Урок истории России "Культура и быт первой четверти XVIII века"

Разделы: История и обществознание


Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и бытом жителей Санкт-Петербурга, развивая их представление о жизни людей в начале 18 века;
  • закрепить знания детей о месторасположении Санкт-Петербурга;
  • показать взаимосвязь всех жанров культуры;
  • развивать интерес к истории нашей родины;
  • воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в группах.

Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 век», учебник А.А.Преображенского, Б.А.Рыбакова «История Отечества. 16-17 века», карта «Россия с конца 17 до 60-х г.г. 18 века», энциклопедия «Романовы», карточки с заданиями для групп, иллюстрация парусника, открытки с изображениями Санкт-Петербурга и Петергофа, Презентация к уроку (Приложение 1), чистые листы.

Примечание. В презентации выделены «Инновационные технологии в практике учителя истории» (для отчета на МО учителей гуманитарного цикла). Конечно, для урока их нужно убрать.

Оформление доски:

  1. А.С.Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»
  2. М.В.Ломоносов: «Он Бог твой, Бог твой был, Россия!»
  3. Русский народ: «Антихрист!»
  4. Петр I: «За моё Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею»
  5. Тема урока.
  6. Словарные слова: парсуна, гравюра, ассамблея, барокко, камзол, Петергоф.
  7. Персоналии: Никитин, Матвеев, Зубов, Трезини, Растрелли, Нарышкин, Апраксин.

Класс делится на 4 группы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в тему

СЛАЙД 3

Учитель: Внимательно послушайте и скажите, о каком городе идет речь.
«Вскоре он стал главным городом – столицей большого государства. Очень удобным было расположение – на берегу Финского залива реки Невы. Иноземцы дивились великолепию блестевших на солнце золотых и мраморных скульптур, дворцов и площадей, его величию и той быстротой, с которой он строился. А.С.Пушкин об этом городе сказал: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

Ответы: Санкт-Петербург.

У: В каком году начал строиться город?
О: В 1703.
У: В 1711 году Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Как вы думаете, почему?
О: Удобное географическое положение. Близость с Европой. Проведены каналы для сообщения с другими реками. Сам царь любил город, называл его Парадиз.
У: Покажите на карте город Санкт-Петербург, построенные каналы, море, соединяющее Россию с Европой.
О: (у карты).
У: Сегодня мы продолжаем знакомство с Санкт-Петербургом. Вы узнаете, чем занимались жители города, в какой одежде ходили, как отдыхали; какие здания строились на берегах Невы. Чтобы обо всем этом узнать, нам необходимо отправиться в далёкое и трудное путешествие. Как вы думаете, на чём мы будем путешествовать?
О: На корабле.
У: Правильно. Почему выбрали именно этот вид транспорта?
О: Много рек, каналов. Петр I начал строительство флота.
У: Итак, мы отправляемся.

3. Проверка домашнего задания.

У: Давайте вспомним, какие жанры относятся к культуре в 18 веке?
О: Образование, литература, архитектура, живопись, музыка, театр (допустимо наука, техника, быт).
СЛАЙД 4
У: Мы с вами изучили половину из них.

Работа в группах – карточки с заданиями для каждой группы: (Приложение 2)

  1. Образование и книгопечатание,
  2. Наука и техника,
  3. Литература,
  4. Театр.

(Работают 2 минуты по двум видам учебников – отвечают, дополняют)

4. Новая тема

В тетрадях – продолжаем тему, записываем только число.
У: Продолжаем наше путешествие. Сойдём на берег и зайдём в музей. Как назыается созданный при Петре I первый русский музей?
О: Кунсткамера.
У: Зайдём в художественный зал и посмотрим, как обстояло дело с живописью – одним из жанров культуры.
(Запись в тетрадь – Живопись)
У: В первой половине 18 века жили и творили знаменитые художники.
Рассказ ребят о Никитине и Матвееве (записи в тетрадях).
У: Писали в основном красками на холсте. Но появился и новый вид живописи – гравюра. (запись в тетрадь)

СЛАЙД 5

У: объясняет технику гравюры.
Рассказ учащегося о Зубове.
У: в 18 веке в основном развивалась портретная живопись.

СЛАЙД 6

(Запись в тетради: икона – парсуна – портрет)
У: объясняет отличия, парсуна – от латинского «персона» – лицо.

Работа в группах – карточки с репродукциями икон, парсун, портретов – выбрать предложенное.

5. Физкультминутка

У: Я буду называть вам слова. Если вы услышите слово, связанное с историей – хлопайте в ладоши, а если географическое название – топайте. (стоя)
(А.Д.Меншиков, Сенат, Финский залив, Нева, император, Москва, коллегии, рекруты, Россия)

6. Новая тема

У: Садимся на парусник и по Петербургским рекам и каналам продолжаем наше путешествие. Знакомимся с архитектурой Санкт-Петербурга и его пригородов. Как называлась архитектура до 18 века?
О: Зодчество.
(Запись в тетрадях – архитектура)
У: Петр I не любил Москвы.

СЛАЙДЫ 7-8

Красивая, древняя, ему она напоминала бунт стрельцов, ненавистную сестру Софью; там жило не любившее его боярство, там была ветхозаветная старина.
Отгадайте загадку: «На болоте родился, 4 раза перекрестился»
О: Санкт-Петербург
У: Объясняет смысл загадки. 1 имя – Санкт-Петербург, 2 – Петроград, 3 – Ленинград, 4 – Санкт-Петербург. Каждый, кто приезжал или приходил в строящийся при Петре город, должны были привозить с собой камень, так как их не хватало в болотистой местности.

СЛАЙД 9

У: Посмотрите на герб города. Что на нем изображено? Почему?
О: Царский императорский жезл – символ власти. Якоря – близость моря, кораблей.
У: Петр сам планировал и чертил планы города. Он хотел, чтобы улицы в нем были светлыми, прямыми, широкими. Дома и дворцы стояли ровно, строго по плану.

Рассказ учащимся стихотворения А.С.Пушкина.

У: Первой на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость.

СЛАЙД 10

У: Строились дворцы, мосты, каналы.

СЛАЙДЫ 11-17

У: Здание 12 коллегий, Кунсткамеры. Строить дворцы приглашали европейских (чаще итальянских) архитекторов. Растрелли строил дворец графа Нарышкина в новом для России стиле – барокко.

СЛАЙД 18

Поэтому этот стиль стали называть Нарышкинское барокко.
(Запись в тетрадях)
У: При Петре I начали разбивать знаменитый Летний сад в Санкт-Петербурге. В нем был построен любимый царем Домик Петра тоже итальянским мастером Трезини.
(Запись в тетрадях)

СЛАЙДЫ 20-22

У: Теперь на нашем паруснике из Петербурга мы поплывем по каналам в пригород – город Царское Село и город Петергоф, заглянем в город Пушкин.
(Запись в тетрадь)

СЛАЙДЫ 23-26

У: Архитектор Трезини. Рассказ про фонтаны-шутихи.
У: Во время великой отечественной войны в 1941 году фашисты разрушили почти всё в Петергофе и Царском селе.
(Открытки)
У: Гитлер говорил: «Город Ленинград и его окружение нам не нужно. Нужно стереть его с лица земли, а жителей уничтожить». Но после победы над фашизмом были восстановлены все памятники архитектуры, и им был придан такой же вид, каким он был в 18 веке.

СЛАЙД 27

У: Вернёмся на нашем паруснике в город на Неве и посмотрим, как жили люди, во что одевались, что ели, как отдыхали.
(Запись в тетрадях – быт)
Петр I очень активно вводил в России европейские обычаи. Например, он силой своих указов заставлял бояр и дворян носить европейскую одежду. Ему приходилось преодолевать психологический барьер. Многие не желали расставаться с традиционной русской одеждой. Но Петр ломал старый русский уклад. Правда, касалось это только дворянского и боярского сословия. Нововведения в быту не касались крестьян, мещан, духовенства.

СЛАЙДЫ 28-29

У: объясняет изменения в одежде.
Раньше женщины должны были сидеть дома. Никаких сословных общественных собраний не было, и уж тем более туда бы не допустили женщин, игравших подчинённую роль в обществе. Петр I заводит новое правило -  проводить Ассамблеи (от французского «собрание») – светские балы и собрания русской знати.
(Запись в тетрадях)

СЛАЙД 30

Энциклопедия.
У: Первая ассамблея проходила у адмирал-генерала Апраксина, потом у Головкина и так далее. Петр сам указывал, у кого будет следующая. Ассамблеи у самого императора проходили в Летнем саду. Вести себя на ассамблеях нужно было культурно и воспитанно, для его были написаны правила поведения в обществе. В каком литературном произведении были записаны эти правила?
О: «Юности честное зерцало»
У: Так Петр боролся за усвоение дворянами европейских манер.

Работа с учебником – работа с историческим документом («Указ») – стр.144.

У: О чем говорится в документе?
О: Приказал всем дворянам и боярам брить бороды, ходить в европейском платье.

СЛАЙДЫ 31-32

(Запись «Бородовые знаки»)
У: Бородовой знак стоил около 100 рублей. Это очень большая сумма по тем временам. Но бояре не хотели брить и готовы были выложить деньги. А как к этому относилась церковь? Однажды к одному священнику пришёл боярин и спросил, позволительно ли сбрить бороду и священник ему ответил: «Как ты думаешь, что быстрее отрастёт – отрезанная борода или отрубленная голова?»
У: Почему бояре не хотели брить?
О: Борода – символ знатности, мудрости, уважения и почёта.
У: Для удобства общения с другими странами Петр I вводит в России Грегорианский календарь. (Объясняет)

СЛАЙД 33

(Запись в тетрадях)
У: До 18 века в России существовала наградная система за подвиги, за важные государственные дела. Но награждали медалями очень редко. У Ивана Грозного была золотая наградная медаль. Царевна Софья утвердила специальную наградную медаль. Но Петр I по примеру европейских стран вводит целую систему орденов и медалей, чтобы поощрять и награждать отличившихся в войне и в мирное время всех, кто служит России. Посмотрите на ордена и их названия. Как вы думаете, как назывался самый первый русский орден?

СЛАЙД 34

О: Орден Андрея Первозванного.
У: Основной цвет ордена – голубой, одевался на голубую ленту. Надпись – За веру и верность.
У: Очень много нового вводит первый русский император в быту. Попробуйте отгадать, о чем идёт речь:

  1. Продукт питания, овощ, привезённый из Америки Христофором Колумбом, а в Россию ввезённый Петром. Люди неохотно его сажали, так как не знали, как его готовить. Пробовали семена, ботву. Но позже овощ прижился и сейчас это один из основных овощей наших огородов. (Картофель)

СЛАЙД 35

  1. Растение. В высушенном виде набивали в трубки, а дым от его тления вдыхали. (Табак)
  2. Напиток, изготавливаемый из зёрен растений. Сначала не приживался в России, так как был очень горький. Этот напиток бодрит. Пили по утрам маленькими чашечками. (Кофе)
  3. Целебная вода, добываемая в специальных источниках. Петр I привёз её из Голландии. Потом нашли источники такой же целебной воды и в России. (Минеральная)

У: Молодцы, угадали.

7. Закрепление.

У: Итак, наше путешествие подходит к концу. Парусник причалил к берегу.

СЛАЙД 36

О всех жанрах культуры мы поговорили. Сейчас закрепим всё, что узнали на уроке. Для этого выполним следующее задание.

Работа в группах – подобрать к заданным жанрам слова на Слайде.

Карточки каждой группе: (Приложение 2)

  • живопись
  • архитектура
  • быт
  • литература

СЛАЙД 37

Работают в группах, отвечают.

8. Домашнее задание

  • Параграфы 18-19;
  • Рабочая тетрадь №1, 3, 4, 5. Повышенной сложности (отметить звёздочкой) - №2, 6
  • Творческое задание: Поставили бы вы Петру I памятник. Какой? Что бы вы на нём изобразили?

СЛАЙД 38

Памятник Фальконе.

9. Выставление оценок

Их обоснование.