Цели:
1. Закрепить знания о квадратном корне и арифметическом квадратном корне, систематизировать знания, умения и навыки ранее изученного материала; познакомить с интересными сведениями о продуктах питания.
2. Развивать чувство взаимопомощи и товарищества, умения проверять и оценивать выполненную работу.
3. Формировать интерес к изучению математики, расширение кругозора.
Методы приёмы: эвристический, словесный (рассказ, инструктаж), наглядный, практический (упражнения); работа в командах, анализ, синтез, сравнение.
Форма проведения: урок – винегрет.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Наглядность и оборудование: компьютер, карточки с формулами сокращённого умножения, карточки с буквами к заданиям, компоненты винегрета
Ход занятия
I. Организация начала занятия.
Приветствие.
Ученики рассаживаются по командам.
II. Постановка целей и задач.
- Сегодня проходит международный фестиваль гурманов. Каждый год в этот день лучшие рестораны собираются вместе для того, чтобы предоставить возможность гурманам попробовать самые лучшие и изысканные блюда. Именно на Международном фестивале гурманов представляют свои кулинарные шедевры шеф-повара лучших ресторанов. Во время этого фестиваля проходят мастер-классы по поварам международного уровня, конкурсы, дегустации и специализированные обеды, на которых обслуживание гостей происходит на самом высшем уровне.
- Поэтому сегодня мы проведём необычный урок алгебры. Мы будем готовить винегрет - математический винегрет, который будет состоять из ваших знаний математики и алгебры прошлых лет и нынешнего 8 класса.
- В классе присутствуют 2 команды – команда мальчиков и команда девочек. Нам предстоит выяснить, кто готовит лучше: мальчики или девочки?
- Что такое винегрет? (Салат из разных овощей)
- Почему это блюдо назвали именно так, и откуда оно к нам пришло? (Не знаем)
- Салаты и особенно винегреты никогда не были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как заимствование с Запада. Слово “винегрет” произошло от фр. Vinaigre - уксус; vinaigre - то, что сбрызнуто уксусом, поэтому винегрет - холодное овощное блюдо из варёных овощей, сдобренные уксусом.
- Утверждают, что название "винегрет" появилось в царствование Александра I. Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, он, указывая на него, спросил: "Винегр?" (по-французски vinaigre - уксус). Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: "Винегрет, винегрет..." Так в царском меню появилось новое название блюда, которое, выйдя за пределы дворца, упростилось до неузнаваемости и скоро стало обычной закуской русских людей.
А вот кто впервые произнёс это слово, вы узнаете в ходе урока. Имя этого человека составите по буквам.
- Перечислите компоненты винегрета? (Картофель, лук, свёкла, морковь, квашеная капуста, масло подсолнечное)
- Каждый компонент винегрета – это задание. Если вы его правильно выполните, то оно появится в блюде. Также команды в течение занятия будут получать очки за свои ответы. Победит та команда, которая больше наберёт очков за правильно выполненные задания.
III. Актуализация знаний.
Задание 1.
- Очко получит та команда, которая даст больше правильных ответов на мои вопросы по изученному материалу.
1. Расскажите правило (х+у)2
2. Расскажите правило х2 - у2
3. Расскажите правило х3 + у3
4. Продолжите выражения , , , ,
5. Что такое обратная пропорциональность?
6. Что является графиком функции у = х2
7. Что такое линейная функция?
8. Что называют гиперболой?
9. Что такое арифметический квадратный корень?
10. Когда корень из числа не имеет смысла?
Появляются буквы А
- Итак, кладём I компонент винегрета – картофель.
IV. Закрепление изученного материала.
Задание 2.
- Картошка – это один из самых распространённых продуктов в современной жизни. Множество блюд содержат этот продукт. А вот если вы правильно выполните следующее задание, то вы узнаете название блюда из этого продукта древних индейцев Южной Америки.
- Решите примеры, ответы расставьте в порядке возрастания, соотнесите с буквами и получите слово.
Чуньо – консервированный картофель. Дело в том, что в Перу климат своеобразный: днем сильно греет солнце, а ночью довольно холодно. И вот по ночам индейцы замораживали клубни, а днем сушили их на солнце. При этом происходило не только высушивание клубней картофеля, но и удаление из них горечи. Полученный продукт превосходно хранился до нового урожая.
Появляются буквы Н.
- Следующий компонент винегрета – лук.
Задание 3.
- В Древнем Риме лук выращивали для нужд армии на специальных участках специально обученные люди. Уже в то время человечество было хорошо осведомлено о лечебных свойствах лука. Лук считался универсальным лечебным средством, и современная медицина это не опровергает.
Употребление в пищу лука очень полезно при атеросклерозе и болезнях сердца. Вещества, содержащиеся в луке, подавляют синтез холестерина и тем самым уменьшают риск развития сердечнососудистых заболеваний. Регулярное употребление лука препятствует повышению содержания сахара в крови. Кроме того, лук насыщает наш организм витаминами, подавляет вредные микробы и является отличным профилактическим средством против гриппа, насморка и простуды. Так что совсем недаром на Руси когда-то говорили: “Лук помогает от семи недуг”. Впрочем, особенно увлекаться луком не стоит. Все хорошо, но в меру. Специалисты московского Института питания Академии медицинских наук считают оптимальным потребление каждым человеком 7-10 килограммов лука ежегодно. Злоупотреблять им не стоит тем, у кого имеются тяжелые заболевания почек, печени и желудка, например, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. В этом случае лук просто противопоказан.
- История репчатого лука теряется в глубине веков. Считается, что лук был “окультурен” человеком 4 тысячи лет тому назад. Случилось это в Азии. А вот именно где, вы узнаете, если выполните следующее задание.
- Упростите рациональное выражение, соотнесите ответ со словом:
- Киргизия
- Казахстан
- Узбекистан
- Афганистан
- Монголия
На территории современного Афганистана.
Появляется карта Азии на экране компьютера.
Буква Т.
- Следующий компонент – морковь.
Задание 4.
- Морковь также не менее полезный продукт. Она содержит каротин, улучшающий зрение и витамин роста. Слово “морковь” латинского происхождения. А что оно означает, вы узнаете из следующего задания.
- Решите уравнения, ответы соотнесите с морфемами и составьте слово.
1) х2 – 0,4 = 0
2) х2 = 9
3) х2 + 8 = 6
4) (х + 7)2 = 25
5) (х – 9)2 = 1
-3 |
Корней нет |
-2 |
10 |
|
об |
жиг |
а |
ющ |
ий |
0,2 |
- |
||
а |
за |
ход |
ящ |
“обжигающий”, указывая на то, что семена данного растения имеют жгучий вкус.
Буква У.
- Следующий компонент – квашеная капуста.
Задание 5.
- Пожалуй, ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста. Слово “капуста” произошло от древнего римского “капутум”, что в переводе на русский означает “голова”. Родиной капусты является Грузия.
- В наше блюдо кладут квашеную капусту. Кто впервые придумал квасить капусту, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.
- Найдите значение выражения:
Китайцы – не имеет смысла
Египтяне – 67
Англичане - 5
Русские -
Французы -
Историки утверждают, что квашеную капусту придумали китайцы. Известно, что в III веке до н.э. рабочие, возводившие Великую китайскую стену, уплетали капусту, отмоченную в рисовом вине.
Буква К.
- Следующий компонент – свекла.
Задание 6.
- 500 лет до н.э. в Европе в пищу употреблялись только вершки свеклы, а вот в Азии уже отдавали предпочтение ее корешкам, которые оказались и сытнее и вкуснее. Вскоре и европейцы стали рассматривать свеклу главным образом как корнеплод.
- Во все времена и у разных народов свекла считалась исключительно целебным продуктом. Еще "отец медицины" Гиппократ признал ее полезной для лечения больных и включал в состав десятков лекарственных прописей. Почти все косметологи советуют пить свекольный сок для сохранения свежести кожи лица.
Многие красавицы прошлых лет регулярно употребляли в пищу свеклу и ее сок для поддержания стройной фигуры, бодрости духа, жизнерадостности.
- Кроме этого, в 1747 году немецкий химик обнаружил в клубнеплодах свеклы сахарозу и предложил использовать этот овощ для производства сахара. До этого сахар производили в основном из сахарного тростника, и стоил он очень дорого. Фамилию этого химика узнаете из следующего задания.
- Найдите значение выражения:
- Кортез
10 - Маргграф
нет смысла - Марко Поло
52 - Ландрин
Вернувшись в Италию в 1295 году после путешествия на дальний Восток, Марко Поло привез рецепт изготовления нескольких видов "льдинок" и рассказал, что китайцы едят такие "льдинки" уже тысячи лет. После этого итальянские повара стали делать "льдинки" двух видов: на основе воды и молока. Некоторые считают, что именно с подачи Марко Поло стали добавлять молоко в "льдинки", а потому (посему) именно его можно считать создателем первого мороженого.
Первым европейцем, попробовавшим оригинальный шоколад был Кортез, посетивший императора Монтесуму в Мексике.
1848 году Георг Ландрин открыл на Выборгской стороне мастерскую по производству леденцовой карамели.
Ответ: А. С. Маргграф
Буква Р.
- Следующий компонент – подсолнечное масло.
Задание 7.
- Этот очень редкий случай, когда человечество точно знает имя человека - "автора" продукта, без которого сегодня тяжело было бы вообразить физическое существование миллиардов людей. Произошло это в России, в 1829 году, в селе Алексеевка, на территории нынешней Белгородской области. Кто “автор” подсолнечного масла узнаете из следующего задания.
- Постройте график функции . Отметьте на графике те точки, которые ему принадлежат:
Н(5,5; 2), Б(0,3; 20), А(3,6; ), О(0,5; 12), Р(4,5; ), П(7; -3), К(2,5; 2,4), И(-2,1;-4), Е(5,7; ), В(8; ).
Крепостной Дмитрий Бокарев собрал на своем огороде урожай семечек и деревянной колотушкой “обработал” эти семечки так, что из них вдруг получилось масло. Через четыре года в Алексеевке построили первый маслобойный завод, а еще через несколько лет российские маслопромышленники уже хвастали, что могут залить своим маслом Черное и Балтийское моря.
На экране компьютера появляется фотография памятника Д. Бокареву в с. Алексеевка.
Буква Е.
- Ну, что давайте перемешаем получившийся винегрет и вспомним все правила, которые нам сегодня пригодились.
Буква М.
- Какое имя получилось? (Антуан Карем)
- Чем интересен этот человек? (Впервые произнёс слово “винегрет”)
V. Подведение итогов урока.
Подсчитываются очки игроков. Определяется победившая команда.
- Что нового вы сегодня узнали?
Урок окончен и всем приятного аппетита!
Список использованной литературы
- Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: “Лицей”, 2001. – 288 с.
- Выдревич Г.С. Винегреты. – Эксмо, 2006. – 65 с.
- Ганичкина О.А. Всё об овощах. – М.: Оникс, 2010. – 208 с.
- Ковалева Г.И. Открытые уроки по математике. 5-11 классы. – М.: Учитель, 2007. – 84 с.
- Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы/ 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 288 с.