Цели урока:
- Закрепить знания и умения по ранее изученным темам.
- Вывести формулу умножения многочлена на многочлен.
ХОД УРОКА
I. Работа у доски (1 человек)
Выполните действия:
Какие действия выполняли?
II. Разгадывание кроссворда.
- Многочлен – это … одночленов. (сумма)
- Количество одинаковых множителей в записи степени. (показатель)
- В записи 34 число 3 означает… (основание)
- Бывает превосходная, а бывает нулевая. (степень)
- 0,01 часть числа. (процент)
- Как называют числовой множитель одночлена. (коэффициент)
- Не сумма, а … (разность)
- Для записи чисел используют … (цифры)
Зашифрованное слово – Анатоль Франс – французский писатель 19 столетия, заметил «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. »
Будем следовать этому совету, будем активны, внимательны, поглащаем знания с большим желанием, ведь они пригодятся нам…
III. Изучение нового материала
На доске крепим магнитами четыре прямоугольника
(a + b)(c + d) = ac + ad + bc + bd
S = (a + b)(c + d)
Попробуем сформулировать правило умножения
многочлена на многочлен.
a + b = x
(a + b)(c + d) = x(c + d) = xc + xd;
(a + b)c + (a + b)d = ac + bc + ad + bd.
В результате умножения получим многочлен (4
слагаемых).
На странице 63 учебника – читаем правило.
Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно умножить каждый член одного многочлена поочерёдно на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
Рассмотрим несколько примеров, используя правило.
Учитель объясняет их решения.
Пример 1: (х – 7)(х + 5) = х2 + 5х – 7х –35 = х2
– 2х – 35.
Пример 2: (–3у2 –а)(у2 + 2а) = –3у5 –
6ау3 – ау2 – 2а2.
Пример 3: (а + 3)(а2 – 18а + 9) = а3 – 18а2
+ 9а + 3а2 – 54а + 27 = а3 – 15а2 – 45а + 27.
Пример 4: (х – 3)(х4 – 2х3 + х2 – х + 5)
= х5 – 2х4 + х3 – х2 + 5х – 3х4
+ 6х3 – 3х2 + 3х – 15 = х5 – 5х4
+ 7х3 – 4х2 + 8х – 15.
Пример 5: Упростите выражение: 5а2 – (5а – 1)(а
– 7) = 5а2 – (5а2 – 35а – а + 7) = 5а2
– 5а2 + 35а + а – 7 = 36а – 7.
Пример 6: (а + 1)(а + 2) – (а + 3)(а + 4) = 0.
Пример 7: (2a + b)(a + 3)(–2 + b) = 2a2b + ab2 – 4a2
– 4ab + 3b – 12a – 6.
IV. Решение упражнений по уровням (класс разбит на 3 уровня А-1 – легкий; Б-2 – средний; В-1 – сильный).
Карточки уровня А Карточки уровня Б Карточки уровня В
(х + 2)(3 –
х)
(3х – 5)(2 +
х) (p
– 4)(2p + 7)
(2х – 1)(3х + 9)
(2а
– 1)(2а +
1) (2n2
– 3n + 1)(9 – 8n)
(7 – 2х)(1 –
0,5х) (3с
+ d)(5d –
c) (t2
– 4t + 5)(2t2 + t – 1)
(а – в)(а +
в) (11k2
– 2k + 3)(2 –
11k) a(a + 7)(9a
– 4)
(а + в)(а +
в)
(2x2 – 3x + 7)(5x –
1) (x
– 4)(2x + 3)(6 – x)
Учитель работает с учениками индивидуально,
проверяя, объясняя и указывая на недочеты.
Ученики работают самостоятельно.
Более слабые ученики с карточками вызываются к
доске.
III. При подведении итогов обсуждаются вопросы
– С какой новой операцией мы познакомились?
– Что необходимо знать для безошибочного
выполнения данной операции?
– Сколько слагаемых получится в произведении,
если в первой скобке 3 слагаемых, а во второй – 4?
– Сколько слагаемых получится в произведении,
если в первой скобке m слагаемых, а во второй
– k?
VI. Домашнее задание по уровням
А-1: №435 – 439(а, б)
Б-2: №437 – 439, 443(в, г)
В-1: №439 – 443(а, б)
Дополнительное задание:
Решите уравнение:
а) 53х = 25х + 0,5;
б) 13х = 1.