Тип урока: контрольно-обобщающий.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке: Фронтальная, групповая, индивидуальная (устный и письменный).
Цели урока.
Обучающие:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения темы;
- обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных;
- отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
Развивающие:
- развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом.
- развитие творческих способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий;
- развитие словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
- воспитание интереса к изучению русского языка;
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
Оборудование: текст теста, цифровой диктант, карточки, интерактивная доска, компьютер, учебник, двухуровневые задания, рабочие тетради учащихся, тест: “Найди четвёртое лишнее”.
Доска: число, тема.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.
3. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Организация внимания.
2. Сообщение темы и целей урока, запись эпиграфов (на экране).
1) “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. (В. И. Даль.)
2) “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”. (М. В. Ломоносов.)
3. Проверка домашнего задания (вопросы на стр.70 учебника).
Актуализация знаний.
Знаем ли мы, что такое причастие?
Выполнение теста. (Задание теста читает учитель).
1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
а) признаки существительного;
б) признаки прилагательного;
в) признаки глагола;
г) признаки наречия.
2. Что обозначает причастие как особая форма глагола?
а) признак предмета;
б) признак действия;
в) признак признака;
г) признак предмета по действию.
3. Какое утверждение является правильным?
а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых;
б) причастие изменяется по лицам и числам, выступает в роли сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.
Взаимопроверка работ с вынесением ошибок на поля.
Вот правильные ответы: 1- б, в; 2 - г; 3 - а.).
4. Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.
Диагностика усвоения темы.
1. Как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
Двое учеников записывают на доске.
1-й ученик записывает суффиксы, при помощи которых образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени, приводит примеры;
2-й ученик записывает суффиксы, при помощи которых образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени и приводит примеры.
Класс в это время выполняет цифровой диктант со следующими словосочетаниями:
умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший
книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.
1 - действительное причастие;
2 - страдательное причастие.
Код ответов: 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2.
Сильные ученики выставляют оценки за выполненное задание классу и оценивают работу учеников, которые работали у доски.
Чтение учителем высказывания А.С.Пушкина: “Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя”. (Текст на экране)
2. Что такое причастный оборот?
Ученики дают развёрнутый ответ с примерами.
Задание: От указанных в скобках глаголов образуйте причастия, согласуйте их с определяемыми словами и дополните предложения причастными оборотами, составленными самостоятельно.
Расставьте знаки препинания и объясните их постановку. (Текст задания на экране)
1) Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту…(образоваться).
2) Она вдруг остановила взгляд на ежевичнике…(расти).
3) Колеблющийся полёт бабочек над полянкой…(зеленеть) - одно из прелестнейших зрелищ.
3. Повторение “Н и НН в причастиях”.
Учитывая разный темп работы, задание разработано на два уровня:
1-й уровень - сильные ученики;
2-й уровень - слабые ученики.
Задание для учеников первого уровня:
Списать словосочетания, вставив одну или две буквы Н.
Составить с одним из словосочетаний предложение и сделать синтаксический разбор данного предложения.
Карточка со словосочетаниями. Ученики сильного уровня получают карточки и работают самостоятельно.
Окруже(н,нн)ый врагами; аллея усыпа(н,нн)а листьями; машины, груже(н,нн)ые товаром:картина, писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками; смышлё(н,нн)ый мальчик; посаже(н,нн)ый отец; тучи рассея(н,нн)ы; незапряже(н,нн)ая лошадь; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники..
Задание для учеников второго уровня.
Ученик идёт работать к доске и записывает словосочетания.
Вяза…ый свитер; слома…ый пенал; мороже…ая рыба; свежезамороже…ые ягоды;
выкраше…ый пол; организова…ый вечер; испечё…ый хлеб; хорошо покраше…а; квалифицирова…ый работник; ;масле…ая сковородка; ране…ый в руку; ране…ый зверь; ;гружё…ая машина; жже…ый сахар.
С остальными членами группы № 2 записываем и комментируем следующие словосочетания. (Объясняем написание гласной, Н, НН в причастиях).
Посаженный сад, вырубленный лес, услышанный разговор, склеенный клеем, потерянное время, пойманные птицы, развеянные ветром, выкаченная из подвала бочка, замешанный в преступлении, выкачанная нефть, замешенное тесто, обожженное лицо.
Записанные к этому времени учеником словосочетания у доски проверяем коллективно.
Подводим итог по орфограмме “Н и НН в причастиях”:
Так сколько Н пишется в полных страдательных причастиях?
А в кратких?
А в отглагольных прилагательных? (Отвечают ученики второго уровня)
4. Не с причастиями.
Рассказать правило слитного и раздельного написания не причастиями.
(Отвечают ученики второго уровня)
Выполнение перфокарт по теме “Не с причастиями и прилагательными”.
Первый вариант
Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.
1. Вовсе (не) избалованный ребёнок
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
4. (не) лишённый юмора
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
7. (не) устрашимый боец
8. (не) удачная шутка
9. отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся
Второй вариант
Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.
1. ещё (не) появившийся
2. далеко (не) лукавый
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
5. ничем (не) обладающий
6. (не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
8. средства (не) изысканы
9. гармония (не) достигнута
10. очень (не) учтивый
По окончании работы учащиеся кладут листы с заданиями, выполненными в течение урока, на край парты.
Учитель собирает.
5. Тестирование по теме “Причастие”.
В оставшееся время ученики, закончив работу над перфокартами, выполняют тест и получают ещё одну оценку. (Тексты теста на экране, или учитель раздаёт ученикам, когда собирает работы, если нет экрана).
1) а) увид…нный;
б) сброш…нный;
в) обвенч…нный:
г) просмотр…нный
2) а) леч…щий;
б) маяч…щий;
в) готов…щийся;
г) незнач…щих.
3) а) озаря…мый:
б) ненавид…мый;
в) слыш…мый;
г) вид…мый.
4) а) замеш…нное тесто;
б) застро…нный город;
в) высуш…нные грибы;
г) замеш…нный в преступлении.
5) а) -ущ;
б) -ащ;
в) -ом;
г) -ющ.
6) а) тучи рассея(н ,нн)ы;
б) избалова(н, нн) ый ребёнок;
в) решё(н, нн)ый вопрос;
г) некраше(н,нн)ый пол;
7) а) (не) пролазная чаща;
б) никем (не) исследова(н,нн)ая местность;
в) (не) закончившееся собрание;
г) (не) доумевающий взгляд.
8) а) девочка испуга…а;
б) созда…ый людьми;
в) работа выполне…а;
г) выписа…а газета.
9) а) тронутый утренником осенний лист;
б) пожелтевшие листья;
в) опалённый дыханием осени;
г) оставленные на столе вещи.
10) а) обстоятельство;
б) дополнение;
в) определение;
г) сказуемое.
Ученики сдают листочки с ответами на тестовые задания и тексты тестов и открывают учебники, дневники для записи домашнего задания.
5. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Выполнить упражнения 156, 157 (сформулировать и записать основную мысль текста); подготовиться к контрольному диктанту.
Список использованной литературы
1. “Русский язык”: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Баранов М.Т. и др. -29-е изд. -М.: Просвещение, 2008.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М. 2004.
3. Шадрина С.Б. “Русский язык. 7 класс”. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова.
4. Костяева Т.А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов.
5. Никитина Е.А.Уроки развития речи: к учебному пособию “Русская речь”. - М.: Дрофа, 2005 г.
6. Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 1992.