Традиции и обычаи кубанской семьи

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели занятия:

  • познакомить учащихся с обычаями и традициями кубанской семьи;
  • с названием жилища казаков;
  • изучить особенности кубанского диалекта, кубанской речи;
  • воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация “Строительство и убранство казачьей хаты”, “Одежда казаков и казачек”, ширма, кукольный театр, стол, лавки, самовар, чашки, блины в тарелке, прялка, корзинки, пироги, плетёный забор, нарисованная печь.

Ход мероприятия

Учитель: Жить на Кубани и не любить этот удивительный, благословенный край нельзя. И это мы ещё раз докажем на нашем уроке, изучив культуру Кубани 19 века. А она очень интересна. Ведь здесь переплелись обычаи и традиции разных народностей: адыгов, черкесов, казаков и иногороднего люда из других деревень и городов.

Нэ журыця, паны - братьцы,
Що бросаем родни хаты,
Тыпирь у нас Кубань-маты,
Будэм еи заселяты.

Так пели в конце 18 века, переселяясь на Кубань, казаки. Переселившись, они думали не только о хозяйственном благополучии, но и об остальном образе жизни. Например, наряду с другими проблемами стояла задача обустройства своего жилища.

- А кто знает, как выглядел дом кубанского казака в 19 веке? Как и из чего его строили?

Ученик: Дом представляет собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (Аршин - 71 см) и шириной от 8 до 10 аршин под двух или четырёхскатной крышей. В доме было две комнаты: “мала хата” и “велика хата”. Дом делали из самана или турлука, по периметру казаки закапывали в землю сохи, которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки “под кулаки”, когда глину вместе с соломой забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку- “под пальцы”, когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей “гладкой мазки” в глину добавляли полову и навоз. Была ещё и четвёртая мазка - “вихтюванна”.Это когда тряпкой “вихтем” размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья - “чтобы всё водилось”. Сволок - деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, - поднимался не руками, а полотенцами “чтобы в доме не было пусто”. Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали деревянный крест, призывая божье благословенье на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы хозяева устраивали угощение.

Учитель: Если бы мы перенеслись на 120-130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно, же зашли в гости в казачью хату. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные, у окна стоял стол, вокруг стола деревянные лавки, потом шёл шкафчик для посуды, в котором стояли – большой глиняный горшок, горшки поменьше, чавуны для приготовления борща, каши. Затем сундук и деревянная кровать. В доме всё было украшено самодельными полотенцами-рушниками.

1 ученик: Казаки единой формы не имели. Черноморцы носили синие шаровары и кафтаны синего или красного цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца. К середине 19 века форма становится единой. Как правило, это были чёрные либо тёмно-синие черкески с газырями-напатронниками, под черкеску одевался бешмет - рубашка, сшитая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка - верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были чёрные - парадные и серые-повседневные.

“Казачки надевали юбки и кофты, которые шились из фабричных тканей. Фасоны были разнообразные, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка - “спидныця”. Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Девушки же ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки, черевики, сафьяновые сапожки”.

2 ученик: Хранителями обычаев выступали у казаков старики. В присутствии казаков не садился даже атаман. К старшим обращались только на “Вы”. Важную роль в казацкой семье играла бабушка. Муж на службе, жена в поле, а всё воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались уважением в семье. Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну, кубанцы сохранили свою культуру.

3 ученик: Кубанская культура незримо проявляется в языке. “Кубанский язык” бытовал и бытует в устной форме. Возник он на основе украинского и русского стилей и представляет собой диалект в составе русского языка.

Этот говор можно услышать и сейчас. Мы с вами говорим о культуре, об укладе жизни, а давайте посмотрим, как же отдыхали наши предки - казаки.

Песенно-музыкальные произведения на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя инструменты здесь были хорошо известны (гармошка, бубен, дудочка). В песенном фольклоре преобладали: -исторические, лирические, строевые, застольные песни.

Учитель: А сейчас мы вам покажем, как умели отдыхать казаки и казачки в свободное от службы и работы время.

(Театрализованное представление.)

(За столом дед пьёт чай вприкуску. У окна бабка прядёт куделю. Хозяйка перетирает посуду.)

Дед. Что-то ты Наталья всё у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаёвничать. Бабку от кудели не оторвёшь.

Бабка. А мне прясть- всё равно, что песню петь, горазд люблю, а колесо то пряличье так и жужжит, так и напевает.

Хозяйка. Дедушка, зато ты у нас молодец, всё что-нибудь да попиваешь, то бражку, то горичашку, то чаёк.

Дед. Ладно тебе, напился, а вы тока и зыркаете нонеча, чаво дедка пье. Лучше бы песню заиграли, а я бы подтянул.

Хозяйка. Какую песню-то?

Дед. А хоть бы и про Москву-матушку, страдалицу нашу. Мать, ну-ка заводи.

Бабка.

Шумел-горел пожар московский,
Дым расстилался по реке
А вдалеке, у стен кремлёвских,
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Он видел огненное море,
Он видел гибель впереди.
Зачем я шёл к тебе, Россия,
Скрестивши руки на груди,
Европу всю держа в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на огненных стенах.

(Раздаётся стук в дверь, входят девушки. Выкладывают из корзинок пироги.)

1 девушка. Здравствуйте, хозяева, мир вам, и мы к вам.

Хозяйка. Давно поджидаем, гдей-то вы, матушки, загулялись, уж думали не явитесь.

2 девушка. А мы вот покуда пирогов напекли, семечек поджарили, да косы заплели, да сарафаны-юбки выкатали. Вот уж и вечер настал.

Хозяйка. Проходите, касатушки, у меня уж самовар давно вскипячён, вас дожидается. А чего ж мальцов с вами нетути?

3 девушка. Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся.

(Девушки рассаживаются, каждая занимается рукоделием, принесённым с собой)

Дед. Чаво приумолкли, чай без мальцов и песня то не поётся. Галинка, запой, а мы подхватим, уж лучше тебя никто не затянет песню.

Расцветают два цветочка
И на солнце греются.
На твою любовь, Ванюша,
Не могу надеяться
Ой её - гора крутая,
Ой, её - гориночка.
Моё сердце утешает
Дроля - ягодиночка.
Вышивала сарафанчик,
Уколола пальчики,
Не ходите вы за мною,
Озорные мальчики.
Солнце к лесу наклонилось,
Стало чуточку темней.
Я-то знаю с кем гуляю,
Не указывайте мне.

Бабка. Молодец, Галинка, голосистая пташечка.

(За дверью смех, топот, стук в дверь, входят парни.)

1 парень. Здравствуйте, хозяева, а нас вы ждали?

Хозяйка. Ждали, ждали, все жданки съели.

2 парень. А коли ждали, так и дождались.

(Парни садятся за стол. 1 парень хочет обнять девушку, но она его отталкивает.)

1 девушка.

Не садися, милый рядом,
Тебе место на бревне.
Я тогда с тобой гуляла,
Когда не с кем было мне.

(Парень обиженно отходит.)

2 девушка.

А бывала я у Ельниковых,
Ночевала у Котельниковых,
Я видела там диковинку-раздиковинку:
Там курица быка родила,
Журавль всю ночь по болотине ходил,
Насилушку поросёнка родил,
Там соловушка кудахтает,
А лягушка соловьём заливается.

(Все смеются)

2 девушка. А не спеть ли нам и не станцевать, добры молодцы?

И да кто ж там горох косив,
Чёрну стегу набив?

Володя горох косив,
Чёрну стегу набив,
К Валечке ходючи,
Гостиницы носючи.

Ты, Валечка, душечка,
Отчини окошечко,
Отчени окошечко

Трошечки, немножечко.
Перейми подарочки,
Прянички, бараночки,
Прянички, бараночки,
Цукровые яблочки.

(Танцуют казачий хороводный танец и одновременно поют.)

Дед. Вот удальцы, звонко пели, лихо плясали. Даже мне топнуть ногой захотелось.

Бабка. Так топни, кто не даёт?

Дед. Боюсь рассыпаться.

1 парень. А вот я загадочки знаю, кто их отгадает, тот молодец.

1 девушка. Загадай, загадай, это мы любим.

1 парень.

1. Загадаю загадину,
Вытащу из кадушки ягодину,
Полижу, полижу и опять положу. (Помазок для смазки колёс)

2. Ногам тревога,
По животу дорога,
А на коленях ярмарка. (Ткацкий станок)

3. Пятьдесят поросят
В один голос голосят. (Каменка в бане.)

2 девушка.

А вот мою загадку отгадайте:
Уродился зверь от мая месяца,
От бурых четвергов, верховых пятниц.
Не ест ни утки в поле, ни рыбки в море.
Ест коня да оленя, человека. (Комар)

Дед.

Вы мою загадку отгадайте.
Был я на топчане,
Был я на базаре,
Молод был - людей кормил,
Стар стал - разваливаться стал,
Бросили на улицу,
И собаки мои косточки не грызут. (Горшок)

Бабка.

А я вот такую знаю.
Висит, болтается,
Кто с огорода идёт,
Всяк за него хватается. (Рукомойник).

1 парень. И чавой-то мы сидим, сапоги чешутся, плясать хотят.

1 девушка.

Ты подруженька моя,
Носи коротки юбочки.
Я любила - ты отбила,
Так люби облюбочки.

1 парень.

Брошу розу под берёзу,
Буду чаем поливать,
Посмотри, моя забава,
Как с другой буду гулять.

2 девушка.

Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.

2 парень.

У меня милашка Машка
Рукодельная была.
В решето коров доила,
Кочергой полы мела.

3 девушка.

Только вышла за ворота -
Два подкидыша лежат.
Одному лет 48,
А другому - 50.

3 парень.

Я калоши не ношу -
Берегу их к лету.
Вам по совести сказать:

У меня их нету.

(Раздаётся крик, слышен шум бубна)

Хозяйка. Никак скоморохи идут, позвать что ли?

Дед. Зови, зови, скоморошинку посмотрим, не часто такие гости бывают.

(Хозяйка зовёт скоморохов)

Скоморох. Приветствуем честную компанию! Хлеба вам да соли, да счастливой доли.

Дед. Хлебушек едим свой, а ты не стой, садись за стол, чайком побалуйся, пирожком угостись, на всех хватит, а потом и нас повесели.

Скоморох. Нет уж, на пустое брюхо веселье звончей, сперва вас повеселю, а потом за самовар сесть можно. Ну ка, ребята, помогите, ширму держите. А м ы вам покажем сказочку - забавочку про курочку рябу, про деда и бабу.

(Инсценируется сказка, а затем скоморох поёт частушки.)

Скоморох.

У меня милашка есть,
Срам по улице провесть:
Лошади пугаются,
Кучера ругаются,
Черноброва, как корова,
Круглолица, как свинья.
До чего ребята наши
Стали моде подражать.
Наденут белые рубахи,
А шеи грязные видать.
Ух, как ваши-то ребята
Простоквашей давятся,
Целоваться не умеют,
Сватать собираются.
Девки пудрятся, белятся,
А белила нипочём.
Одна рыжая девчонка
Натиралась кирпичом.
Мы частушки вам пропели
И садимся в решето,
До свиданья, уезжаем
За частушками ещё!

Хозяйка. А теперь за стол просим. Отдохните с дороги, чайку испейте. Пирожков наших отведайте.

Дед. Всё б вам петь да плясать, о жизни не думаете. Скажите-ка девки, какие блины на масленицу пекут?

1 девушка. Пшеничные, ржаные, гречичные, пшённые, манные.

2 девушка Зелёные, красные.

3 девушка. Рябые.

Бабка. А на чём зелёные замешивают?

3 девушка. На крапивном отваре.

Бабка. А красные?

3 девушка. На отваре зверобоя.

Бабка. А рябые?

3 девушка. В тесто подвяленной тёртой моркови добавляют.

Хозяйка. Да чавой-то вы к ним пристали. Не смотрите, что молодые, всё то они знают, всё разумеют, пусть веселятся.

(Молодёжь запевает песню “Иванская ночка”)

Иванская ночка,
Купецкая дочка
Всю ночку не спала,
Торги тургувала,
Торги торгувала,
Свёкра продавала,
Свёкра продавала,
Батьку выкупала.

1 девушка.

А тятька мой родный,
Прибудь ко мне в гости.

Все.

А как же прибыти?
Зимой за снегами,
Зимой за снегами,
Вясной за водами,
Вясной за водами,
Летом за жарами.
Зимой у возочку,
Вясной у челночку,
Вясной у челночку,
Летом у карети.

1 парень. А не загостились ли мы, ребятушки?

1 девушка. Ой, пора, пора домой. Спасибо вам, хозяева, за привет, за ласку.

1 парень. А дедушке и за таску.

Все поют.

Пора, пора домой идти.
Потеряла заря клюци.
Потеряла заря клюци.
Кто эти клюци найдёт,
Тот с улицы домой взойдёт.
А я эти клюци найду,
С улицы домой взойду,
С улицы домой взойду.

Дед. Пора и нам на покой.

Используемая литература

  1. Родная Кубань. Книга для чтения /под редакцией профессора В.Н. Ратушняка, Краснодар, ОИПЦ “Перспективы образования”, 2003 г. С.109-110, 111.
  2. Калейдоскоп школьных дел. Методические разработки, 2 выпуск, М. “Творческий центр”, 2004.
  3. Интернет. Примечание. Слайды были взяты с Интернета и с книги для чтения “Родная Кубань” /под редакцией профессора В.Н. Ратушняка, Краснодар, ОИПЦ “Перспективы образования”, 2003 г. С.110-111.