Цели:
- Познакомить с новыми названиями: союз, частица, предлог.
- Познакомить с новым понятием: служебные части речи.
- Изучить правила правописания служебных частей речи.
- Развивать умение применять служебные части речи.
- Воспитывать самостоятельность.
Ход урока
1. Организационный момент
Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке гости. Желаю вам успехов в работе. Запишите в тетрадь число, “Классная работа”.
2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
Начнем наш урок с игры. Откройте задачник с.42 №128. Авторы предлагают нам словесную игру.
Прочитайте стихотворение. Один ученик вслух.
Три шустрые белки (на)ели___________________
Три шишки .ловые ели._____________________
Три мы.ки (на)них (из-под)ели____________________
Гл.дели, а шишек (не)ели._________________________
- Решим орфографические задачи. (Дети показывают карточки с буквами. Один ученик проверяющий.)
- Рядом на строчках запишите слова, на которых строится игра. Не теряй слова- помощники.( Один уч-к на доске).
- Что необычного в этих словах? (Пишутся одинаково, а значение имеют разное.)
- Какие части речи вы знаете? Обозначьте их в стихотворении.
(Ученики называют по цепочке) Учитель на доску вывешивает таблички с названиями частей речи.
- Какие слова-помощники встретились в стихотворении? Подчеркните их. Как вы их написали?
У.З.
- Мы знаем научные слова для слов названий, указателей. Как вы думаете, а что мы должны узнать сегодня на уроке? ( Узнать научные слова для слов-помощников, научиться их правильно употреблять и писать.)
3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
Учитель: “ Ученые проделали большую работу, изучая слова – помощники и дали им названия. Откроем учебник с. 43. Прочитаем об этом в рамочке. Читая, делайте пометки
*- то, что вы знали
+ - то , что узнали новое.
(Ученики читают, делают пометки.)
- Прочитайте то, что вы знали. Ученики читают про предлоги.
Предлоги помогают именам существительным и местоимениям связываться с другими словами.
- Для чего служат предлоги?
На доску вывешивается табличка
Предлоги
Для связи слов в предложении
- Прочитайте новые названия. Один ученик читает: “Союзы (и, а, но) участвуют в работе всего предложения”.
- Для чего служат союзы?
На доске вывешивается табличка
Союзы Участвуют в работе всего предложения
- Второй ученик читает : Частицы ( не и другие) придают дополнительное значение. Частицу не за значение, которое она вносит, назвали отрицательной.
- Для чего служат частицы?
Учитель вывешивает табличку
Частицы Придают дополнительное значение, отрицание
4. Учитель: “ Вернемся к словесной игре. Дайте словам – помощникам названия. Обратим внимание на запись этих слов сокращенно. ( пр., с., ч.) Найдите в стихотворении слова с частицей не. Почему эту частицу назвали отрицательной?
Учитель: “Мы знаем, как пишутся предлоги. А вы знаете, как пишется частица не? Какой знак ставится перед союзами а, но?(ответы учеников)
Проверим свои предположения
Прочитаем правило в учебнике с.44. Читаем по абзацам. 1 ученик: Предлоги с именами существительными и местоимениями пишутся отдельно. 2 ученик: Частица не с глаголами, кроме некоторых, пишется отдельно. 3 ученик: Перед союзами а, но в предложении ставится запятая. Вернемся к игре, теперь мы можем решить проблему с написанием не. Как надо написать “ не ели”? Раздельно, ели – глагол, не с глаголами пишется раздельно.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
- Используя эти правила, выполним следующее задание. На уроке чтения мы часто встречаем пословицы. Некоторые из них я выписала. Прочитайте.
- Найдите предлоги, союзы, частицу, решите орфографические задачи.
Жизнь дана (на ) добрые дела. Труд кормит а лень портит. (Не) торопись языком, торопись делом
- Первый ученик комментирует 1 пословицу. Запишите в тетрадь.
- Второй- 2 пословицу. Запись в тетрадь.
- Третий – 3 пословицу. Запись в тетрадь.
Пр. с. Ч.
Жизнь дана на добрые дела. Труд кормит, а лень портит. Не
Гл.
торопись языком, торопись делом
ФИЗМИНУТКА
Если называем предлоги – присели, союзы – хлопнули, частицы – подпрыгнули.
Учитель “Вместе с нами изучает части речи и Джон, мальчик- иностранец. Все ли у него получается? Откроем задачник с. 42 №133.
Какие подписи под рисунками сделал Джон? Взял тетрадь стол, книга упала стол, положил тетрадь стол. Все ли в них правильно? Без каких слов не обойтись?
- Исправьте ошибки. Работаем в парах.
- Проверка. Какая часть в слове стол изменялась? (Окончание) Выделите окончания.
6. Продолжим наши исследования. Учебник с.44 № 131.
Прочитайте 1 предложение.
Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные.
- Как вы думаете, к какой группе частей речи относятся предлоги, союзы, частицы? Почему?
Вывешивается табличка
Служебные
- А какую группу составляют другие части речи?
Самостоятельные
7. ОБОБЩЕНИЕ.
- Поучимся рассказывать о частях речи, пользуясь новыми научными словами. Расскажите по таблице с.44 друг другу в парах.
Одна пара – вслух.
Части речи Самостоятельные служебные Им. Сущ. Пр. Им.прил. с. Им.числ. ч. Гл. Мест.
Раньше эти части речи называли по-другому:
8. КОНТРОЛЬ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
Самостоятельная работа. На партах у учеников текст.
Наступила осень. Ребята шли по лесной тропинке. Вокруг толпились молодые березки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Солнце ярко светило, но грело мало. Тихо. Не слышалось пение птиц. Не шуршала листва.
Прочитайте. О чем текст? Запишите в тетрадь
- 1 ряд- предложения с предлогами. Их должно быть два.
- 2 ряд –предложения с союзами. Их тоже должно быть два.
- 3 ряд – предложения с частицей. Их тоже два.
Проверка: читают ученики.
9. ИТОГ.
Мы проделали большую работу. Подведем итог, ответим на вопросы.
- Что я узнал нового на уроке?
- Чему я научился?
- А чему еще надо научиться?
10. Д/З. Правила с.43, 44. Упр. №132.
В итоге на доске формируется таблица
Слова- помощники Служебные части речи Самостоятельные части речи Предлоги Для связи слов в предложении Глагол Им. Числ. Союзы Участвуют в работе всего предложения Им. Сущ. Мест. Частица Придают дополнительное значение Им. Прил.