Целеполагание: - знакомство с объемным телом - пирамидой.
Задачи: - знакомить с различными способами изображения объемных тел на плоскости;
- учить построению развертки пирамиды;
- устанавливать сходство предметов окружающего мира с данным объемным телом;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- пополнять словарный запас;
- прививать умение проектировать, самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе;
- прививать эстетический вкус;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Оборудование: чертежные листы, клей, ножницы, циркуль, магнитный конструктор, коллекция минералов, модели пирамид, ИКТ.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности. Демонстрация слайда №2 (фотографии)Учитель: Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего занятия, о чем мы будем говорить?
Андрей: Сегодня мы будем говорить о новых геометрических фигурах и, может быть, научимся их изготавливать.
Саша: Все предметы чем-то похожи между собой…
Юля: (продолжает мысль Саши) Они похожи друг на друга тем, что направлены вверх.
Кирилл: Я вспомнил. На первой фотографии поделки, которые мы делали в 1 классе. Это пирамиды. Сегодня мы снова с ними встретились.
Даниил: (обобщает ответы одноклассников) Значит тема занятия «Пирамиды» и где их можно встретить. Я их видел в Египте, летом.
Демонстрация слайда №2(тема занятия)
Учитель: Молодцы! А теперь уточните тему сегодняшнего занятия.
Дети ( читают): Объемные тела. Пирамиды.
Учитель: Какие объемные тела вы уже знаете?
Валя: Куб – объемное тело.
Никита: Шар.
Учитель: Теперь приступим к теме занятия.
II. Коллективная практическая работа исследовательского характера с предварительным обсуждением.
1. На листах бумаги учащиеся строят равносторонний треугольник со стороной 12 см с помощью циркуля. Делят каждую сторону пополам, точки соединяют линиями сгиба. (Работа сопровождается демонстрацией слайда №3 – поэтапное изготовление развертки пирамиды.)
2. Учитель: Представьте, что вы вырезали эту фигуру и согнули по линиям сгиба. Что получилось? (Слайд №5)
Полина: Получилась пирамида
3. Разметка клапанов для склеивания. Склеивание из бумаги. (Слайд №4 – развертка пирамиды.)
4. Знакомство с понятиями: грани пирамиды- треугольники, ограничивающие пространство; вершина- точка, где соприкасаются три треугольника; две соседние грани образуют ребро. (Слайд №5)
Это простейшее объемное тело, в основании которого лежит треугольник. Существуют и другие пирамиды, в основании которых лежат 4-угольники, 5 угольники и т.д. ( демонстрация моделей )
Учащиеся пытаются смоделировать каркас пирамиды с другим основанием. (Работа с магнитным конструктором). Затем демонстрируют свои работы.
III. Актуализация знаний.
Учитель: Где вы можете увидеть многогранные формы?
Глеб: Камушек в кольце. Дома.
Филипп: Крыши домов.
Катя: Кубики, крепости.
Учитель: Пакет из под молока имеет форму тетраэдра (от греч. тетра - четыре, эдр – грань).
Кстати, слово «тетрадь» тоже имеет греческие корни. Вы можете объяснить происхождение этого слова? (Листы бумаги четырехугольной формы, скрепленные между собой в количестве 4 и более штук) ( слайд №6)
Многие архитектурные сооружения или их детали представляют собой пирамиды (слайд №7)
IV. Первичное закрепление. Учащиеся работают на чертежных листах.
Учитель: Поставьте пирамиду на ладонь. Что вы видите перед собой? Изобразите на листе. А теперь поставьте пирамиду на стол и посмотрите на нее сверху. Изобразите это на листе, (слайды №8 – вид сбоку и №9 – вид сверху) Дети соотносят свою работу с изображениями на слайдах.
V. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель демонстрирует коллекцию минералов. На экране - экспозиция минералов (слайд№10).
Сегодня уместно сказать несколько слов о таком прекрасном явлении природы, как минералы. Именно они образуют горы. Применяются минералы в строительстве, как отделочный материал. Из минералов производится удобрение, различные краски, ювелирные украшения и т.д. Минералы состоят из кристаллов. В каждом минерале кристаллы имеют свой состав и форму (призма, пирамида, двойная пирамида). Они прикладываются друг к другу и заполняют пространство. Наука о кристаллах называется кристаллографией.
Мы тоже попробуем сложить наши пирамиды. Что у нас получится? (Демонстрация работ).
VI. Рефлексия деятельности на занятии.
- Что нового вы узнали на занятии?
- С чем были уже знакомы?
- Что для вас оказалось интересным?
- С чем, на ваш взгляд, вы справились успешно?
- А теперь занятие подошло к концу и его завершает рассказ о величайшем культурном наследии - египетских пирамидах.
Древние греки насчитывали семь самых прекрасных и самых грандиозных памятников. Самым большим чудом всегда считались египетские пирамиды, единственные из Семи чудес света, дошедших до нас. Пирамиды были колоссальной вышины, строились десятки лет; тысячи людей работали над возведением этих грандиозных сооружений. Пирамида была символом фараона и его власти, ей оказывались почести как божеству.
«Все на свете боится времени, но время боится пирамид» ,-говорили арабы, завоевавшие Египет. (Слайд №11 – египетские пирамиды)
- Занятие завершено. Спасибо за сотрудничество!
Литература
- Шарыгин И.Ф. «Наглядная геометрия», М., 1992г.
- Журнал «Начальная школа» №5, 2001г.
- Сборник программ для четырехлетней начальной школы (система Л.В.Занкова)