Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и бытом жителей Санкт-Петербурга, развивая их представление о жизни людей в начале 18 века;
- закрепить знания детей о месторасположении Санкт-Петербурга;
- показать взаимосвязь всех жанров культуры;
- развивать интерес к истории нашей родины;
- воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в группах.
Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 век», учебник А.А.Преображенского, Б.А.Рыбакова «История Отечества. 16-17 века», карта «Россия с конца 17 до 60-х г.г. 18 века», энциклопедия «Романовы», карточки с заданиями для групп, иллюстрация парусника, открытки с изображениями Санкт-Петербурга и Петергофа, Презентация к уроку (Приложение 1), чистые листы.
Примечание. В презентации выделены «Инновационные технологии в практике учителя истории» (для отчета на МО учителей гуманитарного цикла). Конечно, для урока их нужно убрать.
Оформление доски:
- А.С.Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»
- М.В.Ломоносов: «Он Бог твой, Бог твой был, Россия!»
- Русский народ: «Антихрист!»
- Петр I: «За моё Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею»
- Тема урока.
- Словарные слова: парсуна, гравюра, ассамблея, барокко, камзол, Петергоф.
- Персоналии: Никитин, Матвеев, Зубов, Трезини, Растрелли, Нарышкин, Апраксин.
Класс делится на 4 группы
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Введение в тему
СЛАЙД 3
Учитель: Внимательно послушайте и
скажите, о каком городе идет речь.
«Вскоре он стал главным городом – столицей
большого государства. Очень удобным было
расположение – на берегу Финского залива реки
Невы. Иноземцы дивились великолепию блестевших
на солнце золотых и мраморных скульптур, дворцов
и площадей, его величию и той быстротой, с которой
он строился. А.С.Пушкин об этом городе сказал:
«Природой здесь нам суждено в Европу прорубить
окно».
Ответы: Санкт-Петербург.
У: В каком году начал строиться город?
О: В 1703.
У: В 1711 году Петр I перенес столицу из
Москвы в Санкт-Петербург. Как вы думаете, почему?
О: Удобное географическое положение.
Близость с Европой. Проведены каналы для
сообщения с другими реками. Сам царь любил город,
называл его Парадиз.
У: Покажите на карте город
Санкт-Петербург, построенные каналы, море,
соединяющее Россию с Европой.
О: (у карты).
У: Сегодня мы продолжаем знакомство с
Санкт-Петербургом. Вы узнаете, чем занимались
жители города, в какой одежде ходили, как
отдыхали; какие здания строились на берегах Невы.
Чтобы обо всем этом узнать, нам необходимо
отправиться в далёкое и трудное путешествие. Как
вы думаете, на чём мы будем путешествовать?
О: На корабле.
У: Правильно. Почему выбрали именно этот
вид транспорта?
О: Много рек, каналов. Петр I начал
строительство флота.
У: Итак, мы отправляемся.
3. Проверка домашнего задания.
У: Давайте вспомним, какие жанры
относятся к культуре в 18 веке?
О: Образование, литература, архитектура,
живопись, музыка, театр (допустимо наука, техника,
быт).
СЛАЙД 4
У: Мы с вами изучили половину из них.
Работа в группах – карточки с заданиями для каждой группы: (Приложение 2)
- Образование и книгопечатание,
- Наука и техника,
- Литература,
- Театр.
(Работают 2 минуты по двум видам учебников – отвечают, дополняют)
4. Новая тема
В тетрадях – продолжаем тему, записываем
только число.
У: Продолжаем наше путешествие. Сойдём
на берег и зайдём в музей. Как назыается
созданный при Петре I первый русский музей?
О: Кунсткамера.
У: Зайдём в художественный зал и
посмотрим, как обстояло дело с живописью – одним
из жанров культуры.
(Запись в тетрадь – Живопись)
У: В первой половине 18 века жили и
творили знаменитые художники.
Рассказ ребят о Никитине и Матвееве
(записи в тетрадях).
У: Писали в основном красками на холсте.
Но появился и новый вид живописи – гравюра.
(запись в тетрадь)
СЛАЙД 5
У: объясняет технику гравюры.
Рассказ учащегося о Зубове.
У: в 18 веке в основном развивалась
портретная живопись.
СЛАЙД 6
(Запись в тетради: икона – парсуна – портрет)
У: объясняет отличия, парсуна – от
латинского «персона» – лицо.
Работа в группах – карточки с репродукциями икон, парсун, портретов – выбрать предложенное.
5. Физкультминутка
У: Я буду называть вам слова. Если вы
услышите слово, связанное с историей – хлопайте
в ладоши, а если географическое название –
топайте. (стоя)
(А.Д.Меншиков, Сенат, Финский залив, Нева,
император, Москва, коллегии, рекруты, Россия)
6. Новая тема
У: Садимся на парусник и по
Петербургским рекам и каналам продолжаем наше
путешествие. Знакомимся с архитектурой
Санкт-Петербурга и его пригородов. Как
называлась архитектура до 18 века?
О: Зодчество.
(Запись в тетрадях – архитектура)
У: Петр I не любил Москвы.
СЛАЙДЫ 7-8
Красивая, древняя, ему она напоминала бунт
стрельцов, ненавистную сестру Софью; там жило не
любившее его боярство, там была ветхозаветная
старина.
Отгадайте загадку: «На болоте родился, 4 раза
перекрестился»
О: Санкт-Петербург
У: Объясняет смысл загадки. 1 имя –
Санкт-Петербург, 2 – Петроград, 3 – Ленинград, 4 –
Санкт-Петербург. Каждый, кто приезжал или
приходил в строящийся при Петре город, должны
были привозить с собой камень, так как их не
хватало в болотистой местности.
СЛАЙД 9
У: Посмотрите на герб города. Что на
нем изображено? Почему?
О: Царский императорский жезл – символ
власти. Якоря – близость моря, кораблей.
У: Петр сам планировал и чертил планы
города. Он хотел, чтобы улицы в нем были светлыми,
прямыми, широкими. Дома и дворцы стояли ровно,
строго по плану.
Рассказ учащимся стихотворения А.С.Пушкина.
У: Первой на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость.
СЛАЙД 10
У: Строились дворцы, мосты, каналы.
СЛАЙДЫ 11-17
У: Здание 12 коллегий, Кунсткамеры. Строить дворцы приглашали европейских (чаще итальянских) архитекторов. Растрелли строил дворец графа Нарышкина в новом для России стиле – барокко.
СЛАЙД 18
Поэтому этот стиль стали называть Нарышкинское
барокко.
(Запись в тетрадях)
У: При Петре I начали разбивать
знаменитый Летний сад в Санкт-Петербурге. В нем
был построен любимый царем Домик Петра тоже
итальянским мастером Трезини.
(Запись в тетрадях)
СЛАЙДЫ 20-22
У: Теперь на нашем паруснике из
Петербурга мы поплывем по каналам в пригород –
город Царское Село и город Петергоф, заглянем в
город Пушкин.
(Запись в тетрадь)
СЛАЙДЫ 23-26
У: Архитектор Трезини. Рассказ про
фонтаны-шутихи.
У: Во время великой отечественной войны
в 1941 году фашисты разрушили почти всё в Петергофе
и Царском селе.
(Открытки)
У: Гитлер говорил: «Город Ленинград и
его окружение нам не нужно. Нужно стереть его с
лица земли, а жителей уничтожить». Но после
победы над фашизмом были восстановлены все
памятники архитектуры, и им был придан такой же
вид, каким он был в 18 веке.
СЛАЙД 27
У: Вернёмся на нашем паруснике в город
на Неве и посмотрим, как жили люди, во что
одевались, что ели, как отдыхали.
(Запись в тетрадях – быт)
Петр I очень активно вводил в России европейские
обычаи. Например, он силой своих указов заставлял
бояр и дворян носить европейскую одежду. Ему
приходилось преодолевать психологический
барьер. Многие не желали расставаться с
традиционной русской одеждой. Но Петр ломал
старый русский уклад. Правда, касалось это только
дворянского и боярского сословия. Нововведения в
быту не касались крестьян, мещан, духовенства.
СЛАЙДЫ 28-29
У: объясняет изменения в одежде.
Раньше женщины должны были сидеть дома. Никаких
сословных общественных собраний не было, и уж тем
более туда бы не допустили женщин, игравших
подчинённую роль в обществе. Петр I заводит новое
правило - проводить Ассамблеи (от
французского «собрание») – светские балы и
собрания русской знати.
(Запись в тетрадях)
СЛАЙД 30
Энциклопедия.
У: Первая ассамблея проходила у
адмирал-генерала Апраксина, потом у Головкина и
так далее. Петр сам указывал, у кого будет
следующая. Ассамблеи у самого императора
проходили в Летнем саду. Вести себя на ассамблеях
нужно было культурно и воспитанно, для его были
написаны правила поведения в обществе. В каком
литературном произведении были записаны эти
правила?
О: «Юности честное зерцало»
У: Так Петр боролся за усвоение
дворянами европейских манер.
Работа с учебником – работа с историческим документом («Указ») – стр.144.
У: О чем говорится в документе?
О: Приказал всем дворянам и боярам брить
бороды, ходить в европейском платье.
СЛАЙДЫ 31-32
(Запись «Бородовые знаки»)
У: Бородовой знак стоил около 100 рублей.
Это очень большая сумма по тем временам. Но бояре
не хотели брить и готовы были выложить деньги. А
как к этому относилась церковь? Однажды к одному
священнику пришёл боярин и спросил,
позволительно ли сбрить бороду и священник ему
ответил: «Как ты думаешь, что быстрее отрастёт –
отрезанная борода или отрубленная голова?»
У: Почему бояре не хотели брить?
О: Борода – символ знатности, мудрости,
уважения и почёта.
У: Для удобства общения с другими
странами Петр I вводит в России Грегорианский
календарь. (Объясняет)
СЛАЙД 33
(Запись в тетрадях)
У: До 18 века в России существовала
наградная система за подвиги, за важные
государственные дела. Но награждали медалями
очень редко. У Ивана Грозного была золотая
наградная медаль. Царевна Софья утвердила
специальную наградную медаль. Но Петр I по
примеру европейских стран вводит целую систему
орденов и медалей, чтобы поощрять и награждать
отличившихся в войне и в мирное время всех, кто
служит России. Посмотрите на ордена и их
названия. Как вы думаете, как назывался самый
первый русский орден?
СЛАЙД 34
О: Орден Андрея Первозванного.
У: Основной цвет ордена – голубой,
одевался на голубую ленту. Надпись – За веру и
верность.
У: Очень много нового вводит первый
русский император в быту. Попробуйте отгадать, о
чем идёт речь:
- Продукт питания, овощ, привезённый из Америки Христофором Колумбом, а в Россию ввезённый Петром. Люди неохотно его сажали, так как не знали, как его готовить. Пробовали семена, ботву. Но позже овощ прижился и сейчас это один из основных овощей наших огородов. (Картофель)
СЛАЙД 35
- Растение. В высушенном виде набивали в трубки, а дым от его тления вдыхали. (Табак)
- Напиток, изготавливаемый из зёрен растений. Сначала не приживался в России, так как был очень горький. Этот напиток бодрит. Пили по утрам маленькими чашечками. (Кофе)
- Целебная вода, добываемая в специальных источниках. Петр I привёз её из Голландии. Потом нашли источники такой же целебной воды и в России. (Минеральная)
У: Молодцы, угадали.
7. Закрепление.
У: Итак, наше путешествие подходит к концу. Парусник причалил к берегу.
СЛАЙД 36
О всех жанрах культуры мы поговорили. Сейчас закрепим всё, что узнали на уроке. Для этого выполним следующее задание.
Работа в группах – подобрать к заданным жанрам слова на Слайде.
Карточки каждой группе: (Приложение 2)
- живопись
- архитектура
- быт
- литература
СЛАЙД 37
Работают в группах, отвечают.
8. Домашнее задание
- Параграфы 18-19;
- Рабочая тетрадь №1, 3, 4, 5. Повышенной сложности (отметить звёздочкой) - №2, 6
- Творческое задание: Поставили бы вы Петру I памятник. Какой? Что бы вы на нём изобразили?
СЛАЙД 38
Памятник Фальконе.
9. Выставление оценок
Их обоснование.