Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик.
Современные дидактические поиски привели к необходимости создания инновационной технологии обучения, позволяющего воспитать личность, гармонично сочетающую логический и творческий компоненты мышления, через формирование умения добывать новые знания в познавательной и создавать их в творческой деятельности.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей стране в конце 40-х годов (автор – российский ученый, бакинский изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер), в отличие от развивающих систем обучения, обучает не только видеть проблему, формулировать ее как противоречие, но и содержит методы и приемы их решения, формируя системное, диалектическое мышление. Раздел развития творческого воображения (РТВ) позволяет уменьшить психологическую инерцию, представить ранее неизвестное, создавать новые образы.
Использование на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи элементов ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес к познавательным занятиям, так как формируют навык познавательной, творческой и практической деятельности.
Тема: Беседа о домашних животных.
Цели:
- закрепить, систематизировать знания детей о домашних животных : кого называют домашними животными, чем отличаются от диких животных, что между ними общего, чем питаются, где живут, как размножаются;
- развивать грамматически правильную речь, творческие способности;
- воспитывать интерес к домашним животным, доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: кукла Буратино, иллюстрации диких и домашних животных, куклы Би-Ба-Бо.
Предшествующая работа: знакомство с дикими животными.
Методические приемы: приход Буратино, игры по ТРИЗ и РТВ: «Волшебная лесенка», «Кто спрятался?», «Наоборот», «Маленькие человечки», «Теремок», «Хорошо-плохо», «Фантастическое животное», «Дразнилка», «Да-нет-ка», Загадка, «Письмо SOS», вживание в образ.
Оргмомент:
Предложить детям выслушать загадку и найти среди иллюстраций отгадку; отгадавший, садится на занятие. Таким образом, разделили иллюстрации на 2 группы: домашних и диких животных.
Ход занятия
К детям в гости приходит Буратино, в руках в него иллюстрация Артемона.
- Может Буратино сам разговаривать? Можно я за него буду говорить?:
- Мальвина сказала, чтобы я все узнал об Артемоне. Поможете?
- Тебе повезло, Буратино, сегодня мы начали изучать тему «Домашние животные», оставайся на занятии и все узнаешь об Артемоне.
- Артемон какое животное?
- Это пес. Он – домашнее животное.
- Какие признаки указывают на это?
- Отношение к человеку, жилище, питание.
- Пес живет рядом с человеком, человек строит ему жилье, кормит его, заботится о нем.
- В какой игре ТРИЗ мы можем все узнать о домашних животных?
- «Волшебная лесенка».
- На какую ступеньку мы посадим домашних животных?
- В середину.
- Каким знаком можно их всех обозначить?
- Словом, буквой, рисунком.
- Что общее будет на рисунке – условном обозначении – у всех домашних животных?
- Голова, шея, туловище, хвост, четыре ноги, шерсть.
- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем? (Зарисовывает ребенок, давший правильный ответ).
- Вниз. Узнаем части домашних животных.
- Мы основные сейчас выделили, повторим и дополним.
- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?
- На верхнюю. Частью чего являются домашние животные?
- Частью дома человека, всех зверей, живой природы.
- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?
- В прошлое домашних животных.Они были дикими, их приручил человек.
- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?
- Вниз прошлого. Их части.
- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?
-Вверх прошлого домашних животных. Частью чего они были. Частью зверей, живой природы.
- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?
- В будущее домашних животных.
- А какая сейчас основная функция домашних животных? Зачем они человеку?
- Они приносят пользу: корова, коза, овца – молоко, мясо, шерсть, кожу; лошадь, осел – перевозят грузы, помогают пахать землю; собака – сторожит, ловит преступников, выступает в цирке…
- Как вы думаете, что изменится в будущем?
- Домашние животные будут еще больше приносить пользу человеку.
- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?
- Вниз будущего домашних животных. Их части.
- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?
- Вверх будущего домашних животных. Частью чего они будут. Частью дома человека, животных, живой природы.
- Ну вот мы все узнали о всех домашних животных. Но Буратино надо узнать как можно больше о каком животном?
-Псе, собаке, Артемоне.
- Что нам делать?
- Давайте нарисуем ему в подарок игру «Волшебную лесенку», чтобы он сам мог добывать знания.
- И кого посадим в середину лесенке?
- Собаку.
- А если Мальвина спросит о другом домашнем животном?
-Пусть Буратино раздаст каждому иллюстрацию с животным, а вы сами сделаете ему подарок.
Дети выполняют работу самостоятельно, закрепив полученные знания, но применив их к конкретному виду домашних животных. Дарят Буратино.
- У нас есть игра «Кто спрятался?», в которой мы проверим, как ты, Буратино, усвоил правила «Волшебной лесенке». Выбирай карточку, посмотри, какая ступенька не заполнена, кто там должен «сидеть»?
- Если Буратино ответит верно, наградите его аплодисментами, а если нет – тишиной.
ФИЗМИНУТКА:
Прием – эмпатия – «Мать и детеныш».
- Договоритесь, кто будет выполнять чью роль в паре.
Раздаю иллюстрации: семьи коровы (корова-теленок); лошади (лошадь и жеребенок); свиньи (свинья и поросенок); овцы (овца и ягненок); козы (коза и козленок); кошки (кошка и котенок), прошу назвать мать и детеныша. Предлагаю разойтись по своим жилищам, подумать, как они называются, по сигналу «ночь»: животные в жилищах спят, по сигналу «день» - действуют – живут так, как живут их герои.
Словарная работа: закрепляем названия членов семьи, жилища (коровник, конюшня, свинарник, хлев, дом человека), действия животных (Что делала мать, детеныш? Как называют отца семьи? Всех детенышей?)
- Буратино очень любит играть в игру «Наоборот». Давайте поиграем по рядам.
Объяснить ответ.
По структуре: мать-отец; по времени: взрослое животное – детеныш; по количеству: один-много; по приему пищи: травоядные-хищники.
- Чтобы Буратино еще больше узнал о собаках, давайте составим модель Артемона. Какая игра нам в этом поможет?
- «Маленькие человечки».
- Что она нам расскажет об Артемоне?
- Человечки каких веществ (твердых, жидких и газообразных) живут в частях Артемона.
- Надо их зарисовать, чтобы Буратино мог показать модель Артемона Мальвине.
Дети называют части животного, какие человечки там «живут», ответивший зарисовывает человечков.
- Сейчас, Буратино, ты будешь Артемоном, жить будешь в теремке, как он будет называться?
- Конура, будка.
- С тобой в конуре очень хотят жить домашние животные, но ты их будешь пускать только тогда, когда они скажут, что между жильцами различного, чем они отличаются.
В игре «Теремок» участвуют куклы театра Би-Ба-Бо.
- Давайте придумаем новое домашнее животное в игре «Фантастическое животное» (ковролинограф).
Дети выходят, берут часть животного, называют ее (словарная работа: образование притяжательных), определяют главную функцию для животного, выкладывают на ковролинографе.
- За что его будет любить человек?
- Что не любит Артемон?
- Давайте его подразним в шуточной игре «Дразнилка».
- Смотрелка, рычалка, слушалка, бегалка, оскалка, нагревалка, царапалка, защищалка, охранялка, лизалка…
- Хочешь еще с нами поиграть, Буратино? Загадай любое домашнее животное, а ребята через игру «Да-нет-ка» постараются отгадать его. Ты должен отвечать только словами «Да» или «Нет».
- Это домашнее животное?
- Оно большое?
- Оно среднего размера?
- У него длинная шерсть?
- У него есть рога?
- У него есть борода?
- У него короткий хвост?
- У него копыта на ногах?
- Оно-травянистое животное?
- Оно дает молоко?
- Оно кричит: «Ме»?
- Это козел?
- А еще, Буратино, мы можем придумать загадку об Артемоне. И с удовольствием подарим тебе.
- Пусть первый ряд придумывает по структуре:
Какой? Кто такой же?
А второй ряд – по функции:
Что делает? Кто делает тоже?
Дети самостоятельно берут листочки, карандаши, придумывают, зарисовывают, загадывают.
- Когда Буратино шел к нам в гости, почтальон передал нам письмо от ученого совета. Поможем ученым?
- Письмо с задачей:
Как, не обижая котенка, встретить Новый год с нарядной елкой?
Разбор ситуации:
- Что у нас есть?
- Нарядная елка, Катя, комната, котенок Яшка.
- Что мы хотим?
- Чтобы елка была нарядной, и чтобы Яшка ее не трогал.
- Какая у нас конфликтная пара (КП)?
- Елка и Яшка.
- Поиграем в игру «Хорошо-плохо»:
- Что хорошего в том, что елка у Кати нарядная? Для Кати? Для котенка?
- Что плохого в том, что елка нарядная? Для Кати? Для котенка?
- Давайте выделим противоречие:
Если елка будет нарядной, то, хорошо: будет красивый праздник, плохо: Яшка перевернет или съест украшение.
Если елка будет ненарядной, то, хорошо: Яшка даже если ее перевернет, то не съест украшение; плохо: нет праздничного настроения.
- Какие Приемы ТРИЗ могут здесь помочь нам? Вспомним их.
РЕШЕНИЕ:
- Копия украшения: можно на елку сверху надеть прозрачный пакет с нарисованными игрушками.
- Давайте уточним Противоречие:
- Елка должна быть украшена, чтобы был праздник, и не должна, чтобы Яшка не наделал беды.
- Какие Приемы ТРИЗ могут здесь нам помочь?
РЕШЕНИЕ:
- Пространство: нарядить Елку в другой комнате.
- Время: когда котенок спит – елку наряжать, когда не спит – убирать.
- А когда он спит?
- Когда поест. Надо его накормить перед новогодней ночью, он будет спать, а Катя нарядит и будет праздновать.
- Давайте сформулируем идеальный конечный результат (ИКР) относительно конфликтной пары (КП):
- ИКР 1: Елка нарядная Сама должна себя охранять от Яшки.
- ИКР 2: Яшка должен САМ не хотеть играть с Елкой.
- Вспомним Ресурсы елки: ствол, ветки, колючки, игрушки, мишура.
- Ресурсы Яшки: вкус, нюх, слух, шерсть…
- Как это может нам помочь?
РЕШЕНИЯ:
- Надо, чтобы ствол невкусно пах для Яшки.
- Игрушки были невкусные, если их Яшка возьмет в рот.
- К веткам подключить сигнал звуковой: «Брысь!» или другой какой, чтобы Яшка его боялся, когда трогал.
- Колючки искрились, если их трогал Яшка.
Буратино:
- Ребята, я столько много узнал о собаках и домашних животных! Спасибо вам за игры, которые помогли мне в этом. А какие из них ваши любимые? Почему?