1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Уроки и переменки». Вам было задано на дом, написать сочинения по темам:
- «Если бы я был учителем».
- «На каких уроках мне не бывает скучно».
Кто прочитает нам свои сочинения?
3. Введение в тему урока.
Учитель. Уважаемые гости, дорогие ребята!
Сегодня наш урок будет необычный, поговорим о человеке, который тоже собирался стать учителем, мы поговорим о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, для которого самым дорогим местом на всей планете была Русь. На этом уроке мы немного узнаем о его жизни, познакомимся с некоторыми произведениями.
В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство.
Дяди были озорные и отчаянные. Однажды, когда Серёже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.
Сережа очумел, но крепко держался за холку. А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и , как щенка, бросал в воду. Сережа не умело, и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. После 8 лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди других мальчишек Серёжа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда в царапинах. Бабушка очень любила внука, нежности не было границ, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную. По субботам Сережу мыли, стригли ногти, гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал его кудрявых волос.
Но и масло мало помогало. Процедура была не из приятных, и мальчик орал как мог, неприятное впечатление осталось о субботе надолго.
Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа стал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.
Видео материал.
Сергей Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт.
Какой русский, какой чистый поэт – говорил о нем Максим Горький. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности. Чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берез; золото волос – у российских нив:
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи-
Я ни сколько не чувствую боли…
А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.
Душа моя - поле безбрежное…
Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы. Сейчас мы послушаем несколько его стихов.
Черемуха.
Береза.
Пороша.
Но из стихов слагались и песни.
Включить песню с пластинки.
Като бы мог представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы, и он станет поэтическим сердцем России…и Судьба Родины, народа всегда волновала Есенина. Вот что главным образом определяло художественное своеобразие его стихов и поэм. Еще в 1914 году юный поэт писал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»-
Я скажу «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей не долгой жизни. Россия, ее будущее всегда волновало Есенина. В подтверждении того, что Есенин любил свою Родину, и что его душа была щедра. Писали так : Есенин _ человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но, когда напечатались первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села. В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Так как не было света, для жителей села лучший подарок были керосиновые лампы, купил и их. Он приходит в лавку, где торгуют керосином. Лавочник предложил ему бочку керосина бесплатно, потому что узнал в нем поэта Есенина, и хотел почитать стихи, но поэту некогда было их слушать.
Но когда он собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены, ему не на что было везти весь этот груз подарков, но надо было думать, где взять денег на билет. Уезжал он грустный, так как его мечта порадовать земляков не исполнилась.
А сейчас мы попробуем себя в роли поэтов. Вам надо вставить прилагательные и обосновать свой выбор.
( синее) небо, (цветная радуга),
тихо степные бегут берега,
Тянется дым у (малиновых) сел,
Свадьба ворон облегла частокол.Снова я вижу знакомый обрыв
С (красною) глиной и сучьями ив
Грезит над озером (рыжий) овес,
Пахнет ромашкой и медом от ос.Закружилась листва (золотая)
В (розоватой) воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.(Синий) май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в (белой) накидке.(синий) туман. Снеговое раздолье,
тонкий лимонный (желтый) свет
сердцу приятно с тихою болью
что - нибудь вспомнить из ранних лет.Гаснут (красные) крылья заката
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя (белая) хата,
Что опять мы остались одни.
4 Работа с учебником.
Мы познакомимся с другим произведением поэта (чтение про себя).
- Взволновало ли вас это произведение, какая здесь мелодия? (светлая, мажорная)
- Всегда ли мелодия звучит одинаково?
- Кто же обращается с приветствием, к кому?
- Будем читать стихотворение, и наблюдать за картинами, которые рисует художник.
Чтение по строфам.
1 строфа.
-Какую картину вы представили?
-Почему поэт говорит про звезды, задремали?
Какой эпитет подобрал поэт для звезд?
Отыщите слова – синонимы.
-что такое затон? (в словаре – длинный и мелкий речной залив)
Почему о нем автор говорит как о зеркале?
-Отчего оно задрожало?
В каком темпе нам стоит читать это стихотворение? (плавно, медленно, так как все только просыпается.)
2 строфа.
-какую картину вы увидели?
- Кого березки напоминают поэту?
- Какое слово говорит о том, что березки рады утру?
- Растрепали шелковые косы – как вы себе это представляете?
С какой интонацией будем читать эти строки?
3 строфа.
Есть ли в этих строках, что - то сказочное и кого вы здесь видите? (Девушку- модницу крапиву)
Что такое плетень?
Какой рисует крапиву поэт? Если бы у нее было личико , какое было бы оно?
Как вы думаете, почему крапива шепчется?
Какую интонацию мы выберем для этой строфы? (более игривую)
Представьте что перед вами мольберт с красками, какие бы краски вы выбрали для написании картины «С добрым утром?»
Для Есенина природа- это вечная красота. Родившись в «краю березовом» на Рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты».
Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными.
Стихи наполнены особым ароматом. Букет, из каких бы цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите строчками из стихов.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела.Ромашка…
«пахнет ромашкой и мёдом от ос…»
-«Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны...»Ландыши…
«Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил…»Яблоня …
«Словно яблоневый цвет, седина
У отца пролилась в бороде…»Колокольчик …
« Ах, колокольчик! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил …»Василёк.
« И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки».
Вот какой замечательный, красивый букет из полевых цветов у нас получился. Я думаю, он бы очень понравился поэту. Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 года он уезжает из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениями не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэт оборвал свою жизнь.
Включить песню памяти Есенина.(зажечь свечу)
Сергей Есенин прожил очень мало – всего30 лет, и лишь половина этого срока пришлась на творчество. Но и за это время он достиг многого, и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.
Похоронен Сергей Есенин в Москве, на Ваганьковском кладбище, где у его памятника всегда цветы.
5. Итог урока.
Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений Сергея Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.