Цель: закрепить знания о диких животных.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания о диких животных наших лесов, животных севера и животных жарких стран: название, особенности внешнего вида, название детенышей;
- закрепить знания о частях света (север и юг).
- Коррекционно-развивающие:
- уточнять и активизировать словарный запас детей (существительные, прилагательные и глаголы) по теме «Дикие животные»;
- упражняться в образовании притяжательных прилагательных;
- продолжить учить согласовывать имя существительное и числительное, употреблять имя существительное в родительном падеже;
- закреплять использование в речи предлогов (в, на, под, за). Развивать интонационно-мелодическую сторону речи при воспроизведении текста персонажей сказки «Теремок»;
- совершенствовать целостное зрительное восприятие (умение узнавать предмет по его силуэтному изображению);
- развивать мышление через игру «Четвертый лишний»;
- продолжать совершенствовать движения, характерные для изображаемого сказочного персонажа.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- прививать любовь к русскому народному творчеству;
- продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.
Материал и оборудование:
- дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто спрятался?», «Чей хвост?»;
- набор мелких игрушек «Животные»;
- панно «Животные Севера», «Животные жарких стран»;
- книги с русскими народными сказками о диких животных;
- шапочки, кукольный театр для персонажей сказки «Теремок»;
- музыкальные инструменты (бубен, ложки, дудочки);
- магнитофон, аудиозаписи для музыкального сопровождения занятия.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, животных жарких стран и севера;
- чтение сказок и рассказов о диких животных;
- разучивание стихотворного текста сказки «Теремок» для дальнейшей драматизации;
- изготовление атрибутов к сказке в детском саду (шапочки) и дома (узелок на палочке);
- работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Дети, мы много говорили с вами о диких животных, изучали их внешний вид, повадки, места обитания. Вы рассматривали иллюстрации, составляли рассказы, лепили и рисовали диких животных. Сегодня мы еще раз поговорим о братьях наших меньших.
II. Основная часть
1. Игра «Найди зверей, спрятавшихся в лесу» (Рисунок 1)
Дефектолог: Посмотрите, ребята, здесь в лесу среди деревьев спрятались звери, кого вы увидели и узнали?
Дети: Я вижу медведя (лису, зайца и т.д.)
Дефектолог: Правильно, в какую группу можно объединить этих зверей? – верно, животные наших лесов.
2. Игра «Чей хвост? Чья голова?»
Дефектолог: Посмотрите, они уже не так вас боятся, выглядывают из-за деревьев, решили посмотреть, кто же в гости пришел? Чей (чья) это хвост (голова)?
Дети: Это волчий хвост (заячий, лисий и т.д.), голова волчья (заячья, лисья и т.д.)
3. Животные Севера
Дефектолог: Дети, в какой стороне относительно вас находится Север? Правильно, справа от вас. Далеко на Севере, живут братья животных наших лесов. Чтобы лучше увидеть их, давайте, возьмем увеличительные очки, и они помогут нам их рассмотреть. Кто же находится среди снега и льда?
Дети: Белый медведь, морж, тюлень, морской котик, полярный волк, северный олень.
Дефектолог: Как можно назвать их по-другому? Правильно. Животные Севера. А почему они приспособились к суровым условиям? Верно, у них толстый слой подкожного жира.
4. Упражнение «Посчитай детенышей»
Дефектолог: Рядом с взрослыми животными их детеныши. Давайте их посчитаем?
Дети: Один моржонок, три моржонка, три волчонка, пять волчат, три медвежонка, пять медвежат.
5. Животные жарких стран
Дефектолог: А теперь подскажите, в
какой стороне от нас юг. Верно, с левой стороны.
Как можно назвать животных, которые там живут? –
Животные жарких стран.
Возьмите очки и назовите, кого вы увидели и где
они находятся.
Дети: Бегемот в реке, обезьяна на пальме, жираф за деревом, зебра под деревом и т.д.
6. Дидактическая игра «Кто лишний?» (Рисунок 2)
Дефектолог: Сейчас я хочу проверить ваши знания. Каждому из вас я раздам карточки с изображением животных, а вы ответите мне, кто из них там лишний и почему?
Дети: На моей карточке изображены жираф, зебра, кенгуру и белый медведь. Лишний белый медведь, потому что он живет на Севере, а остальные животные из жарких стран (аналогично с остальными карточками)
7. Упражнение «Назови сказку»
Дефектолог: Народ всегда с уважением относился к диким зверям, он уважал их за силу и мужество. Сочинял о них разные сказки. Назовите сказки, где главные герои – животные.
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок». «Маугли», «Красная шапочка» и другие.
8. Упражнение «Подбери слова»
Дефектолог: Какими словами
пользовались рассказчики, когда давали
характеристику лесным жителям? Кто больше
подберет слов, отвечая на вопрос.
– Какая лиса? – Хитрая, коварная, рыжая.
– Какой волк? – Злой, хищный, серый, зубастый,
клыкастый, лохматый.
– Какой медведь? – Неуклюжий, косолапый,
мохнатый, большой, добрый.
– Какой заяц? – Трусливый, косой, серый, быстрый.
– Какая мышка? – Серая, юркая, маленькая.
– Какая лягушка? – Зеленая, пучеглазая, холодная.
– В какой сказке встретились все эти герои? –
Правильно. Сказка называется «Теремок».
– Сейчас мы ее и покажем нашим гостям.
9. Драматизация сказки «Теремок» (Приложение 1, Приложение 2)
Дети надевают на голову «шапочки-маски» персонажей сказки «Теремок», берут узелок, привязанный на палочку.
Ведущий-дефектолог.
Все мы знаем, все мы верим!
Есть на свете чудный терем.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись!
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком, и крыльцом.
Мышка.
Я маленькая мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко,
Ищу, не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!
(Заходит за ширму, одевает на руку Мышку-перчатку)
Кукла-мышка: А теперь надо убраться в тереме!
Ведущий. Слышите, дети, кто-то еще бежит?
Лягушка.
Что за славный теремок?
Из трубы идет дымок!
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет
Ну-ка, говорите!
Мышка.
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка.
Я, лягушка-поскакушка!
Будем пить с тобою чай!
(Лягушка входит в дом, одевает на руку перчатку)
Зайчик.
Что за славный теремок
Вырос на лужайке.
Кто тут в тереме живет?
Расскажите зайке!
Мышка.
Я, мышка-норушка.
Лягушка.
Я, лягушка-поскакушка, а ты кто?
Зайчик.
Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик.
Вы пустите жить меня,
Я хороший зайчик.
Мышка.
Заходи, зайчик, будем жить втроем.
(Зайка проходит за ширму)
Лиса.
Вот так терем-теремок!
Ладный, да нарядный!
Чую… яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Кто в тереме живет?
Мышка.
Я, мышка-норушка.
Лягушка.
Я, лягушка-поскакушка,
Заяц.
Заходи, кума смелее,
Вот как раз обед готов.
(Лиса входит в дом, появляется Волк.)
Волк.
Вот хоромы, так хоромы!
Здесь простора хватит всем!
Что молчите, есть кто дома?
Да не бойтесь, вы, не съем!
Мышка.
Я, мышка-норушка.
Лягушка.
Я, лягушка-поскакушка,
Заяц.
Я, зайка-побегайка.
Лиса.
Не возьму я что-то в толк?
Это ты, зубастый волк?
Волк.
В дом пустите,
Я совсем не страшный.
Сами посмотрите.
Заяц.
Ладно, серый, заходи,
Только не кусайся!
Все хором:
Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!!!
Медведь.
С вами жить хочу и я.
Все.
Нет, медведь, не надо!!!
Медведь.
Я медведь, я медведь,
Я умею песни петь!
Я медведь и с давних пор
Замечательный танцор!
Топ-топ-топ
Ведущий. Перепугал медведь всех друзей. Давайте, дети, поможем медведю. Сыграем плясовую, да так весело, чтобы лапы у Мишки сами в пляс пустились.
(Остальные дети играют на шумовых инструментах, «звери» выходят из-за ширмы, хлопают в ладоши, Мишка танцует.)
Ведущий. И совсем наш Мишка не
страшный, что же делать, ребята и зверята?
Правильно, сложить новый большой теремок.
В следующий раз мы так и сделаем, а сейчас пора
отдыхать.
(Дети садятся на стульчики.)
III. Итог занятия
– Вот мы с вами посетили сегодня всех диких зверей, никого не забыли. Заглянули в наш лес, к животным холодных и жарких стран и даже побывали в гостях у сказки. На память я подарю вам рисунки с изображением теремка, а вы сами раскрасите его в свободное время. И потом покажите Мишке.