Цели:
1. Познакомить учащихся с видами письма, мотивацией необходимости писать письма.
2. Дать понятие школьникам о смысловых частях письма (зачин, основная часть, концовка).
3. Выработать у ребят навыки правильного написания писем, культуры общения.
4. Прививать любовь к русскому языку.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Письмо - это средство общения людей на расстоянии. Более того, письмо - это связь с собой. В письме мы пытаемся четче сформулировать, лучше выразить собственные мысли, чувства, то есть осознать себя.
В последнее время бытует мнение о том, что россияне практически забыли о традиционной почтовой переписке. Почему-то немодно стало писать письма. Вот Интернет - дело другое. Но им не все пока могут пользоваться.
Означает ли это, что эпистолярный жанр вымирает? Кстати, выясним значение этого словосочетания. (Эпистолярный жанр - имеющий форму письма, частной переписки).
Оказывается, существует мнение, что эпистолярный жанр не просто здравствует, а процветает. Но только в электронном виде. Молодежь постоянно переписывается в чатах, по мобильным телефонам.
Конечно, молодежную переписку в режиме СМС-сообщений нельзя назвать равноценной заменой эпистолярного жанра. Скорее это имитация повседневного общения в форме диалога.
Так что же такое эпистолярный жанр?
Это текст-монолог, предполагающий, разумеется, что его кто-то прочтет и сможет лучше осознать ваши чувства и мысли, информацию. В интернет-формате заменой традиционных писем являются интернет-дневники и письма, которые мы пишем по электронной почте. Конечно, время требует писем, соответствующих современной ситуации и ускоряющемуся темпу развития мира, информационному обмену.
И все-таки любители традиционной переписки остались, но они большая редкость.
Вот наша с вами задача, ребята, и попытаться изменить сложившуюся ситуацию с традиционной перепиской. А для этого мы должны все узнать о письме и научиться сами его писать не только по правилам, но и от души.
Следующий этап нашего урока - это своеобразная экскурсия по музею письма.
(Количество экспонатов в музее зависит от выделенного на уроке времени для их обзора)
Экскурсовод-ученик (ученица): Уважаемые экскурсанты! Я хочу обратить ваше внимание, пожалуй, на самый ценный экспонат нашего музея - это письмо из бересты. Такие письма появились в глубокой древности. Новгородцы в XX веке придумали писать на бересте. Эти письма ученые называют берестяными грамотами.
Другой экспонат-письмо поможет нам лучше узнать о том, как раньше жили подростки. Сочинил его А.П. Чехов и поместил в рассказе "Ванька".
Выразительное чтение наизусть учеником письма Ваньки Жукова.
Слово учителя. Такое письмо написал девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: "На деревню дедушке".
- Мог ли дедушка получить письмо? Почему?
Ученик-информатор:
Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс. В индексе 6 цифр. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три другие - почтовое отделение. Без точного адреса письмо не дойдет до адресата (получателя).
Слово учителю об оформлении конверта. Понятие об адресате и адресанте.
Экскурсовод. Следующие экспонаты нашего музея – письма из рассказа К.Д. Ушинского “Сумка почтальона”, где почтовые пакеты (так автор называет письма) в сумке почтальона "болтали между собою" о том, что они несут людям.
Давайте "подслушаем" их разговор.
Выборочный пересказ эпизодов из рассказа специально подготовленными учащимися.
Теперь вновь предоставим слово экскурсоводу.
- Следующее письмо, которое бережно хранится в нашем музее от А.П. Гайдара. Думаю, оно заслуживает нашего внимания.
Февраль, 1937
Ялта
Здравствуйте, веселые люди!
Вчера мы лазили на горы. На горах видели козу-дерезу. На солнце 22 градуса тепла, а в тени было 16. В саду у нас лежит камень в десять пудов. Я хотел было послать его вам для игры, да потом подумал - завернуть не во что...
- Можно ли по содержанию письма А.П. Гайдара догадаться, что оно адресовано маленьким детям? Рассмешит ли их это письмо? Почему вы так думаете?
Слово учителя. Сегодня мы познакомились с разными письмами и обратили внимание на их содержимое. Конечно, все письма разные и нет строгих правил, которые нужно знать при их написании. Но все-таки, думаю, вы заметили, что существует определенный порядок в оформлении любого письма. И уважающий себя образованный человек всегда будет писать письма в соответствии с установленными нормами оформления данного вида текста.
Вот и мы с вами сейчас познакомимся с основными смысловыми частями любого письма: начало, основная часть (деловая или личная информация), конец.
Коллективная работа с учащимися по заполнению таблицы.
- Ребята, как вы думаете, с чего начинается любое письмо? (С обращения к тому, кому оно пишется). Итак, заносим эту информацию в таблицу на доске и в тетрадях…
Возможные части письма | Примеры |
Обращение | Мои дорогие мама и папа! Уважаемый… |
Начальная фраза о состоянии переписки | Получила твоё письмо… |
Основное содержание новости | Много новостей, расскажу обо всём по порядку |
Вопросы адресату | Как Ваше здоровье? Как поживаете? Что новенького? |
Благодарности | Спасибо за внимание… |
Просьбы | С нетерпением жду ответа… |
Передача привета | Передавайте огромный привет… |
Прощание | До скорой встречи. До свидания |
Конец и подпись | Крепко целую… Любящий Вас… |
Дата и место написания | 15 июля 2010 года Новочебоксарск |
Приписка к оконченному и подписанному письму | P.S. (постскриптум – с лат. “после написанного”) |
Экскурсовод.
В нашем музее есть письмо Ю.Гагарина. Прослушаем его и убедимся в том, что оно содержит, пожалуй, все необходимые компоненты изучаемого нами вида текста.
Мой дорогой друг!
Поздравляю тебя. Вот ты и стал большим, вот ты и стал уже пятиклассником. Задача перед тобой стоит важная, трудная - научиться грамотно писать, хорошо читать и считать.
Все люди на земле: летчики, агрономы, рабочие и моряки, колхозники и артисты - начинали учиться, с такой же палочки в твоей тетради, с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.
Но в школе ты станешь не только грамотным человеком - ты научишься дружить. Стать дружными вам помогут учителя, вожатая, старшеклассники. Тогда класс будет не просто классом, а коллективом. Коллектив может многое сделать. В коллективе все болеют друг за друга, один за всех и все за одного. Есть такое хорошее правило у советских людей.
Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учебе.
Твой друг Юрий Гагарин.
У нас в музее можно будет познакомиться и с письмами писателей, художников, ученых и других знаменитых личностей, которые помогут узнать об этих людях больше, о чем они думали, что их волновало...
Ведь письма - это бесценные свидетельства времени, исторические документы. Письма к родным и близким - выражение нашего внимания, заботы, любви, желание поделиться чем-либо. Вот почему писем так ждут, переживают, когда их долго нет.
На все полученные письма надо обязательно аккуратно отвечать. Задерживать ответ или не ответить на письмо невежливо. Писать надо четким, разборчивым почерком.
Слово учителя. Завершая разговор о письмах, хочется обратить ваше внимание на мнение академика Д.С. Лихачева. Он был уверен, что письма являются хорошими помощниками в овладении искусством слова: “… чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо, ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например)… В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили… Хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение к симпатичному вам человеку”.
Думаю, вы сегодня на уроке почерпнули достаточно много информации о письме и о том, как правильно его оформлять. Надеюсь, что написание домашнего сочинения-письма не вызовет у вас особых затруднений.
Домашнее задание - написать письмо на одну из предложенных тем:
1. Письмо о родном крае.
2. Письмо о школьной жизни.
3. Письмо президенту.
4. Письмо с фронта.
5. Письмо о ярком событии в моей жизни.
Домашние сочинения проверяются, выбираются самые интересные и оригинальные, с ними проводится работа на следующем уроке.