Интегрированное занятие "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: закрепить знания о диких животных.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о диких животных наших лесов, животных севера и животных жарких стран: название, особенности внешнего вида, название детенышей;
    • закрепить знания о частях света (север и юг).
  • Коррекционно-развивающие: ­
    • уточнять и активизировать словарный запас детей (существительные, прилагательные и глаголы) по теме «Дикие животные»;
    • упражняться в образовании притяжательных прилагательных;
    • продолжить учить согласовывать имя существительное и числительное, употреблять имя существительное в родительном падеже;
    • закреплять использование в речи предлогов (в, на, под, за). Развивать интонационно-мелодическую сторону речи при воспроизведении  текста  персонажей сказки «Теремок»;
    • совершенствовать целостное зрительное восприятие (умение узнавать предмет по его силуэтному изображению);
    • развивать мышление через игру «Четвертый лишний»;
    • продолжать совершенствовать движения, характерные  для изображаемого сказочного персонажа.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру;
    • прививать любовь к русскому народному творчеству;
    • продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.

Материал и оборудование:

  • дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто спрятался?», «Чей хвост?»;
  • набор мелких игрушек «Животные»;
  • панно «Животные Севера», «Животные жарких стран»;
  • книги с русскими народными сказками о диких животных;
  • шапочки, кукольный театр для персонажей сказки «Теремок»;
  • музыкальные инструменты (бубен, ложки, дудочки);
  • магнитофон, аудиозаписи для музыкального сопровождения занятия.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, животных жарких стран и севера;
  • чтение сказок и рассказов о диких животных;
  • разучивание стихотворного текста сказки «Теремок» для дальнейшей драматизации;
  • изготовление атрибутов к сказке в детском саду (шапочки) и дома (узелок на палочке);
  • работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Дети, мы много говорили с вами о диких животных, изучали их внешний вид, повадки, места обитания. Вы рассматривали иллюстрации, составляли рассказы, лепили и рисовали диких животных. Сегодня мы еще раз поговорим о братьях наших меньших.

II. Основная часть

1. Игра «Найди зверей, спрятавшихся в лесу» (Рисунок 1)

Дефектолог: Посмотрите, ребята, здесь в лесу среди деревьев спрятались звери, кого вы увидели и узнали?

Дети: Я вижу медведя (лису, зайца и т.д.)

Дефектолог: Правильно, в какую группу можно объединить этих зверей? – верно, животные наших лесов.

2. Игра «Чей хвост? Чья голова?»

Дефектолог: Посмотрите, они уже не так вас боятся, выглядывают из-за деревьев, решили посмотреть, кто же в гости пришел? Чей (чья) это хвост (голова)?

Дети: Это волчий хвост (заячий, лисий и т.д.), голова волчья (заячья, лисья и т.д.)

3. Животные Севера

Дефектолог: Дети, в какой стороне относительно вас  находится Север? Правильно, справа от вас. Далеко на Севере, живут братья животных наших лесов. Чтобы лучше увидеть их, давайте, возьмем увеличительные очки, и они помогут нам их рассмотреть. Кто же находится среди снега и льда?

Дети: Белый медведь, морж, тюлень, морской котик, полярный волк, северный олень.

Дефектолог: Как можно назвать их по-другому?  Правильно. Животные Севера. А почему они приспособились к суровым условиям? Верно, у них толстый слой подкожного жира.

4. Упражнение «Посчитай детенышей»

Дефектолог: Рядом с взрослыми животными их детеныши. Давайте их посчитаем?

Дети: Один моржонок, три моржонка, три волчонка, пять волчат, три медвежонка, пять медвежат.

5. Животные жарких стран

Дефектолог: А теперь подскажите, в какой стороне от нас юг. Верно, с левой стороны. Как можно назвать животных, которые там живут? – Животные жарких стран.
Возьмите очки и назовите, кого вы увидели и где они находятся.

Дети: Бегемот в реке, обезьяна на пальме, жираф за деревом, зебра под деревом и т.д.

6. Дидактическая игра «Кто лишний?» (Рисунок 2)

Дефектолог: Сейчас я хочу проверить ваши знания. Каждому из вас я раздам карточки с изображением животных, а вы ответите мне, кто из них там лишний и почему?

Дети: На моей карточке изображены жираф, зебра, кенгуру и белый медведь. Лишний белый медведь, потому что он живет на Севере, а остальные животные из жарких стран (аналогично с остальными  карточками)

7. Упражнение «Назови сказку»

Дефектолог: Народ всегда с уважением относился к диким зверям, он уважал их за силу и мужество. Сочинял о них разные сказки. Назовите сказки, где главные герои – животные.

Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок». «Маугли», «Красная шапочка» и другие.

8. Упражнение «Подбери слова»

Дефектолог: Какими словами пользовались рассказчики, когда давали характеристику лесным жителям? Кто больше подберет слов, отвечая на вопрос.
– Какая лиса? – Хитрая, коварная, рыжая.
– Какой волк? – Злой, хищный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.
– Какой медведь? – Неуклюжий,  косолапый, мохнатый, большой, добрый.
– Какой заяц? – Трусливый, косой, серый, быстрый.
– Какая мышка? – Серая, юркая, маленькая.
– Какая лягушка? – Зеленая, пучеглазая, холодная.
– В какой сказке встретились все эти герои? – Правильно. Сказка называется «Теремок».
– Сейчас мы ее и покажем нашим гостям.

9. Драматизация сказки «Теремок» (Приложение 1, Приложение 2)

Дети надевают на голову «шапочки-маски» персонажей сказки «Теремок», берут узелок, привязанный на палочку.

Ведущий-дефектолог.

Все мы знаем, все мы верим!
Есть на свете чудный терем.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись!
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком, и крыльцом. 

Мышка.

Я маленькая мышка, 
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко,
Ищу, не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!

(Заходит за ширму, одевает на руку Мышку-перчатку)

Кукла-мышка: А теперь надо убраться в тереме!

Ведущий. Слышите, дети, кто-то еще бежит?

Лягушка.

Что за славный теремок?
Из трубы идет дымок!
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет
Ну-ка, говорите!

Мышка.

Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!

Лягушка.

Я, лягушка-поскакушка!
Будем пить с тобою чай!

(Лягушка входит в дом, одевает на руку перчатку)

Зайчик.

Что за славный теремок
Вырос на лужайке.
Кто тут в тереме живет?
Расскажите зайке!

Мышка.

Я, мышка-норушка.

Лягушка.

Я, лягушка-поскакушка, а ты кто?

Зайчик.

Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик.
Вы пустите жить меня,
Я хороший зайчик.

Мышка.

Заходи, зайчик, будем жить втроем.

(Зайка проходит за ширму)

Лиса.

Вот так терем-теремок!
Ладный, да нарядный!
Чую… яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Кто в тереме живет?

Мышка.

Я, мышка-норушка.

Лягушка.

Я, лягушка-поскакушка,

Заяц.

Заходи, кума смелее,
Вот как раз обед готов.

(Лиса входит в дом, появляется Волк.)

Волк.

Вот хоромы, так хоромы!
Здесь простора хватит всем!
Что молчите, есть кто дома?
Да не бойтесь, вы, не съем!

Мышка.

Я, мышка-норушка.

Лягушка.

Я, лягушка-поскакушка,

Заяц.

Я, зайка-побегайка.

Лиса.

Не возьму я что-то в толк?
Это ты, зубастый волк?

Волк.

В дом пустите,
Я совсем не страшный.
Сами посмотрите.

Заяц.

Ладно, серый, заходи,
Только не кусайся!

Все хором:

Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!!!

Медведь.

С вами жить хочу и я.

Все.

Нет, медведь, не надо!!!

Медведь.

Я медведь, я медведь,
Я умею песни петь!
Я медведь и с давних пор
Замечательный танцор!
Топ-топ-топ

Ведущий. Перепугал медведь всех друзей. Давайте, дети, поможем медведю. Сыграем плясовую, да так весело, чтобы лапы у Мишки сами в пляс пустились.

(Остальные дети играют на шумовых инструментах, «звери» выходят из-за ширмы, хлопают в ладоши, Мишка танцует.)

Ведущий. И совсем наш Мишка не страшный, что же делать, ребята и зверята? Правильно, сложить новый большой теремок.
В следующий раз мы так и сделаем, а сейчас пора отдыхать.

(Дети садятся на стульчики.)

III. Итог занятия

– Вот мы с вами посетили сегодня всех диких зверей, никого не забыли. Заглянули в наш лес, к животным холодных и жарких стран и даже побывали в гостях у сказки. На память я подарю вам рисунки с изображением теремка, а вы сами раскрасите его в свободное время. И потом покажите Мишке.