Цели:
- Обобщить знания о глаголе как части речи;
- Отрабатывать навыки определения времени глагола, числа. Правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени;
- Развивать устную и письменную речь;
- Воспитывать любовь к родному языку, другим народам через поликультурный компонент. (слайд 1)
Наглядность: учебник, линейка, карандаш, слайды.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Слово учителя
А) В священных книгах есть упоминание о том, что люди в древности разговаривали на одном языке и были дружны. Пытаясь быть выше Бога, стали строить высоко- высоко в небо Вавилонскую башню. Бог прогневался, разрушил башню и дал им разные языки . У нас в России граждане говорят более чем на 100 языках. А вот русский язык стал языком межнационального общения. // (слайд 2 Вавилон)
Б) И сегодняшний урок я хочу начать с высказывания русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой
И мы сохраним тебя
Русская речь,
Великое русское слово. // (слайд 3 Ахматова А.А.)
3. В) Упражнение в чистописании
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- запишите эту фразу в минутке чистописания. Обратите внимание на правильное соединение букв (нижнее им и верхнее мы);
- выделите орфограмму.
4. Повторение пройденного
1)Если перевести слова речь и слово // (слайд 4 Речь и Слово)
(показываю из стихотворения)на греческий язык , то мы услышим известное нам слово ГЛАГОЛ. И тема нашего сегодняшнего урока «Закрепление пройденного по теме «Глагол».
2) Подберите однокоренные слова к слову глагол // (слайд 5 Однокоренные слова)
Глагол- глаголить, разглагольствовать.
Может быть кто слышал лексическое значение этих слов? // (Слайд 6 Лексич. ) Работа со словарём Даля.
3) Глаголить – говорить
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
В древности были ещё слова с тем же корнем например: Глаголица // Рубрика «Путешествие в прошлое». (слайд 7 Глаголица)
Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал святой Кирилл Философ для записи церковных текстов на славянском языке. Первое упоминание о глаголице относится к 863 году.
Глаголица являлась, в основном, азбукой для передачи церковных текстов и тайнописи до Крещения Руси. После Крещения Руси стали использовать кириллицу.
5. Работа с предложением
А сейчас запишем предложение с этим словом и сделаем синтаксический и морфологический разбор.
Глаголица была первой славянской азбукой .// (слайд 8 Разбор предложения)
6. Обобщение
Итак, ребята мы узнали с вами о глаголах, которые исходят из глубины веков.
7 . А сейчас мы с вами немножко поиграем.
Игра «Короткий, ответик».
- Глаголы обозначают. (Действие , состояние)
- Отвечают на вопросы.
- Постоянный признак глагола.(вид, спряжение)
- Непостоянный признак глагола.(время)
- Глаголы спрягаются т.е. изменяются по лицам и числам.
- Глаголы какого спряжения имеют личные окончания ешь, ет, ем, ете. Ут, ют -1 спр.
- Перечислите время
Молодцы
А все наши ответы можно записать в таблицу. // (слайд 9 Таблица)
8. Переходим к следующему этапу работы. В начале урока мы говорили о том. Что народы у нас разные , а вот смысл у пословиц одинаковый.
А сейчас проверим личное окончание глаголов.
Пословицы (Слайд 10)
Татарская. послов. С хорошим другом горы свернёшь, с плохим другом горя хлебнёшь. Узбекская послов. 3л.ед.ч Друг в лицо смотрит, а враг- вослед. Русская послов. |
Подчеркните личные окончания. В скобках укажите лицо и число.
Запишите понравившуюся пословицу.
Физ.минутка музыкальная (про глагол и про тире и про дождик на дворе…)
9. Работа с учебником с. 107 Упр. 4 по вариантам:
1 вар. | 2 вар. |
---|---|
Слушаешь - 1 скл. Думаете - 1 скл. Изучаем - 1 скл. |
Спрашиваете - 1 скл. Лечит - 2 скл. Требуешь - 1 скл. |
Ребята недалеко время , когда вы будете сдавать ЕГЭ. Сейчас мы с вами проведём работу, которую можно считать началом подготовки к ЕГЭ.
10. Тест
1. Глаголы изменяются по числам?
а ) изменяются;
б) не изменяются.
2.Слова которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Обозначают глаголы …
А) единственного числа;
Б) множественного числа.
3.Перед глаголами бывают :
А) Предлоги;
Б) приставки;
4. Сколько лиц имеют глаголы?
А) 1 лицо
Б) 2лица
В) 3лица
Оценки. Д/З стр. 107 упр.5 (Слайд 11)
Сегодня на уроке мы с вами не только повторяли всё о глаголе как части речи, но и коснулись такой великой темы как слово ,язык. Которые нам ещё раз доказали значимость русской речи и величины русского слова.
И в конце нашего занятия я хочу вам прочитать стихотворение С.Я. Маршака «урок родного языка». Это стихотворение не теряя своего смысла звучит на 3 языках . Я хочу вам прочитать на чувашском и русском языках. А на татарском языке вы прочитаете дома и в переводе на русском языке дома найдите в стихотворении глаголы и разберите их.
На русском языке Мир всем народам на свете, Всем есть простор на планете Свет и богат и велик Наши российские дети Так изучают язык! |
На чувашском языке. Петем халохсем валли тенче Пурне те, пур щул Щер щинче Щуто, пуянлох, паллох Пирен Ращей ачисем Шапла веренеще челхене! |
На татарском языке Тынычлык улдәге бөтен халыкка Планетада иркенлек бар барсына, Дөнья бай да ул, бөек тә Безнен рәссәй балалары Шулай телне өй рәнә.(Слайд 12) |
11. Итог урока:
- Какую часть речи сегодня повторяли?
- Что обозначает глагол?
- Что особенного запомнилось, о чём сегодня расскажите своим родителям?
- Для чего нужно изучать русский язык? У вас на столах смайлики- покажите какое у вас сейчас настроение?
Какие трудности и каккая важность встретилась в уроке?