Классный час "Язык родной, дружи со мной!"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие речи, логического мышления.

Задачи:

  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

I. Вступительная беседа.

На доске написано:

Корень учения горек, да плод сладок.
Умей взять, умей и дать.
С умным найти, с дураком потерять.
Ручка беленька, душа черненька.
Короткий счет, длинная дружба.

Слова “горек” и “сладок” выделены другим цветом.

Учитель: Ребята, почему “слова “горек” и “сладок” выделены?

(Далее рассуждения детей! Слова с противоположным значением - антонимы)

Учитель: Какие слова можно выделить в остальных пословицах?

- Какую пословицу вы считаете наиболее значимой для вас?

Объясните ее значение.

(Далее рассуждения учащихся)

(Класс заранее поделен на команды. Каждая команда придумывает свое название.

Учитель: Сегодня соревнуются две команды “Слово” и “Предложение” на знание антонимов. А в конце состязания вы ответите на вопрос “Для чего нужны антонимы?”

II. Игра “Наоборот”. (Предлагает вам поэт Д. Чиарди)

Учитель читает стихотворение, класс отвечает хором:

Нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
... Низко.
Скажу я слово
Далеко.
А ты ответишь
... Близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь...
Пол
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты:
... Нашел.
Скажу тебе я слово Трус.
Ответишь ты:
... Храбрец.
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай ... Конец!

Учитель: Какие антонимы вы услышали?

III. Назовите еще пары слов “Кто больше”.

(Команды поочередно называют антонимы. Жюри подводит итоги)

“Кто больше”.

Белый - черный

Добрый - злой

Жара – холод

Храбрый – трусливый

Отдыхать - работать

Учитель: А теперь вопрос для всех: какими частями речи могут быть антонимы? (Ответы детей).

IV. “Отгадай загадку”.

1. Я антоним к слову “лето”, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я ... (зима).

2. Я антоним к слову смех, Не от радости, утех -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались?
Это ... (плач).

3. Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

4. Как столкнутся стук да стук!
Тишину спугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет -
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

5. Я антоним к слову “зной”,
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня ... прохлада.

(Назовите в загадках антонимы)

V. “Старая пословица недаром молвится”.

Корень ученья горек, да плод его сладок.
Короткий счет, длинная дружба.
Знай больше, говори меньше.
За маленьким погнался, большое потерял.
Мягко стелет, да жестко спать и т.д.

Учитель: В пословицах и поговорках часто встречаются антонимы.

Назовите антонимы. Вспомните пословицы и поговорки с антонимами.

VI. “Антонимы в произведениях”.

Учитель: Соревнование продолжается. Может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким? Не спешите с ответом. Послушайте стихотворения П. Ребро “Кто прав?”, Г. Сапгира “Яблоко”.

Вьется синяя река
Убегает к морю.
Говорит отец:
- Мелка!
- Глубока! - Я спорю.
Так мелка
Иль глубока?
Как же быть
Нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне по шею.

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок
- Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка - далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко Мало.
А цыпленок - тем,
Что очень Велико и тяжело.
А котенку все равно:
- Кислое, зачем оно?
- Что вы?
- Шепчет червячок.
- Сладкий у него бочок!

Учитель: Кто же прав? (Каждый прав по своему). Назовите слова - антонимы.

VII. “Герои сказок и басен”.

Учитель: С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте животных из сказок и басен:

Волк - лиса, лев - заяц, стрекоза - муравей, муха - слон, (по хитрости, по храбрости, по величине, по трудолюбию)

VIII. “По одежке встречают, по уму провожают”.

Заключительный конкурс.

Участникам предлагаются карточки, на каждой из которых написано по одному слову:

Добрый, щедрый, злой, скупой, ловкий, неуклюжий, грустный, веселый, вежливый, грубый, лживый, правдивый, отважный, трусливый, ленивый, трудолюбивый.

Побеждает та команда, представитель которой выбрал наибольшее количество антонимов.

Учитель: А какими вы хотите стать?

IX. Теперь вы сможете ответить на вопросы.

- Для чего нужны антонимы?

- Когда их употребляют?

(Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления)

X. Подведение итогов.

Список литературы:

  1. Александрова Г. “Занимательный русский язык”. - Санкт-Петербург. 1998.
  2. Нуртазина Р. “Занимательная грамматика”. - Алма-Ата. 1990.
  3. Толстой Л.Н. “Азбука”. – Москва. “Детская литература”, 1988.