ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения) на занятиях с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик.

Современные дидактические поиски привели к необходимости создания инновационной технологии обучения, позволяющего воспитать личность, гармонично сочетающую логический и творческий компоненты мышления, через формирование умения добывать новые знания в познавательной и создавать их в творческой деятельности.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей стране в конце 40-х годов (автор – российский ученый, бакинский изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер), в отличие от развивающих систем обучения, обучает не только видеть проблему, формулировать ее как противоречие, но и содержит методы и приемы их решения, формируя системное, диалектическое мышление. Раздел развития творческого воображения (РТВ) позволяет уменьшить психологическую инерцию, представить ранее неизвестное, создавать новые образы.

Использование на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи элементов ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес к познавательным занятиям, так как формируют навык познавательной, творческой и практической деятельности.

Тема: Беседа о домашних животных.

Цели:

  • закрепить, систематизировать знания детей о домашних животных : кого называют домашними животными, чем отличаются от диких животных, что между ними общего, чем питаются, где живут, как размножаются;
  • развивать грамматически правильную речь, творческие способности;
  • воспитывать интерес к домашним животным, доброжелательное отношение к сверстникам.

Оборудование: кукла Буратино, иллюстрации диких и домашних животных, куклы Би-Ба-Бо.

Предшествующая работа: знакомство с дикими животными.

Методические приемы: приход Буратино, игры по ТРИЗ и РТВ: «Волшебная лесенка», «Кто спрятался?», «Наоборот», «Маленькие человечки», «Теремок», «Хорошо-плохо», «Фантастическое животное», «Дразнилка», «Да-нет-ка», Загадка, «Письмо SOS», вживание в образ.

Оргмомент:

Предложить детям выслушать загадку и найти среди иллюстраций отгадку; отгадавший, садится на занятие. Таким образом, разделили иллюстрации на 2 группы: домашних и диких животных.

Ход занятия

К детям в гости приходит Буратино, в руках в него иллюстрация Артемона.

- Может Буратино сам разговаривать? Можно я за него буду говорить?:

- Мальвина сказала, чтобы я все узнал об Артемоне. Поможете?

- Тебе повезло, Буратино, сегодня мы начали изучать тему «Домашние животные», оставайся на занятии и все узнаешь об Артемоне.

- Артемон какое животное?

- Это пес. Он – домашнее животное.

- Какие признаки указывают на это?

- Отношение к человеку, жилище, питание.

- Пес живет рядом с человеком, человек строит ему жилье, кормит его, заботится о нем.

- В какой игре ТРИЗ мы можем все узнать о домашних животных?

- «Волшебная лесенка».

- На какую ступеньку мы посадим домашних животных?

- В середину.

- Каким знаком можно их всех обозначить?

- Словом, буквой, рисунком.

- Что общее будет на рисунке – условном обозначении – у всех домашних животных?

- Голова, шея, туловище, хвост, четыре ноги, шерсть.

- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем? (Зарисовывает ребенок, давший правильный ответ).

- Вниз. Узнаем части домашних животных.

- Мы основные сейчас выделили, повторим и дополним.

- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?

- На верхнюю. Частью чего являются домашние животные?

- Частью дома человека, всех зверей, живой природы.

- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?

- В прошлое домашних животных.Они были дикими, их приручил человек.

- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?

- Вниз прошлого. Их части.

- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?

-Вверх прошлого домашних животных. Частью чего они были. Частью зверей, живой природы.

- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?

- В будущее домашних животных.

- А какая сейчас основная функция домашних животных? Зачем они человеку?

- Они приносят пользу: корова, коза, овца – молоко, мясо, шерсть, кожу; лошадь, осел – перевозят грузы, помогают пахать землю; собака – сторожит, ловит преступников, выступает в цирке…

- Как вы думаете, что изменится в будущем?

- Домашние животные будут еще больше приносить пользу человеку.

- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?

- Вниз будущего домашних животных. Их части.

- Куда теперь двигаемся, на какую ступеньку, что здесь узнаем?

- Вверх будущего домашних животных. Частью чего они будут. Частью дома человека, животных, живой природы.

- Ну вот мы все узнали о всех домашних животных. Но Буратино надо узнать как можно больше о каком животном?

-Псе, собаке, Артемоне.

- Что нам делать?

- Давайте нарисуем ему в подарок игру «Волшебную лесенку», чтобы он сам мог добывать знания.

- И кого посадим в середину лесенке?

- Собаку.

- А если Мальвина спросит о другом домашнем животном?

-Пусть Буратино раздаст каждому иллюстрацию с животным, а вы сами сделаете ему подарок.

Дети выполняют работу самостоятельно, закрепив полученные знания, но применив их к конкретному виду домашних животных. Дарят Буратино.

- У нас есть игра «Кто спрятался?», в которой мы проверим, как ты, Буратино, усвоил правила «Волшебной лесенке». Выбирай карточку, посмотри, какая ступенька не заполнена, кто там должен «сидеть»?

- Если Буратино ответит верно, наградите его аплодисментами, а если нет – тишиной.

ФИЗМИНУТКА:

Прием – эмпатия – «Мать и детеныш».

- Договоритесь, кто будет выполнять чью роль в паре.

Раздаю иллюстрации: семьи коровы (корова-теленок); лошади (лошадь и жеребенок); свиньи (свинья и поросенок); овцы (овца и ягненок); козы (коза и козленок); кошки (кошка и котенок), прошу назвать мать и детеныша. Предлагаю разойтись по своим жилищам, подумать, как они называются, по сигналу «ночь»: животные в жилищах спят, по сигналу «день» - действуют – живут так, как живут их герои.

Словарная работа: закрепляем названия членов семьи, жилища (коровник, конюшня, свинарник, хлев, дом человека), действия животных (Что делала мать, детеныш? Как называют отца семьи? Всех детенышей?)

- Буратино очень любит играть в игру «Наоборот». Давайте поиграем по рядам.

Объяснить ответ.

По структуре: мать-отец; по времени: взрослое животное – детеныш; по количеству: один-много; по приему пищи: травоядные-хищники.

- Чтобы Буратино еще больше узнал о собаках, давайте составим модель Артемона. Какая игра нам в этом поможет?

- «Маленькие человечки».

- Что она нам расскажет об Артемоне?

- Человечки каких веществ (твердых, жидких и газообразных) живут в частях Артемона.

- Надо их зарисовать, чтобы Буратино мог показать модель Артемона Мальвине.

Дети называют части животного, какие человечки там «живут», ответивший зарисовывает человечков.

- Сейчас, Буратино, ты будешь Артемоном, жить будешь в теремке, как он будет называться?

- Конура, будка.

- С тобой в конуре очень хотят жить домашние животные, но ты их будешь пускать только тогда, когда они скажут, что между жильцами различного, чем они отличаются.

В игре «Теремок» участвуют куклы театра Би-Ба-Бо.

- Давайте придумаем новое домашнее животное в игре «Фантастическое животное» (ковролинограф).

Дети выходят, берут часть животного, называют ее (словарная работа: образование притяжательных), определяют главную функцию для животного, выкладывают на ковролинографе.

- За что его будет любить человек?

- Что не любит Артемон?

- Давайте его подразним в шуточной игре «Дразнилка».

- Смотрелка, рычалка, слушалка, бегалка, оскалка, нагревалка, царапалка, защищалка, охранялка, лизалка…

- Хочешь еще с нами поиграть, Буратино? Загадай любое домашнее животное, а ребята через игру «Да-нет-ка» постараются отгадать его. Ты должен отвечать только словами «Да» или «Нет».

- Это домашнее животное?

- Оно большое?

- Оно среднего размера?

- У него длинная шерсть?

- У него есть рога?

- У него есть борода?

- У него короткий хвост?

- У него копыта на ногах?

- Оно-травянистое животное?

- Оно дает молоко?

- Оно кричит: «Ме»?

- Это козел?

- А еще, Буратино, мы можем придумать загадку об Артемоне. И с удовольствием подарим тебе.

- Пусть первый ряд придумывает по структуре:

Какой? Кто такой же?

А второй ряд – по функции:

Что делает? Кто делает тоже?

Дети самостоятельно берут листочки, карандаши, придумывают, зарисовывают, загадывают.

- Когда Буратино шел к нам в гости, почтальон передал нам письмо от ученого совета. Поможем ученым?

- Письмо с задачей:

Как, не обижая котенка, встретить Новый год с нарядной елкой?

Разбор ситуации:

- Что у нас есть?

- Нарядная елка, Катя, комната, котенок Яшка.

- Что мы хотим?

- Чтобы елка была нарядной, и чтобы Яшка ее не трогал.

- Какая у нас конфликтная пара (КП)?

- Елка и Яшка.

- Поиграем в игру «Хорошо-плохо»:

- Что хорошего в том, что елка у Кати нарядная? Для Кати? Для котенка?

- Что плохого в том, что елка нарядная? Для Кати? Для котенка?

- Давайте выделим противоречие:

Если елка будет нарядной, то, хорошо: будет красивый праздник, плохо: Яшка перевернет или съест украшение.

Если елка будет ненарядной, то, хорошо: Яшка даже если ее перевернет, то не съест украшение; плохо: нет праздничного настроения.

- Какие Приемы ТРИЗ могут здесь помочь нам? Вспомним их.

РЕШЕНИЕ:

- Копия украшения: можно на елку сверху надеть прозрачный пакет с нарисованными игрушками.

- Давайте уточним Противоречие:

- Елка должна быть украшена, чтобы был праздник, и не должна, чтобы Яшка не наделал беды.

- Какие Приемы ТРИЗ могут здесь нам помочь?

РЕШЕНИЕ:

- Пространство: нарядить Елку в другой комнате.

- Время: когда котенок спит – елку наряжать, когда не спит – убирать.

- А когда он спит?

- Когда поест. Надо его накормить перед новогодней ночью, он будет спать, а Катя нарядит и будет праздновать.

- Давайте сформулируем идеальный конечный результат (ИКР) относительно конфликтной пары (КП):

- ИКР 1: Елка нарядная Сама должна себя охранять от Яшки.

- ИКР 2: Яшка должен САМ не хотеть играть с Елкой.

- Вспомним Ресурсы елки: ствол, ветки, колючки, игрушки, мишура.

- Ресурсы Яшки: вкус, нюх, слух, шерсть…

- Как это может нам помочь?

РЕШЕНИЯ:

- Надо, чтобы ствол невкусно пах для Яшки.

- Игрушки были невкусные, если их Яшка возьмет в рот.

- К веткам подключить сигнал звуковой: «Брысь!» или другой какой, чтобы Яшка его боялся, когда трогал.

- Колючки искрились, если их трогал Яшка.

Буратино:

- Ребята, я столько много узнал о собаках и домашних животных! Спасибо вам за игры, которые помогли мне в этом. А какие из них ваши любимые? Почему?