Театрализованный урок по всеобщей истории в 5-м классе по теме "Древнегреческий театр"

Разделы: История и обществознание


Цель: 1. Обучающая: начать формирование основных понятий по теме, дать представление об особенностях развития театрального искусства в Древней Греции: познакомить с историей его возникновения, характерными особенностями внешнего и внутреннего строения древнегреческого театра, видами театральных представлений, древними авторами и их произведениями.

2.Развивающая: продолжить работу по развитию внимания, памяти, культуры речи, развивать познавательную активность учащихся, способность мыслить, сравнивать, анализировать, развивать приемы образного и логического мышления, способствовать раскрытию творческого потенциала школьников.

  3.Воспитательная: создать условия для развития личности учащихся через погружение в культуру древний греков, воспитывать в учащихся интерес к древней истории.         

Задачи урока: определить особенности развития театрального искусства в Древней Греции и его влияния на развитие общества, определить роль каждого из участников этого процесса: актеров, драматургов, зрителей. Самоконтроль производится при помощи заполнения карточек-пустографов, на которых даны необходимые термины, пояснения которым дети должны найти и записать во время театрализации.

Оборудование: иллюстрация с изображением древнегреческого театра, костюмы, реквизит, вывески с названиями мест действия, контрольные карточки-пустографы.

0формление доски: тема урока, эпиграф, домашнее задание.

Подготовка. Заранее отбираются исполнители, им объясняется смысл темы, проводится несколько репетиций, просматриваются костюмы, изготовленные при помощи родителей. Изготавливается передвижная ширма. По числу учащихся заготавливаются карточки с терминами и понятиями темы: скена, орхестра, трагик, комедиограф.

Актуализация знаний. Беседа по вопросам: назовите характерные элементы греческих архитектурных сооружений? Что такое стиль (ордер)? Чем дорический стиль отличается от ионического стиля? Какие постройки в Афинах связаны с именем Афины?

Эпиграф: «Жизнь коротка, а путь искусства долог…»
Гиппократ

Изучение нового материала.

Вводное слово учителя. Дорогие друзья, мы продолжаем изучать с вами культуру Древней Греции.
(Запись темы и эпиграфа в тетрадь.)
Как вы понимаете эпиграф?
(Люди рождаются и умирают, одно поколение сменяется другим, а искусство продолжает существовать. Каждое поколение оставляет свой след в искусстве и потому оно продолжает жить века и т.д.)
Правильно. Мы уже беседовали об образовании и религии Древней Греции, рассматривали древнегреческую архитектуру и скульптуру, а сегодня на уроке поговорим о древнегреческом театре.
Ребята, кто из вас был в современном театре? (Дети поднимают руки.) Скажите, а что вам больше всего запомнилось? (Декорации, сцена, костюмы, раскрывающийся занавес, игра актеров и т.д.) Молодцы! Я смотрю, вы многое запомнили. А знаете ли вы, что раньше театр был совсем не таким, каким мы привыкли его видеть сегодня. Корни театра следует искать в Древней Греции. Сегодня на уроке мы познакомимся с истоками театральных представлений, устройством древнегреческого театра, поэтами Древней Греции и их произведениями, с теми, кто выступал в театре и с теми, кто смотрел театральные постановки. А помогать нам в этом будут участники школьного театра «Клио». Начнем наше путешествие.

Действие первое.
Афинская улица. На ней (из-за передвижной ширмы) появляется тиран Писистрат. Навстречу ему спешит прохожий. Вдалеке слышится шум толпы и песнопения.
Тиран. Любезнейший, скажите мне, что это за шум?
Прохожий. Это праздник в честь бога Диониса, господин. Крестьяне вырядились Сатирами и хором поют песни, восхваляющие его.
Тиран.  Это мне известно.  Я, тиран Писистрат, установил государственный праздник в честь Диониса в Афинах. Однако прежде не видел такого скопления народа.
Прохожий. Сегодня впервые на Великих Дионисиях, по вашему распоряжению, состоятся состязания поэтов. Вот все и спешат на городскую площадь – агору, чтобы увидеть это зрелище. А сейчас извините, я спешу занять себе лучшее место.
Прохожий спешно уходит.
Тиран. Не думал я, что эти состязания привлекут столько зрителей. Пожалуй, следует превратить их в неотъемлемую часть праздника и сделать ежегодными. Продолжаться пусть они будут в течение трех дней – четвертый, пятый и шестой день Великих Дионисий. Между тем народа собирается все больше и больше. Боюсь, что всем желающим не хватит места на тех временных деревянных помостах, которые были возведены на агоре. Впредь необходимо подумать о создании постоянного места проведения такого рода представлений.
Тиран  уходит.

Комментарий учителя. Действительно, во времена Писистрата (560-527 до н. э.) впервые были сделаны театральные постановки. На празднике Диониса в 534 году до н.э. были организованы в Афинах первые официальные драматические представления.

Беседа учителя с классом по вопросам: Вспомните миф о боге Дионисе. Каким образом возникновение театра связано с культом бога Диониса? Кто утвердил государственный праздник в честь бога Диониса в Афинах? Где разыгрывались первые представления? Сколько дней они продолжались?

Действие второе.
В древнегреческом театре накануне представления. Выходят старожил хора в театре и новичок.
Старожил. Вот это и есть наш театр. Запоминай – мы с тобой стоим на круглой  площадке – орхестре. Здесь происходит само представление. За нею видишь палатку? Это скене. Здесь актеры переодеваются к выступлениям. А на склоне холма перед орхестрой полукругом расположены места для зрителей. Такое  расположение зрительных мест называют – амфитеатром. Сначала скамьи  были деревянные, а позже их заменили каменными. Видишь, в первом ряду стоят роскошные мраморные кресла? Это места для жрецов.
Новичок. А сколько в театре актеров?
Старожил. Всего у нас три актера-мужчины.
Новичок. Так мало! Но ведь ролей в пьесе гораздо больше! А еще есть и женские роли. Как же они перевоплощаются?
Старожил. Эх ты! Сразу видно, что новенький. Во время выступлений лица актеров закрывают раскрашенные маски с большим открытым ртом, который усиливает голос. Меняя маски, один актер может исполнять несколько ролей в одном спектакле. А чтобы его было видно даже с последних рядов, он надевает обувь на толстой подошве.
Новичок. А что делает хор?
Старожил. А мы по ходу действия объясняем происходящие события. Ну, например, по пьесе одного из героев убивают. Показывать убийство нельзя, и о нем рассказывает именно хор. Еще изображаем второстепенных персонажей, толпу народа, а иногда по замыслу автора даже лягушек или птиц. Также мы подводим итоги пьесы. Теперь тебе все понятно? Тогда пойдем готовиться, а то скоро начнут собираться зрители.
Старожил и новичок уходят.

Беседа учителя с классом по вопросам: Как был устроен древнегреческий театр? Что такое «орхестра»? Что такое «скена»? Сколько актеров было в древнегреческом театре? Что помогало им перевоплощаться? Какова была роль хора в представлениях? Похожи ли современные театры на своих древнегреческих предшественников? Перечислите сходства и различия.

Действие третье.
В  доме богатого афинянина. Выходит хозяйка дома. За нею идет раб.
Хозяйка. Завтра с раннего утра пойдешь в театр, что построен  у подножия Акрополя, займешь места поближе к орхестре, а то сегодня мы сидели слишком далеко.
Раб. Да, госпожа.
Хозяйка. Не забудь взять подушки, чтобы было мягче сидеть и еду, нам снова придется провести в театре почти целый день.
Раб. Слушаюсь, госпожа.
Хозяйка. Возьми с собою молодого Финикийца. Пусть ждет нас с жетонами у входа в театр. Да накажи, чтоб не потерял. А после подождете нас возле театра до окончания представления. Все понял? Ступай.
Раб уходит.
Хозяйка. Сегодня еле-еле прошли в театр. И это один из крупнейших театров. Муж мне рассказывал, что в нем могут разместиться около 17 тысяч зрителей. Столько сегодня народа пришло. Даже бедняки! Они полностью заняли верхние ряды амфитеатра. Говорят, им специально выдают деньги для того, чтобы они заплатили за вход. А сколько крика от них, сколько шума! Кстати, надо поговорить с мужем, чтобы он не так сильно выражал свое негодование или радость во время представления. Не пристало ему, в его возрасте, словно мальчишке, кричать на весь театр, переживая за главного героя.
Хозяйка уходит.

Беседа учителя с классом по вопросам: Сколько времени длилось представление в древнегреческом театре? Для чего люди рано приходили в театр? Кто мог посещать представления? Отражалось ли социальное неравенство при распределении зрительных мест в театре? 

Действие четвертое.
На улице встречаются два афинянина - большие любители театра. Они вместе вышли с представления и горячо его обсуждают.
1-й афинянин. Признаться, дорогой мой друг, я очень люблю посещать театр. Жаль, что представления бывают только несколько раз в году. Если бы можно было, то я бы ходил на них каждый день.
2-й афинянин. Ну, это вряд ли возможно! Представьте, что стало бы с нашими поэтами. Сколько бы им пришлось писать! Ведь к каждому представлению они создают новые произведения. А что вы больше любите смотреть - трагедии или комедии?
1-й афинянин. Конечно, трагедии. Я никогда не устану повторять, что трагедия – самое великое достояние нашего театра!
2-й афинянин. А я считаю, что нет ничего лучше комедий.
1-й афинянин. Позвольте с вами не согласиться. Трагедия заставляет думать. В ней обсуждаются важные вопросы: о законах и о власти, которая их нарушает, о поведении людей, о причинах их поступков.
2-й афинянин. А комедии подвергают критике различные пороки, существующие в нашем обществе.
1-й афинянин. И при этом позволяют себе высмеивать конкретных политиков, даже самого Перикла. А что это за действующие лица – осы, лягушки, птицы.
2-й афинянин. Но не забывайте, что в то же время в комедиях действуют и обычные люди. Такие же, как и мы с вами.  А введение в действие иных существ замечательный прием. Зато в основе почти всех трагедий лежат мифы и, следовательно, уже заранее знаешь, чем все закончится.
1-й афинянин. Над их созданием работают лучшие поэты – трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид. И все они неповторимы.
2-й афинянин. Комедиографы ни в чем не уступают им. Рассмешить народ всегда сложнее. Лучший комедийный поэт – это Аристофан. Я уверен, что его произведения будут известны народу спустя сотни лет.
1-й афинянин. Дорогой друг, давайте не будем ссориться. И трагедия, и комедия имеют право на существование, а кому что нравится, тот сам решит для себя.
2-й афинянин. Согласен. Значит, завтра снова встретимся на представлении.
Афиняне расходятся.

Беседа учителя с классом по вопросам: Какие виды пьес показывали в древнегреческом театре? Кто такие трагики? Перечислите их имена. Кто такие комедиографы? Назовите имя самого известного афинского комедиографа. Чем комедия отличалась от трагедии? Какие чувства и мысли могли пробуждать в зрителях комедии и трагедии?

Вывод. Театр, через трагедии и комедии помогал народу понять, что происходит вокруг, разобраться в своих чувствах и мыслях.

Закрепление. Заполнение и проверка карточек-пустографов (работа с терминами).

Домашнее задание. § 39, ответить на вопросы 4, 5 стр.197, нарисовать маски персонажей древнегреческого театра.