Цели: Психолого-педагогическая поддержка ценностно-смыслового и личностного самоопределения воспитанников.
Задачи:
- Развитие положительной “Я – концепции”, представлений о собственных психологических возможностях, потребностях, интересах, ценностях.
- Развитие внутренней регуляции в когнитивном, эмоционально-волевом поведенческом уровне.
- Соотнесение компонентов самопознания “хочу”, “могу”, “имею”, “надо” у воспитанников.
- Обучение анализу реальных жизненных ситуаций, рефлексии, действий, чувств.
- Формирование общественно значимых мотивов выбора жизненного пути и профессии, места в мире и среди других людей.
- Развитие личности как субъекта собственной жизни, ответственности ее за свой свободный выбор, перед самим собой, близкими, вплоть до переживания собственной ответственности за судьбу общества.
Участники: В группу могут входить юноши и девушки в возрасте 15-17 лет при условии полной добровольности.
- Время (частота и длительность каждого занятия даются в таблице).
- Программа тренинга (в таблице 1).
Таблица 1. Программа тренинга
№ |
Название тем | Задачи | Кол-во час. | Примечание |
1 |
Введение | Определение цели, задач, принципов работы. Создание атмосферы общности, доверия и взаимопонимания в группе. | 1,5 | Знакомство. Цели, задачи, правила работы в группе. Упражнения “Конверт суждений”. “Моя картина мира”, “Жизненная позиция”. Домашнее задание. |
2 |
“Части моего Я” | Развитие представлений о себе, адекватной позитивной самооценки, коррекция личностных недостатков. | 1,5 | Упражнения “Мои проблемы”, “Части моего “Я”, “Уверенное, неуверенное и грубое поведение”, “Черное и белое кресла”, “Перекресток”. Домашнее задание. |
3 |
“Мои сильные стороны” (способности, интересы, уверенность в себе и др.) | Формирование опыта позитивного отношения к себе. | Упражнения “Пересядьте все те, кто...”, “Контраргументы”, “Мой портрет в лучах солнца”, “Автопилот”, “Карта будущего”. Домашнее задание. | |
4 |
Я отличаюсь от других | Переосмысление представлений о своем образе Я, осознание собственной индивидуальности. | 1,5 | Упражнения “Здравствуйте, я люблю себя, потому, что...”, “Моя Вселенная”, “Верстовые столбы моего будущего”, “Комплименты”. Домашнее задание. |
5 |
Мои ценностные ориентации, идеалы, личностный смысл | Определение “Я - идеального”, личностных смыслов и ценностей. | 1,5 | Упражнения “Ценностные ориентации”. “Мои идеалы”, “Смысл жизни”, “Вечная тема”. Домашнее задание. |
6 |
Целеполагание и планирование | Развитие способности видеть перспективу своей будущей жизни, определение целей своей жизни. | 1,5 | Упражнения “Здравствуйте, чаще всего я мечтаю о...”, “Мое будущее”, “Горячий стул”. “Лестница”. “Древо цели”. Домашнее задание. |
7 |
Выбор средств достижения ценностей - целей и смыслов. Проблемы и трудности | Сформирование у учащихся способности к самостоятельному выбору и целедостижению. | 1,5 | Групповая дискуссия “Если бы у меня была волшебная палочка, то я попросила бы у нее ...”, “Чем отличается мечта от цели?”. Упражнения “Разработка личного жизненного плана”. “Ресурсы”, “Путь к цели”. Домашнее задание. |
8 |
Жизненный путь человека | Формирование активности в саморазвитии. | 1,5 | Упражнения “Прошлое настоящее - будущее”, “Составляем букет жизни”. Групповая дискуссия, “Какие цели перед собой ставлю, часто ли я добиваюсь их?”. Упражнения “Превращаем проблемы в цели”. Домашнее задание. |
9 |
Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему и будущему | Формирование субъектной позиции по отношению к жизни и профессии. Развитие творческого потенциала личности. | 1,5 | Упражнения “Флеш!”, “Что ты об этом думаешь?”, “Ожидание”, “Эпистолярное сочинение”. Домашнее задание. |
10 |
Итоговое занятие | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации. | 1,5 | Групповая дискуссия “Значение цели в жизни человека”. Упражнения “Кино”, “Письмо из будущего”, “Чемодан в дорогу”. |
Итого | 112 |
Сценарий тренингового занятия 5:
Тема: мои ценностные ориентации, идеалы, личностный смысл.
Цель, которая должна быть достигнута: формирование представлений о “Я – идеальном”, личностных смыслах и ценностях.
Задачи: определение “Я – идеального”, личностных смыслов и ценностей.
Время, отводимое на данное занятие: 45 минут.
Участники: юноши и девушки 15-17 лет при условии полной добровольности участия.
Сценарий занятий (см. таблица 2).
Занятие 5. Мои ценностные ориентации, идеалы, личностный смысл (1,5 часа)
Задача: Определение “Я - идеального”, личностных смыслов и ценностей.
Теоретический блок о том, что во все времена люди не только рассказывали друг другу о своей повседневной жизни, но и размышляли о глубоких проблемах, ценностях и смыслах.
Упражнение “Ценностные ориентации” (по Битяновой Н.Р.)
Разработанная М. Рокичем методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
Автор различает два класса ценностей: 1) Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2) Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.
Стимульный материал.
Список А (терминальные ценности):
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование);
- развлечения (необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- честность (правдивость, искренность);
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- чуткость (заботливость).
При анализе полученных ранжировок ценностей обращается внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить “конкретные” и “абстрактные” ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Обратная связь.
Упражнение “Мои идеалы” (по Дубровиной И.В.)
Ведущий предлагает участникам выделить достаточно большие периоды своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для них примером, на кого они хотели быть похожими - в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые, друзья и т.д., но также и герои - персонажи книг, фильмов, пьес, это и исторические личности (писатели, художники, политики и т.д.) и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны?
Обратная связь.
Упражнение “Смысл жизни” (по Фопель К.)
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, прямо и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов... Закройте глаза и сосредоточьтесь.
Представьте себе старинную виллу, которая сейчас необитаема. Осмотрите это здание. Пройдитесь по всем комнатам, полюбуйтесь старинной мебелью, светильниками, картинами и коврами. (1 минута)
Теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите через спальню...
Обратите внимание на фиолетовую портьеру, немного прикрывающую широкую деревянную дверь... Отодвиньте портьеру в сторону и откройте дверь...
Сейчас вы видите вторую лестницу, пыльную и всю в паутине. Очевидно, ею очень давно никто не пользовался... Медленно поднимитесь по ступеням и откройте находящуюся наверху дверь...
Вы оказались в старой библиотеке, наполненной светом, льющимся из окон и проникающим сквозь стеклянную крышу. Попытайтесь прочесть несколько названий книг... Вдруг вы замечаете, что в углу комнаты сидит какой-то человек...
При анализе полученных ранжировок ценностей обращается внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить “конкретные” и “абстрактные” ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Обратная связь.
Литература
- Немчинова Н. Тренинг тренеров. Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой / надежда Немчинова – М.: Чистые пруды, 2008 – 32 с. (Библиотечка “Первое сентября”, серия “Школьный психолог” (с. 18-20))
- Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа: Китап, 1994. – 80 с. (с. 61-65)
- Нуриманова Ф.К. Развитие ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников: Учебно-методическое пособие. – Уфа: БИРО. – 47 с. (с.23-25)
- Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с. Ил. – (серия “Эффективный тренинг”) (с.158-160).
Приложение 2 (фото)