Урок русского языка в 3-м классе "Служебные части речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с новыми названиями: союз, частица, предлог.
  • Познакомить с новым понятием: служебные части речи.
  • Изучить правила правописания служебных частей речи.
  • Развивать умение применять служебные части речи.
  • Воспитывать самостоятельность.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке гости. Желаю вам успехов в работе. Запишите в тетрадь число, “Классная работа”.

2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

Начнем наш урок с игры. Откройте задачник с.42 №128. Авторы предлагают нам словесную игру.

Прочитайте стихотворение. Один ученик вслух.

Три шустрые белки (на)ели___________________

Три шишки .ловые ели._____________________

Три мы.ки (на)них (из-под)ели____________________

Гл.дели, а шишек (не)ели._________________________

- Решим орфографические задачи. (Дети показывают карточки с буквами. Один ученик проверяющий.)

- Рядом на строчках запишите слова, на которых строится игра. Не теряй слова- помощники.( Один уч-к на доске).

- Что необычного в этих словах? (Пишутся одинаково, а значение имеют разное.)

- Какие части речи вы знаете? Обозначьте их в стихотворении.

(Ученики называют по цепочке) Учитель на доску вывешивает таблички с названиями частей речи.

- Какие слова-помощники встретились в стихотворении? Подчеркните их. Как вы их написали?

У.З.

- Мы знаем научные слова для слов названий, указателей. Как вы думаете, а что мы должны узнать сегодня на уроке? ( Узнать научные слова для слов-помощников, научиться их правильно употреблять и писать.)

3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

Учитель: “ Ученые проделали большую работу, изучая слова – помощники и дали им названия. Откроем учебник с. 43. Прочитаем об этом в рамочке. Читая, делайте пометки

*- то, что вы знали

+ - то , что узнали новое.

(Ученики читают, делают пометки.)

- Прочитайте то, что вы знали. Ученики читают про предлоги.

Предлоги помогают именам существительным и местоимениям связываться с другими словами.

- Для чего служат предлоги?

На доску вывешивается табличка

Предлоги

 

Для связи слов в предложении

- Прочитайте новые названия. Один ученик читает: “Союзы (и, а, но) участвуют в работе всего предложения”.

- Для чего служат союзы?

На доске вывешивается табличка

Союзы Участвуют в работе всего предложения

- Второй ученик читает : Частицы ( не и другие) придают дополнительное значение. Частицу не за значение, которое она вносит, назвали отрицательной.

- Для чего служат частицы?

Учитель вывешивает табличку

Частицы Придают дополнительное значение, отрицание

4. Учитель: “ Вернемся к словесной игре. Дайте словам – помощникам названия. Обратим внимание на запись этих слов сокращенно. ( пр., с., ч.) Найдите в стихотворении слова с частицей не. Почему эту частицу назвали отрицательной?

Учитель: “Мы знаем, как пишутся предлоги. А вы знаете, как пишется частица не? Какой знак ставится перед союзами а, но?(ответы учеников)

Проверим свои предположения

Прочитаем правило в учебнике с.44. Читаем по абзацам. 1 ученик: Предлоги с именами существительными и местоимениями пишутся отдельно. 2 ученик: Частица не с глаголами, кроме некоторых, пишется отдельно. 3 ученик: Перед союзами а, но в предложении ставится запятая. Вернемся к игре, теперь мы можем решить проблему с написанием не. Как надо написать “ не ели”? Раздельно, ели – глагол, не с глаголами пишется раздельно.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

- Используя эти правила, выполним следующее задание. На уроке чтения мы часто встречаем пословицы. Некоторые из них я выписала. Прочитайте.

- Найдите предлоги, союзы, частицу, решите орфографические задачи.

Жизнь дана (на ) добрые дела. Труд кормит а лень портит. (Не) торопись языком, торопись делом

  • Первый ученик комментирует 1 пословицу. Запишите в тетрадь.
  • Второй- 2 пословицу. Запись в тетрадь.
  • Третий – 3 пословицу. Запись в тетрадь.
Пр. с. Ч.

Жизнь дана на добрые дела. Труд кормит, а лень портит. Не

Гл.

торопись языком, торопись делом

ФИЗМИНУТКА

Если называем предлоги – присели, союзы – хлопнули, частицы – подпрыгнули.

Учитель “Вместе с нами изучает части речи и Джон, мальчик- иностранец. Все ли у него получается? Откроем задачник с. 42 №133.

Какие подписи под рисунками сделал Джон? Взял тетрадь стол, книга упала стол, положил тетрадь стол. Все ли в них правильно? Без каких слов не обойтись?

- Исправьте ошибки. Работаем в парах.

- Проверка. Какая часть в слове стол изменялась? (Окончание) Выделите окончания.

6. Продолжим наши исследования. Учебник с.44 № 131.

Прочитайте 1 предложение.

Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные.

- Как вы думаете, к какой группе частей речи относятся предлоги, союзы, частицы? Почему?

Вывешивается табличка

Служебные

- А какую группу составляют другие части речи?

Самостоятельные

7. ОБОБЩЕНИЕ.

- Поучимся рассказывать о частях речи, пользуясь новыми научными словами. Расскажите по таблице с.44 друг другу в парах.

Одна пара – вслух.

Части речи
Самостоятельные служебные
Им. Сущ. Пр.
Им.прил. с.
Им.числ. ч.
Гл.  
Мест.  

Раньше эти части речи называли по-другому:

8. КОНТРОЛЬ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

Самостоятельная работа. На партах у учеников текст.

Наступила осень. Ребята шли по лесной тропинке. Вокруг толпились молодые березки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Солнце ярко светило, но грело мало. Тихо. Не слышалось пение птиц. Не шуршала листва.

Прочитайте. О чем текст? Запишите в тетрадь

  • 1 ряд- предложения с предлогами. Их должно быть два.
  • 2 ряд –предложения с союзами. Их тоже должно быть два.
  • 3 ряд – предложения с частицей. Их тоже два.

Проверка: читают ученики.

9. ИТОГ.

Мы проделали большую работу. Подведем итог, ответим на вопросы.

- Что я узнал нового на уроке?

- Чему я научился?

- А чему еще надо научиться?

10. Д/З. Правила с.43, 44. Упр. №132.

В итоге на доске формируется таблица

Слова- помощники    
Служебные части речи   Самостоятельные части речи
Предлоги Для связи слов в предложении Глагол Им. Числ.
Союзы Участвуют в работе всего предложения Им. Сущ. Мест.
Частица Придают дополнительное значение Им. Прил.