Умножение десятичных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Цели:   

  • выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний по теме т.е.:
    • знание правила умножения десятичных дробей;
    • знание правила умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.;
    • знание правила умножения десятичной дроби на натуральное число, на 10,100,1000;
    • знание правила деления десятичной дроби на натуральное число, на 10,100,1000;
    • умение применять способ самоконтроля: при умножении числа на неправильную десятичную дробь она увеличивается, на правильную - уменьшается.
  • содействовать развитию  умения по условию задачи составлять математическую модель.
  • научить записывать с помощью таблицы зависимость между известными и неизвестными величинами.
  • способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать  выводы,  т. е. содействовать развитию математического мышления.
  • побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в осознании своих высказываний.
  • осознание приоритета общечеловеческих ценностей;
  • способствовать формированию качеств личности:
    ответственность, организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство, порядочность, правдивость.
  • содействовать воспитанию добросовестного отношения к труду, уважению к ветеранам войны и труженикам тыла;
  •  развить в ребенке чувство патриотизма на примере героизма защитников блокадного Ленинграда; привить бережное отношение к истории нашей Родины.

Оборудование:
интерактивная доска, презентация урока, набор оценок, вырезанных из цветной бумаги, раздаточный материал-задание по группам, таблицы, текст задачи на движение, текст самостоятельной работы с кодом, текст домашнего задания, выставка рисунков и задач «Блокада Ленинграда глазами детей».

Ход урока.

Организационный момент (2-3 мин):
Слайд№1
Приближается  праздник,  в котором сплелись воедино торжество и скорбь. Великая Отечественная война - одна из печальных, но в тоже время знаменательных страниц в истории нашей Родины. Подвиг народа в минувшей войне это подвиг воинов армии и флота, тружеников тыла и всех тех, кто свято верил в победу.
Ребята, какую великую дату отметит 9 мая наша огромная страна?
- 65 лет Великой Победы!
Мы с вами не смогли остаться в стороне от этих событий. Вы подобрали интересный материал, нарисовали красочные рисунки, придумали задачи военного содержания. Нашими общими усилиями организована выставка  «Блокада Ленинграда глазами детей».

Постановка цели урока.
Сегодня мы проводим необычный урок – мы выясним, как математика в трудное, военное время помогала решать жизненно необходимые задачи.
Внимание на доску! Это было страшное время…
Слайд№2
(На интерактивной доске идет хроника начала войны.)

Устный счет.
Слайд№3
1) Прочитайте выражение:
0,08*100=
2)   Найдите значение этого выражения.
3)   Вычисли: 1,941*1000=
4)   Какое правило необходимо применить для решения первых двух примеров?
5)   Вычисли произведение:250*0,01=
6)   Закончи предложение: умножить число на 0,1, 0,01, 0,001 и т. д.- то же самое, что разделить его на 10,100,1000. Для этого…
7)   Вычисли наиболее рациональным способом: 7,1508*8,4+7,1508*1,6=
8)   Каким законом воспользовались для решения этого примера?
9)   Какое из следующих математических высказываний лишнее? Почему?
а) 9,126:2=4,563
б) 900000*0,001=900
в) 2,7*10=27
г) 810*2,4=1944
10)  Как проверить правильность вычисления примера под буквой г)? Какой способ самоконтроля вы бы здесь применили?
11)  Скорость лодки класса «Малютка» 48,2 км/ч. Скорость течения реки 1,2 км/ч. Какое действие нужно выполнить капитану лодки, чтобы найти скорость против течения? Почему?
12)  Расстояние от трамвайной остановки на Невском проспекте до метро 15 м. В случае объявления воздушной тревоги, пассажир трамвая должен оказаться в бомбоубежище не позднее 20 сек.  С какой наименьшей скоростью двигался пассажир? (0,75 м/сек.)

- Ребята, обратите внимание на ответы устного счета!
Небольшая историческая справка (ребенок готовит заранее выступление).
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Связь с городом осуществлялась только по Ладожскому озеру и воздуху. В городе оставалось 2,5 миллиона гражданского населения. С сентября по январь 1942 года Балтийским флотом было выпущено по войскам противника 71508 снарядов крупного калибра. На Ленинград за время блокады было сброшено 4563 фугасные бомбы. Длилась блокада 900 дней до 27 января 1944года.

Работа по теме урока.
- Майор артиллерии, герой Советского Союза писал письмо своему сыну – Сергею Гиндину, такому же по возрасту мальчику, как и вы. Сережа, просил отец, даже в это страшное время не бросай учебу! Сергей не подвел отца и стал заниматься самостоятельно. Его инициативу поддержала пенсионерка Аврора Владимировна. В своей квартире она собирала детишек, подкармливала их, согревала, подбадривала добрым словом и учила математике. Она была убеждена в том, что задачи должны отвечать духу времени. Вот и я вам предлагаю по группам решить задачи военного времени. Их условия лежат перед вами.

Задача № 1.
Слайд№4.

1 группа

В ноябре 1941 года дневная норма выдачи хлеба для  работающих составляла 250 грамм хлеба, крупы 110 грамм, 25 грамм льняного масла.
Рассчитайте калорийность пайка, если  в 100 граммах ржаной муки содержится 200 кКал, в 100 граммах пшена – 358 кКал, в  100 граммах льняного масла – 870 кКал. Сравните калорийность пайка, если рабочему занятому  механизированным трудом на производстве необходимо в сутки 3000 кКал, а 1000 кКал – поддержания жизненных сил.

2 группа

В 1944 году немецкая группировка под Ленинградом насчитывала 741000 солдат и офицеров, 10700 орудий, 380 танков, 360 самолетов. Найдите количество личного состава Красной Армии и техники, если солдат и офицеров в 1,7 раза больше, орудий в 2,02 раза больше, танков в 3,5 раза больше, самолетов в 4,05 раза больше, чем в немецкой группировке.

-В предложенных мною задачах содержится много информации, чтобы ее лучше воспринимать, я предлагаю вам  записать ее в удобном виде - в виде таблицы.
Слайд№5

-Посмотрите внимательно в таблицу, всем ли понятно, как я разместила в ней информацию (таблицы лежат на столах у учащихся). Последние столбцы заполните по образцу.
Внимание на доску (выйти в интерактивный режим)!
- Если в 100г муки содержатся 200 ккал,  сколько ккал содержится в 1г?
- Если дневная норма составляет 250г, сколько ккал содержится в 250г?
Приступаем к работе.  В рабочих тетрадях должны быть написаны действия и пояснения.
Результат ваших действий внесите в таблицу. Время работы (7мин) ограничено, выберите тактику решения задачи. Разрешаю посовещаться шепотом. Первые 5 пар, верно решившие задачу, получают оценку «5».
(выйти из интерактивного режима)
- Проверяем задачу первой группы. Внимание на доску!
Слайд№6 (идет хроника военных лет)
- Ребята, поднимите руку,  верно решившие задачу?
Слайд№7
- Как вы понимаете фразу: «поддержание жизненных сил»?
- Хватит ли 1111,3 ккал для поддержания жизненных сил?
- А для работы?
- Что с вашей точки зрения - работа?
- Конечно, нет! Ведь под работой в то время понимались такие действия как: встать с кровати, разжечь огонь, дойти по заснеженным неубранным  улицам до магазина, отстоять длинную очередь за хлебом, привезти на санках с реки воды, подняться в квартиру, а многие работали по12 часов на заводах.
Но, не смотря на голод, отсутствие топлива, электроэнергии и 30-градусные морозы труженики блокадного Ленинграда не просто выживали, а работали, и своим самоотверженным трудом помогали общей победе советского народа в Великой Отечественной войне.
- Проверяем задачу второй группы. Внимание на доску!
Слайд№8 (идет хроника военных лет)
Слайд№9
- Ребята, поднимите руку, верно решившие задачу?
- Каково же количество личного состава Красной Армии? Техники?
- Ребята, гитлеровцы хвастливо заявляли, что их позиции у Ленинграда неприступны, что осажденный город не сможет создать ударную силу, способную сокрушить их оборону. Но, блокадный Ленинград, работая в тяжелейших условиях, превозмогая голод, бомбежки, тяжелые утраты сумел создать резерв для будущего прорыва блокады.

Задача№2.
Слайд№10
-Подразделения по «дороге жизни» или военно-автомобильной дороге №101 шли до 5 часов. Привалов делать было нельзя, открытая местность, бомбежки, сильные морозы. Командирам был дан приказ раз в пол часа проверять подразделения.
Решим следующую задачу:
«Колонна солдат на лыжах шла по «Дороге жизни». Длина колонны 250 метров и она двигалась со скоростью 4,5 км/ч. Из конца колонны в ее начало отправляется сержант со скоростью 5,5 км/ч. Затем с той же скоростью он возвращается в конец колонны. Сколько минут затратил сержант на путь туда и обратно? Выполнил ли он приказ?»
- Прочитайте внимательно еще раз задачу (условие задачи лежит на столе учащегося).
- Что требуется найти в задаче?
- Как вы понимаете вопрос задачи:  «выполнит ли сержант приказ»?
- Как найти время?
- Все ли величины выражены в одноименных единицах?
(перейти в интерактивный режим)
 Слайд№11
250м=0,25км.
- Как движутся  колонна и сержант в начальный момент времени, т. е из конца колонны в начало?
- Как движутся  колонна и сержант в следующий момент времени, т. е из начала колонны в конец?
(оформить краткую запись в виде чертежа)
- Задача объемная, поэтому к доске идут два человека. Первый решает в одном направлении, другой –  разных. Работаем вместе с …

1)   Найду скорость  сближения.
5,5-4,5=1(км/ч)
2)  Найду время движения из  конца колонны в начало.
0,25:1=0,25(ч).
Работаем вместе с …
3) Найду скорость  удаления.
4,5+5,5=10(км/ч)
4)   Найду время движения из начала колонны в конец.
0,25:10=0,025(ч)
5)   Найду общее время.
0,25+0,025=0,275(ч)
6)   Выражу часы в минутах.
0,275*60=16,5(мин)
7)  Выполнит ли сержант приказ?
16,5<30.
Ответ: 16,5 минут, выполнит.

- В военное время приказы выполнялись безоговорочно. Но, чтобы выполнить приказ, а самое главное сохранить жизнь людей, командиры были вынуждены решать аналогичные задачи. Роль «Дороги жизни» сложно оценить само название говорит само за себя.

Небольшая историческая справка (ребенок готовит заранее выступление).
За время существования «дороги жизни» по ней было доставлено:
361109 т грузов, в том числе 262419 т продовольствия,
319190 т боеприпасов,
34717 т горюче-смазочных материалов,
22818 т угля,
888 т других грузов.

Домашнее задание.
Оно лежит у каждого учащегося. Его необходимо прокомментировать, обратив внимание на информацию со 2 слайда и выступления первого ученика.
Слайд№12
№№ 1432 (в, ж, л), 1438

  1. Какую часть от общей продолжительности Великой Отечественной войны составляла блокада Ленинграда?
  2. Сколько часов, минут, секунд продолжалась блокада Ленинграда?

Задание учащиеся вкладывают в дневник.

Итоги урока.
Слайд№13
-Завершает наш урок небольшая самостоятельная работа с кодом.

Самостоятельная работа