Цели:
- формирование у учащихся ценностной ориентации, способности формулировать ценностные суждения;
- расширение понимания учащимися значения слов «хорошо» и «плохо», развитие умения отличать плохое от хорошего.
Оборудование:
- высказывания, написанные на ватмане
- на доске написано: Хороший человек – это тот, который… Плохой человек – это тот, который…
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: С давних пор люди задумывались над вопросом: «что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передается народная мудрость через пословицы и афоризмы. Эпиграфом к сегодняшнему занятию стали высказывания, которые вы видите на доске. К какому из них вы более склоняетесь, мы выясним в конце классного часа, ведь от хорошего до плохого один шаг. Убедить вас в этом и направить на верный путь я хочу, рассказав притчу, которая называется «Все в твоих руках».
"Эта история произошла давным-давно в
старинном городе, в которой жил великий мудрец.
Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг
его родного города. Но был в городе человек,
который завидовал его славе. И вот решил он
придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на
него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку,
посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал:
«Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая
бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если
он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка
умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони
и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас
умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку,
посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу.
И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках,
о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец,
который действительно был, очень умным человеком
сказал:
Учитель: Что же сказал мудрец и что бы сказали вы в этой ситуации? (Ответы детей. Ответ: все в твоих руках)
Учитель: (показывает на плакат «Человек есть не что иное, как ряд его поступков») Значит, по поступкам человека окружающие нас люди могут судить о нашем внутреннем содержании. С детского сада нам знакомо стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо»:
Если с другом разделил ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил, каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет и разнес сейчас же.
Это плохо, хуже нет, это подло даже!
Если подал ты при всех девочке пальтишко,
Ты – культурный человек, мировой мальчишка!
Уважай людей вокруг, старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг, назовут хорошим.
Учитель: (показывает на плакат «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик») Как вы думаете, какое поведение, и какие поступки не красят звание человека?
Учитель: Я думаю, что нашему классу надо воспитывать такие качества, как доброта, отзывчивость, порядочность, чтобы каждый окружающий нас сказал: «Этот сделал хорошо и не сделал плохо». Теперь давайте скажем несколько слов о доброте. Создадим себе хорошее настроение. Улыбнитесь. Скажите добрые слова друг другу. А чтобы задание усложнить, давайте скажем друг другу добрые слова на букву «Д». Итак, мы …
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку
Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Учитель: Сейчас мы говорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном качестве для человека – доброте. Как вы понимаете это слово?
Учитель: Доброта проявляется в поступках. Приведите примеры доброго отношения себя любимого к другим людям.
Учитель: А в школе каково ваше отношение к учителям? Всегда ли вы поступаете хорошо или иногда все же плохо? Приведите примеры.
Учитель: Классный руководитель – насколько вы справедливы к нему? Часто ли огорчаете? Сначала я хочу выслушать ваши ответы, а потом расскажу вам сказку и попрошу дать мне добрый совет.
Жила-была учительница. И было у нее 26 учеников. Однажды написала она своим детям в дневники, что в пятницу состоится родительское собрание. Уходя домой, все дети были добрыми и вежливыми, а на собрание пришло 12 человек из 26. Рассердилась учительница. А что дальше делать, не знает. Помогите дети учительнице найти выход и научить детей делать только хорошо и не делать плохо.
Учитель: (показывает на плакат «Не
делай другому того, чего не желаешь себе») А
ведь, чтобы родители смогли прийти на собрание вы
могли бы приготовить ужин, убрать квартиру,
вымыть посуду, сходить в детский сад за младшим
братом или сестрой, то есть сделать доброе дело.
А теперь давайте поиграем. Игра называется
«Собери пословицы и поговорки»
Добрые дела красят человека
Делать добро спеши
Без добрых дел нет доброго имени
Жизнь дана на добрые дела
Злой не верит что есть добрые люди
За добро добром и платят
Учитель: А если не заплатили, тогда как поступить?
Учитель: (показывает на плакат «Живи до веку и до вечеру. Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрешь сейчас») Сейчас проведем опрос мнений. На мои вопросы отвечайте «да» или «нет»:
– Можно ли человека заставить быть добрым?
– Можно ли стать добрым на время?
– Нужно ли быть добрым к любому человеку?
– Легко ли быть добрым?
– Есть ли у вас желание делать добрые дела?
У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит людям радость. Надо учиться быть добрым ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.
Учитель: Думаю, что каждый из вас вынесет сегодня девиз завтрашнего дня. Объясните свой собственный выбор.
Учитель: Подводя итоги сегодняшнего общения, давайте сделаем выводы: что такое хорошо и что такое плохо. Что значит быть хорошим человеком, а что значит плохим?
Стихотворение Э.Асадова «Разные свойства»
Исполняется песня «Если добрый ты»
Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.Если добрый ты – это хорошо,
А когда наоборот – трудно.
Если добрый ты – это хорошо,
А когда наоборот – трудно.С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Если песни петь – с ними веселей
А когда наоборот – скучно.