Урок-винегрет по алгебре в 8-м классе на тему "Арифметический квадратный корень"

Разделы: Математика


Цели:

1. Закрепить знания о квадратном корне и арифметическом квадратном корне, систематизировать знания, умения и навыки ранее изученного материала; познакомить с интересными сведениями о продуктах питания.

2. Развивать чувство взаимопомощи и товарищества, умения проверять и оценивать выполненную работу.

3. Формировать интерес к изучению математики, расширение кругозора.

Методы приёмы: эвристический, словесный (рассказ, инструктаж), наглядный, практический (упражнения); работа в командах, анализ, синтез, сравнение.

Форма проведения: урок – винегрет.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Наглядность и оборудование: компьютер, карточки с формулами сокращённого умножения, карточки с буквами к заданиям, компоненты винегрета

Ход занятия

I. Организация начала занятия.

Приветствие.

Ученики рассаживаются по командам.

II. Постановка целей и задач.

- Сегодня проходит международный фестиваль гурманов. Каждый год в этот день лучшие рестораны собираются вместе для того, чтобы предоставить возможность гурманам попробовать самые лучшие и изысканные блюда. Именно на Международном фестивале гурманов представляют свои кулинарные шедевры шеф-повара лучших ресторанов. Во время этого фестиваля проходят мастер-классы по поварам международного уровня, конкурсы, дегустации и специализированные обеды, на которых обслуживание гостей происходит на самом высшем уровне.

- Поэтому сегодня мы проведём необычный урок алгебры. Мы будем готовить винегрет - математический винегрет, который будет состоять из ваших знаний математики и алгебры прошлых лет и нынешнего 8 класса.

- В классе присутствуют 2 команды – команда мальчиков и команда девочек. Нам предстоит выяснить, кто готовит лучше: мальчики или девочки?

- Что такое винегрет? (Салат из разных овощей)

- Почему это блюдо назвали именно так, и откуда оно к нам пришло? (Не знаем)

- Салаты и особенно винегреты никогда не были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как заимствование с Запада. Слово “винегрет” произошло от фр. Vinaigre - уксус; vinaigre -   то, что сбрызнуто уксусом, поэтому винегрет - холодное овощное блюдо из варёных овощей, сдобренные уксусом.

- Утверждают, что название "винегрет" появилось в царствование Александра I. Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, он, указывая на него, спросил: "Винегр?" (по-французски vinaigre - уксус). Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: "Винегрет, винегрет..." Так в царском меню появилось новое название блюда, которое, выйдя за пределы дворца, упростилось до неузнаваемости и скоро стало обычной закуской русских людей.

А вот кто впервые произнёс это слово, вы узнаете в ходе урока. Имя этого человека составите по буквам.

- Перечислите компоненты винегрета? (Картофель, лук, свёкла, морковь, квашеная капуста, масло подсолнечное)

- Каждый компонент винегрета – это задание. Если вы его правильно выполните, то оно появится в блюде. Также команды в течение занятия будут получать очки за свои ответы. Победит та команда, которая больше наберёт очков за правильно выполненные задания.

III. Актуализация знаний.

Задание 1.

- Очко получит та команда, которая даст больше правильных ответов на мои вопросы по изученному материалу.

1. Расскажите правило (х+у)2

2. Расскажите правило х2 - у2

3. Расскажите правило х3 + у3

4. Продолжите выражения , , , ,

5. Что такое обратная пропорциональность?

6. Что является графиком функции у = х2

7. Что такое линейная функция?

8. Что называют гиперболой?

9. Что такое арифметический квадратный корень?

10. Когда корень из числа не имеет смысла?

Появляются буквы А

- Итак, кладём I компонент винегрета – картофель.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 2.

- Картошка – это один из самых распространённых продуктов в современной жизни. Множество блюд содержат этот продукт. А вот если вы правильно выполните следующее задание, то вы узнаете название блюда из этого продукта древних индейцев Южной Америки.

- Решите примеры, ответы расставьте в порядке возрастания, соотнесите с буквами и получите слово.

Чуньо – консервированный картофель. Дело в том, что в Перу климат своеобразный: днем сильно греет солнце, а ночью довольно холодно. И вот по ночам индейцы замораживали клубни, а днем сушили их на солнце. При этом происходило не только высушивание клубней картофеля, но и удаление из них горечи. Полученный продукт превосходно хранился до нового урожая.

Появляются буквы Н.

- Следующий компонент винегрета – лук.

Задание 3.

- В Древнем Риме лук выращивали для нужд армии на специальных участках специально обученные люди. Уже в то время человечество было хорошо осведомлено о лечебных свойствах лука. Лук считался универсальным лечебным средством, и современная медицина это не опровергает.

Употребление в пищу лука очень полезно при атеросклерозе и болезнях сердца. Вещества, содержащиеся в луке, подавляют синтез холестерина и тем самым уменьшают риск развития сердечнососудистых заболеваний. Регулярное употребление лука препятствует повышению содержания сахара в крови. Кроме того, лук насыщает наш организм витаминами, подавляет вредные микробы и является отличным профилактическим средством против гриппа, насморка и простуды. Так что совсем недаром на Руси когда-то говорили: “Лук помогает от семи недуг”. Впрочем, особенно увлекаться луком не стоит. Все хорошо, но в меру. Специалисты московского Института питания Академии медицинских наук считают оптимальным потребление каждым человеком 7-10 килограммов лука ежегодно. Злоупотреблять им не стоит тем, у кого имеются тяжелые заболевания почек, печени и желудка, например, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. В этом случае лук просто противопоказан.

- История репчатого лука теряется в глубине веков. Считается, что лук был “окультурен” человеком 4 тысячи лет тому назад. Случилось это в Азии. А вот именно где, вы узнаете, если выполните следующее задание.

- Упростите рациональное выражение, соотнесите ответ со словом:

- Киргизия

- Казахстан

- Узбекистан

- Афганистан

- Монголия

На территории современного Афганистана.

Появляется карта Азии на экране компьютера.

Буква Т.

- Следующий компонент – морковь.

Задание 4.

- Морковь также не менее полезный продукт. Она содержит каротин, улучшающий зрение и витамин роста. Слово “морковь” латинского происхождения. А что оно означает, вы узнаете из следующего задания.

- Решите уравнения, ответы соотнесите с морфемами и составьте слово.

1) х2 – 0,4 = 0

2) х2 = 9

3) х2 + 8 = 6

4) (х + 7)2 = 25

5) (х – 9)2 = 1

-3

Корней нет

-2

10

об

жиг

а

ющ

ий

 

0,2

-

а

за

ход

ящ

“обжигающий”, указывая на то, что семена данного растения имеют жгучий вкус.

Буква У.

- Следующий компонент – квашеная капуста.

Задание 5.

- Пожалуй, ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста. Слово “капуста” произошло от древнего римского “капутум”, что в переводе на русский означает “голова”. Родиной капусты является Грузия.

- В наше блюдо кладут квашеную капусту. Кто впервые придумал квасить капусту, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.

- Найдите значение выражения:

Китайцы – не имеет смысла

Египтяне – 67

Англичане - 5

Русские -

Французы -

Историки утверждают, что квашеную капусту придумали китайцы. Известно, что в III веке до н.э. рабочие, возводившие Великую китайскую стену, уплетали капусту, отмоченную в рисовом вине.

Буква К.

- Следующий компонент – свекла.

Задание 6.

- 500 лет до н.э. в Европе в пищу употреблялись только вершки свеклы, а вот в Азии уже отдавали предпочтение ее корешкам, которые оказались и сытнее и вкуснее. Вскоре и европейцы стали рассматривать свеклу главным образом как корнеплод.

- Во все времена и у разных народов свекла считалась исключительно целебным продуктом. Еще "отец медицины" Гиппократ признал ее полезной для лечения больных и включал в состав десятков лекарственных прописей. Почти все косметологи советуют пить свекольный сок для сохранения свежести кожи лица.

Многие красавицы прошлых лет регулярно употребляли в пищу свеклу и ее сок для поддержания стройной фигуры, бодрости духа, жизнерадостности.

- Кроме этого, в 1747 году немецкий химик обнаружил в клубнеплодах свеклы сахарозу и предложил использовать этот овощ для производства сахара. До этого сахар производили в основном из сахарного тростника, и стоил он очень дорого. Фамилию этого химика узнаете из следующего задания.

- Найдите значение выражения:

- Кортез

10 - Маргграф

нет смысла - Марко Поло

52 - Ландрин

Вернувшись в Италию в 1295 году после путешествия на дальний Восток, Марко Поло привез рецепт изготовления нескольких видов "льдинок" и рассказал, что китайцы едят такие "льдинки" уже тысячи лет. После этого итальянские повара стали делать "льдинки" двух видов: на основе воды и молока. Некоторые считают, что именно с подачи Марко Поло стали добавлять молоко в "льдинки", а потому (посему) именно его можно считать создателем первого мороженого.

Первым европейцем, попробовавшим оригинальный шоколад был Кортез, посетивший императора Монтесуму в Мексике.

1848 году Георг Ландрин открыл на Выборгской стороне мастерскую по производству леденцовой карамели.

Ответ: А. С. Маргграф

Буква Р.

- Следующий компонент – подсолнечное масло.

Задание 7.

- Этот очень редкий случай, когда человечество точно знает имя человека - "автора" продукта, без которого сегодня тяжело было бы вообразить физическое существование миллиардов людей. Произошло это в России, в 1829 году, в селе Алексеевка, на территории нынешней Белгородской области. Кто “автор” подсолнечного масла узнаете из следующего задания.

- Постройте график функции . Отметьте на графике те точки, которые ему принадлежат:

Н(5,5; 2), Б(0,3; 20), А(3,6; ), О(0,5; 12), Р(4,5; ), П(7; -3), К(2,5; 2,4), И(-2,1;-4), Е(5,7; ), В(8; ).

Крепостной Дмитрий Бокарев собрал на своем огороде урожай семечек и деревянной колотушкой “обработал” эти семечки так, что из них вдруг получилось масло. Через четыре года в Алексеевке построили первый маслобойный завод, а еще через несколько лет российские маслопромышленники уже хвастали, что могут залить своим маслом Черное и Балтийское моря.

На экране компьютера появляется фотография памятника Д. Бокареву в с. Алексеевка.

Буква Е.

- Ну, что давайте перемешаем получившийся винегрет и вспомним все правила, которые нам сегодня пригодились.

Буква М.

- Какое имя получилось? (Антуан Карем)

- Чем интересен этот человек? (Впервые произнёс слово “винегрет”)

V. Подведение итогов урока.

Подсчитываются очки игроков. Определяется победившая команда.

- Что нового вы сегодня узнали?

Урок окончен и всем приятного аппетита!

Список использованной литературы

  1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: “Лицей”, 2001. – 288 с.
  2. Выдревич Г.С. Винегреты. – Эксмо, 2006. – 65 с.
  3. Ганичкина О.А. Всё об овощах. – М.: Оникс, 2010. – 208 с.
  4. Ковалева Г.И. Открытые уроки по математике. 5-11 классы. – М.: Учитель, 2007. – 84 с.
  5. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы/ 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 288 с.