Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством писателя,
- определить главную мысль прочитанного произведения.
Задачи:
Образовательные:
- учить работать с текстом -находить слова, которые помогают дать характеристику героев,
- описывать эмоциональное состояние персонажей,
- совершенствовать навыки выразительного чтения,
- активизировать словарь учащихся.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции,
- речь учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать нравственные качества.
Оборудование:
- портрет писателя,
- выставка книг,
- грамзапись со сказками писателя,
- карточки с дифференцированной помощью.
Ход урока
I. Организация начала урока
– Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
–Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.
II. Динамическое чтение
Артикуляционная подготовка речевого аппарата.
1) Упражнения для дыхания:
а) глубокий вдох через нос , выдох через ротпорциями;
б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;
в) вдыхаем аромат цветов;
г) дуем на одуванчик;
д) дуем на снежинку.
2) Звуковая гимнастика:
о а у – плавно на одном выдохе,
ух ох ах – произносим отрывисто,
гху гха гхо – выдыхая порциями,
с ш з – чередование произнесения звуков.
3) Прочитать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.
а) «Покупки»:
– Расскажите про покупки.
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки про покупочки свои.
б) Разговор лягушек.
III. Проверка домашнего задания
– Дома вы читали сказку.
– Как называется эта сказка?
– Кто автор этой сказки?
– Назовите героев.
1. – Вспомните, как жилось лягушке до встречи с утками?
2. – Прочитайте отрывок разговора во время встречи лягушек с утками.
– Как надо читать за лягушку? За уток?
– Читайте, опуская слова автора.
3. – Что придумала лягушка, чтобы отправиться на юг с утками? Зачитайте.
4. – Передайте эмоциональное состояние лягушки во время полёта.
5. – Чем была вызвана просьба лягушки «лететь не так высоко»?
6. Чтение «спринт».
7. – Что случилось с лягушкой, почему она оказалась в пруду?
Какие недостатки человеческого характера высмеивает автор?
Физминутка
В небе солнышко сияет,
В речке рыбок веселит.
Ветер листьями играет,
А сова спокойно спит.
Ей приснился сладкий сон
Вот бы не кончался он.
IV. Изучение новой темы
1. Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка.
– В сказках не только лягушки умеют хвастаться, но есть и зайчишки-хвастунишки. Про такого нам рассказал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.
– Какие произведения этого автора вам известны?
– Самую широкую известность получил сборник с поэтическим названием «Алёнушкины сказки»,который писатель сочинял для своей дочери. Она сильно болела, папа растил её один. Автор признался, что это самая его любимая книга. Сборник начинается присказкой, ею и заканчивается.
2. Прослушивание грамзаписи в исполнении Леонида Бородина.
– Вы обратили внимание, какие нежные, ласковые слова использовал автор?
В предложении: «Все тут, все в сборе, все ждут Алёнушкиной сказки», о ком идёт речь?
3. Словарная работа.
Голодный , как …
Хитрая, как …
Ленивый,как…
Неуклюжий, как..
Трусливый, как…
– Известно, что заяц трусишка, а в этой сказке автор называет его храбрым.
– Почему автор назвал зайца храбрым?
– Оправдаются ли ваши предположения мы узнаем , прочитав сказку.
4. Подготовка к восприятию сказки.
1) Прочитайте слова, которые встретятся в тексте:
гнул вать лось
прыгнул глядывать казалось
подпрыгнул выглядывать показалось
2) Читайте шёпотом, по слогам, затем громко,целыми словами:
вспорх-нёт
взо-брал-ся
встрях-нул-ся
3) Читайте вполголоса:
храбрый – расхрабрившийся
бодрый – приободрился
сила – обессилел
4) Объясните смысл пословиц (у учащихся карточки с дифференцированной помощью):
- Душа ушла в пятки.
- Собственным ушам не верят.
- Язык точно примёрз.
- Гонится по пятам.
5. Первичное восприятие сказки.
Чтение по ролям подготовленными детьми.
– Вам понравилась сказка? Что особенно?
– Ответьте на вопрос поставленный перед чтением сказки.
Физминутка
Мы слепили снежный ком.
Ушки сделали потом.
И, как раз, вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой,
С лапками, и с головой.
6. Вторичное восприятие текста. Работа по содержанию.
– Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.
1 часть
– Читайте «про себя».
– Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?
– Почему Заяц объявил, что он никого не боится?
2 часть
Следующий абзац читайте «шёпотом».
Восстановите по тексту пропущенные слова.
Почему именно эти слова употребил автор?
3 часть
«Жужжащее» чтение.
– Какое предложение по смысловому значению главное?
4 часть
Чтение учителем «Ловушка».
– Каким назван Заяц и почему?
5 часть
– Послушайте музыкальный эпизод.
– Какому главному герою сказки он может сстветствовать? Какая музыка по характеру? Прочитайте только действия Волка.
6 часть
– Почему Заяц замолчал?
7 часть
Чтение «Спринт».
– Почему Волк не съел Зайца?
– Каким называет автор Зайца в этой части? Почему?
8 часть
Чтение за диктором.
– Каким назван заяц?
9 часть
«Отсканируйте» оставшуюся часть сказки.
– За что благодарили Зайца?
– Каким называют его в этой части?
– Во что стал верить Заяц, зачитайте.
7. Обьясните смысл слова «храбрый» по Толковому словарю.
8. – Могла ли сказка закончится печально?
9. – Соберите пословицу, прочитав выделенные слоги:
Зайца ноги носят, волка зубы кормят.
V. Итог урока
– Почему автор сказки назвал Зайца храбрым?
– Чему учит нас сказка?
VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание.
1 уровень – Пересказать понравившуюся часть сказки.
2 уровень – Составить план пересказа сказки, пересказать от лица Зайца.
3 уровень – Подобрать пословицы и поговорки по содержанию сказки.
Спасибо за урок!