни группы растений (деревья, ягоды, цветы), используя компетентностно-ориентированные задания к группе среднего уровня.
- познакомиться с особенностями жизни комнатных растений и уходом за ними, используя компетентностно-ориентированные задания к группе повышенного уровня.
- Развивающая: развитие наблюдательности и речи учащихся.
- Воспитательная: воспитание любви к природе, чувства прекрасного
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
– Как изменился вид леса с наступлением осени? (Лиственные
деревья сбрасывают листья)
– Как выглядят хвойные деревья и кустарники? (Хвойные
деревья и кустарники-зелёные, хвою не сбрасывают,
но через определённое время иголочки желтеют и
опадают)
II. Групповая работа
Дан перечень растений в слайд-программе Power Point (Приложение 1)
Задание: Распредели растения в группы по определённому признаку (укажи признак) и занеси данные в таблицу:
(Алоэ, пихта, традесканция, аспарагус, клюква, колеус, герань, берёза, кактус, аспидистра, земляника, фикус, ель, папоротники, лианы, бегония)
Деревья | Комнатные цветы |
Ягоды |
Приложение 2 (заполненная таблица)
III. Получение новых знаний
Работа в группах
(задание с инструментом проверки) |
||
Задание I группе (базовый уровень) |
Задание II группе (средний уровень) |
Задание III группе (повышенный уровень) |
Практическая работа 1.
Рассматривание веточек пихты и ели. |
1. Прочитайте текст о землянике и клюкве. 2. Опишите, как выглядит ягода. 3. Найди происхождение слов: земляника и клюква. |
1. Прочитайте текст о комнатных растениях. Заполни таблицу. |
3. Рассматривание почек. Какое значение
имеют чешуйки? Умирают ли лиственные растения на
зиму? Имеются ли почки под хвоинками? (Плотные чешуйки покрывают почки, они играют защитную роль. Видим зелёные листики, маленький стебелёк, из которых и будут развиваться новые листья и веточки дерева весной. Под каждой хвоинкой ели и сосны есть почки, но они так малы, что их трудно рассмотреть, а вот на концах веток почки крупнее) |
4. Замерзает или нет ягода зимой под
снегом? Почему? (У земляники сохраняются зелёные листики, у клюквы – плоды. Снег защищает их от мороза.) 5. Цветут ли зимой эти растения? Образуются ли плоды, семена? (Растения не цветут зимой. Плоды и семена на них не образуются) 6. Полезна ли эта ягода? Обоснуй ответ. |
2. Что за термин «Теневыносливые
растения?» (Это растения, которые сравнительно долго могут мириться с недостатком света. К ним относятся: папоротники, лианы, бегонии. На окнах их нужно размещать с северной стороны) |
4 Рассматривание под микроскопом. – Что общего между лиственными и хвойными деревьями? В чём различие? (У тех и других есть почки, жизнь деревьев продолжается и зимой. Лиственные зимуют с почками, листву сбрасывают, хвойные с почками и хвоинками) |
3. Найди в толковом словаре, значение этого термина |
IV. Обсуждение в группах
Выступление от каждой группы с последующим обоснованием.
V. Освоение новых знаний
Игра: «Угадай цветок»
- Что вы знаете об этих цветах?
- Только ли для красоты разводят комнатные растения? (Комнатные растения очищают воздух от пыли и микробов).
- Рассмотри верхушки веточек растений (На некоторых и зимой образуются новые листья – это традесканция, некоторые цветут зимой – герань)
- Какие части у этих растений отсутствуют? (Корень)
- Сравни комнатные растения и лесные растения (У комнатных листья не опадают, всю зиму зелёные, некоторые цветут)
- Почему так происходит?
Вывод: Человек создаёт для этих растений примерно такие же условия, что и летом, т.к. их родина – жаркие страны, где круглый год не бывает зимы.
VI. Составление памятки по уходу за комнатными растениями
Приложение 6 (Инструмент проверки)
Памятка «Уход за комнатными цветами»
- Поливать тёплой водой комнатной температуры летом каждый день, зимой реже. Следить, чтобы почва в горшочках была влажная.
- Растения поливают одни из лейки сбоку, другие сверху.
- Аспарагус – нет листьев, есть игловидные образования на стебле (иголки). Аспарагус и традесканция– требуют опрыскивания, т.к. в сухом воздухе иголки засыхают и осыпаются. Кактус поливают сбоку. Бегонию обмахивают мягкой кисточкой.
- После полива проводить рыхление, чтобы к корням поступал воздух и тогда вода с поверхности испаряется медленно. Почву рыхлить не глубже, чем на 1-2 см. иначе можно повредить корневую систему
- Вытирать пыль влажной тряпочкой с широких листьев, а с мелкие листья опрыскивать водой или обмахивать мягкой кисточкой.
VII. Рефлексия
– Чему научились?
– Что было интересного?
– Что понравилось? А теперь, я попрошу вас
показать какое настроение у вас в конце урока. (Показать
лица трёх человечков: весёлое, равнодушное,
грустное)
VIII. Итог урока
– Какое значение имеют комнатные растения? Почему зимой они выглядят так жекак летом?