Интегрированный урок по духовному краеведению Подмосковья

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Технологии: компьютерные технологии, видео- и аудиотехнологии.

Приложение 1 - тренажер.

Приложение 2 - презентация к уроку.

Приложение 3, 4 - звуковые файлы

Конспект урока

Цели урока: дать знания о великом русском святом Савве Сторожевском и объектах духовной культуры, связанных с его именем, о феномене христианской православной культуры четырнадцатого века на землях Западного Подмосковья. Раскрыть христианские добродетели: христианская любовь, долготерпение, милосердие.

Используемые материалы: музыка Чайковского “Времена года”, репродукции картин.

Эпиграф: “Побеждай зло добром”. (Русская пословица)

Ход урока

Основные понятия:

Преподобный Савва Сторожевский. Звенигородский чин. Подвижник. Апостол Павел. Христианская любовь. Долготерпение. Милосердие. Независтливость. Смирение. Покладистость. Доверчивость. Надежда. Архангельский собор.

Рассказ учителя:

Одним из ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского был преподобный Савва. Будущий великий святой пришел в обитель преподобного Сергия, совсем юным. Ему было не более восемнадцати лет, когда около 1345 года он принял монашеский постриг и был назван в честь подвижника древности преподобного Саввы Освященного.

Происходил преподобный Савва из знатного рода. Но любовь к Богу побудила его отречься от благ мира и привела его в монастырь. Он любил безмолвную жизнь, избегал праздных бесед с людьми, пребывал в постоянном труде и памяти суда Божия, носил грубую одежду, ограничивал свои потребности во сне. Подвижническая жизнь преподобного Саввы привлекала к нему людей. Они приходили к нему за помощью и советом. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души. Преподобный Савва был окружен всеобщим уважением и почитанием за свою духовную опытность и рассудительность.

Работа в тренажере.

Дети фиксируют основные моменты и понятия.

Повторение изученного.

Вспомните имена учеников преподобного Сергия.

Выступление ученика с мини-проектом: “История создания монастыря”.

Работа в тренажере.

Дети фиксируют основные моменты и понятия.

Рассказ учителя:

Преподобный Савва скончался 3 декабря 1406 года, дожив до глубокой старости. Шестьдесят лет он прожил в монашеском подвиге. Его похоронили в белокаменном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1547 году преподобный Савва Сторожевский Звенигородский был прославлен как общерусский святой. До наших дней мощи преподобного Саввы являются главной святыней Саввино-Сторожевского монастыря. Они пребывают под сенью в Рождественском соборе.

Работа в тренажере.

Дети фиксируют основные моменты и понятия.

Выступление ученика с мини-проектом: “Иконы Андрея Рублева”.

Духовная красота преподобного Саввы Сторожевского во все времена привлекала в монастырь многих людей. Подолгу жил в нем иконописец Андрей Рублёв, которого князь Юрий Звенигородский пригласил в свои владения для писания икон. Для Рождественского собора им было написано семь икон, получивших название “Звенигородский чин”.

Обсуждение нового материала, беседа по вопросам.

Как монастырь помогал людям?

Расскажите о событиях 1812 года.

Отношение русских правителей к монастырю.

Работа в тренажере.

Дети фиксируют основные моменты и понятия.

Выступление ученика с мини-проектом: “Чудо преподобного Саввы”.

“Было уже около десяти часов вечера. Отец мой, утомленный от большого перехода, отправился спать. Вскоре (он не мог припомнить, во сне или наяву) он увидел, что отворяется дверь, в его комнату входит тихими шагами человек в черной длинной одежде, подходит к нему так близко, что он мог при лунном свете разглядеть черты его лица. Около минуты стоял он, как бы рассматривая принца, наконец тихим голосом сказал: “Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно - уносить что-нибудь из церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым”. Сказав это, старец тихо вышел из комнаты.

Работа в тренажере.

Дети фиксируют основные моменты и понятия.

Рассказ о внутреннем убранстве монастыря (доклад ученика).

Рисунок 1

)

Подведение итогов урока.

Вопросы классу.

Кто стал основателем Саввино-Сторожевского монастыря?

Какие иконы написал для монастыря Андрей Рублёв?

Расскажите о чуде преподобного Саввы.

Работа в тренажере.

Дети фиксируют основные моменты и понятия. Пишут выводы.

Работа с репродукцией.

Рисунок 2

Какое время суток изображено на картине? Какого цвета небо? Есть ли на небе солнце и облака? Какие они? (Белые, легкие, лохматые, круглые.) Какими красками нарисована речка? Какая она? (Спокойная, тихая, плавная, певучая, бурная, задумчивая.) Какие звуки ты слышишь на картине? (Шум, звон, стук, тишина.) Звучит ли здесь музыка? Есть ли на картине дома? Опиши их. Есть ли среди них храм? Относится ли он к византийскому стилю? По каким признакам ты догадался об этом?

Домашнее задание.

Опишите картину И.И. Левитана, написанную под впечатлением посещения окрестностей Саввино-Сторожевского монастыря (стр.129).

Список использованной литературы

  1. Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие. 2007.
  2. Л.Л. Шевченко. Методическое пособие для учителя. 2007.
  3. Энциклопедия по искусству.