Цели урока:
- Познакомить с правилом вычитания суммы из числа.
- Учить использовать это правило для рационализации вычислений.
- Тренировать вычислительные навыки, развивать умение решать задачи.
- Развивать логическое и творческое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже школьный звонок,
Он позвал всех нас на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
- Запишем в тетради число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
а) Игра «Звездопад».
- Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды?
- Как называется такое явление? (Звездопад.)
- А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание.)
- Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс!
На доске:
- Всем хватит, чтобы загадать желание. Но у нас урок математики, поэтому начинаем счёт.
- На какие группы можно разделить все числа?
- По какому признаку? (Однозначные, двузначные, трёхзначные числа.)
- Назовите числа в порядке возрастания. (4, 12, 15, 23, 27, 185, 996.)
- Найдите разность самой старшей и самой младшей звезды. (992.)
- Дайте информацию о числе 992. (Это трёхзначное число, в нём 9 сотен, 9 десятков, 2 единицы, его соседи 991 и 993, сумма цифр 20.)
- Запишем число 992 красиво и правильно всю строку.
б) - А вот мерцают две большие звезды.
- О чём они сигналят? Что на них написано? (Выражения.)
- Какие бывают выражения? (Числовые и буквенные.)
- Прочитайте буквенные выражения. (а + в, в + а.)
- О чём они рассказывают? (Показывают переместительное свойство сложения.)
- Прочитайте числовые выражения. (7 + 123, 11 + 189.)
- Вычислите их значения, применив переместительное свойство сложения.
- Для чего мы меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений.)
в) Космонавты отправились в полёт. К конечному пункту они летели 2 недели, а обратно 14 дней. Как объясните такую разницу? (2 недели = 14 дней.)
г) - А сейчас решим задачу разными способами (на доске с обратной стороны):
Малышу и Карлсону надо нарисовать на ночном небе 86 звёздочек. Малыш нарисовал 36 звёзд, а Карлсон 45. Сколько звёздочек им осталось нарисовать на звёздном небе?
- О чём эта задача?
- Что известно? Что это? (Целое.)
- Что ещё известно? Что это? (Части.)
- Какая схема подойдёт к этой задаче? (Первая.)
- Почему? (Надо найти часть.)
- Заполним схему.
- Как же узнать, сколько осталось нарисовать звёзд? (86 – 36 – 45.)
- А как по-другому? (86 – (36 + 45).)
- Сравните выражения. Что в них общего? (Одинаковые числа.)
- Чем отличаются? (В первом сначала вычитаем 1 часть, затем другую; во втором из числа вычитаем сумму чисел 36 и 45.)
- Найдите значения каждого выражения. (5.)
- Сколько звездочек осталось нарисовать Малышу и Карлсону? (5.)
3. Постановка цели урока.
- Ой, что это? Кто-то подбросил ещё одну звезду (на столе):
- Кто-то сегодня творит чудеса.
- Что написано на звезде? (Знаки и скобки.)
- Для чего нам их подбросили?
- Что знаете о знаке минус? (Используем при вычитании.)
- Для чего служат скобки? Как меняется программа, если меняются скобки? (Меняется порядок действий.)
Предположение: наверное, эти знаки помогут нам на уроке.
Постановка проблемы.
- Запишите следующее выражение: 87 – ( 7 + 15).
- Как удобнее вычесть из числа 87 сумму чисел 7 и 15?
- Из 87 сначала вычесть7, а затем ещё 15. Получается 65.
- Мы изменили порядок действий. Правильно ли мы поступили?
- Давайте исследуем это выражение, заменив числа буквами: а – (в + с) а –в – с.
- Сравним их.
- Проблема: равны ли они? (Ученики дают разные ответы.)
- Кто сформулирует цель нашего урока? (Выяснить, равны ли выражения а – (в + с) и а – в – с.)
- Зачем нам это надо? (Чтобы научиться рационально: легко и быстро выполнять вычисления.)
4. Открытие нового знания.
На доске записи и схемы:
- 87 – (7 + 15) = 87 – 7 – 15 = 65;
- а – ( в + с) а – в – с (сначала эти записи перевёрнуты).
- Сравните выражения, используя схемы.
Учебник на стр. 44.
Рассуждая, приходим к выводу, что значения данных выражений равны.
- Чему равно значение 1 выражения?
- Чему равно значение второго выражения?
- Какой вывод можно сделать?
- Как можно вычесть сумму из числа? (Сначала вычесть 1 слагаемое, а затем другое.)
Выполняем запись: а – (в + с) = а – в – с.
5. Первичное закрепление.
№1, стр. 44.
- Выполните задание самостоятельно и сделайте вывод.
- Прочитайте вывод по учебнику, как можно вычесть сумму из числа.
Один ученик читает вслух. Повторим.
№2, стр. 44.
Учащиеся записывают в тетради выражения:
- (914 – 58) – 42;
- 914 – (58 + 42).
- Сравните выражения. Чем похожи? Чем отличаются?
- Как удобнее считать? (Удобнее из числа вычесть сумму.)
914 – (58 + 42) = 914 – 100 = 814.
6. Физкультурная минутка.
Под космическую музыку дети выполняют танцевальные движения.
7. Повторение изученного.
Решение задачи №3, стр. 44.
Выполняем задачу удобным способом.
- А сейчас решим примеры удобным способом.
На столе лежат примеры на карточках (перевёрнутые). Ученики по очереди выбирают пример, пишут его на доске и объясняют его решение удобным способом:
128 – (28 + 4) | 215 – 97 – 3 | |
949 – (5 + 49) | 305 – 5 – 195 |
Самостоятельно № 5.
1 вариант – 1 пример.
2 вариант – 2 пример.
Дети, которые быстро справляются, выполняют ещё и 3 пример.
Проверяем при помощи сигналов.
8. Творческая работа.
Разбиение на группы. У каждого ученика на парте геометрическая фигура: треугольник, квадрат или прямоугольник.
- Вспомните, что такое периметр. (Сумма длин всех сторон.)
- Угадайте, о какой фигур я говорю:
- Для вычисления периметра этой фигуры достаточно одного измерения. (Квадрат.)
- Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 2 измерения. (Прямоугольник.)
- Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 3 измерения. (Треугольник.)
- А в каком случае достаточно знать одну сторону треугольника? (Когда он равносторонний.)
- 1 ряд находит периметр треугольника по одному измерению – 5 см.
- 2 ряд находит периметр квадрата с этим же измерением стороны – 5 см.
- 3 ряд находит периметр прямоугольника, имея 2 измерения – 5 см и 1 см.
Проверка.
- Молодцы, ребята!
9. Итог урока.
- Какое правило мы узнали сегодня на уроке?
- Как можно вычесть сумму из числа?
- А сейчас закройте глаза. Загадайте желание, положите на парту ладонь. Представьте, что смотрите на космическое небо.
Учитель включает космическую музыку.
- Если сейчас на ладонь вам упадёт звезда, то желание исполнится.
Каждый ученик получает звёздочку.
- Спасибо за урок.