Цель: освоить нравственный смысл сказки; найти сходства и отличия в народной и авторской сказках.
Задачи:
- отметить сходство сюжетов авторской сказки и народной;
- подумать, какой текст появился раньше;
- выявить общее в сюжетах разных сказок: путешествие в волшебный мир, выполнение трудных заданий, возвращение;
- найти черты авторства в сказке “Мороз Иванович”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
У.- Сегодня мы вновь отправляемся в чудесный мир волшебной сказки, но сначала ответьте на вопрос:
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
Д.- Познакомились с содержанием сказки В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович”.
У.- Сейчас проверим, насколько нам удалось вникнуть в содержание этого произведения. Предлагаю поработать у доски двум ученикам, а остальные будут отвечать на вопросы коллективно.
Индивидуальное задание №1. Представлены иллюстрации с разными сказками: о животных, бытовые, волшебные. Необходимо распределить их в 3 группы и объяснить свой выбор. На ленте времени найти даты жизни В.Ф.Одоевского.
Индивидуальное задание №2. Подобрать синонимы к предложенным словам с целью их дальнейшего использования (при необходимости используется словарь Ожегова):
синоним |
|
горемычная | несчастная |
рукодельная | умеющая заниматься ручным трудом |
окостенели | стали твёрдыми от холода |
диковинка | странная, удивительная вещь |
студёная | очень холодная |
почивать | спать (с оттенком почтительности) |
дивовалась | удивлялась |
толковый | знающий дело |
Работа с классом
У. - Сюжеты каких сказок напомнила вам сказка “Мороз Иванович”?
Д. – Русскую народную сказку “Морозко”, “Госпожа Метелица”, “Бабушка Вьюга”- сказки братьев Гримм.
У.- Это “бродячие сюжеты”, у одной сказки могут быть разные авторы и разные переводы “Бабушка Вьюга” - перевод Б.Заходера, а “Госпожа Метелица” - перевод А. Введенского под редакцией С.Я.Маршака.
- Чем они похожи?
Д. – В каждой из них бедная работящая девочка, чаще всего сирота, не по своей воле оказывается в волшебном мира и побеждает его.
У. – Чем эти сказки отличаются?
Д.- У них разные зачины и концовки.
У.- Чем же заканчиваются все сказки?
Д. – Во всех сказках добро побеждает зло.
У. – Какая сказка более древняя? Почему?
Д. – “Морозко”, в ней есть следы обряда – инициации.
У. – Сохраняется ли обрядовость в авторской сказке “Мороз Иванович”?
Д. – Да, девочка попадает в волшебный мир и выходит оттуда живой и невредимой.
Проверка и оценивание индивидуальной работы.
У. – А по какому признаку можно распределить предложенные сказки на две группы?
Д. – Народные и авторские.
У. – Чем авторская сказка отличается от народной?
Д. – Авторская сказка более эмоциональная, позволяет что – то узнать и о самом авторе.
3. Постановка цели, учебной задачи.
У. – А теперь обратимся к содержанию сказки В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович”. Наша задача – найти черты народной волшебной сказки в авторской. А как мы это будем делать?
Д. – Будем отвечать на вопросы, находить нужные отрывки в тексте, читать в лицах выразительно, рассуждать.
4. Анализ литературного произведения.
У. – Предлагаю вспомнить признаки народной волшебной сказки.
Д. – Чудеса, превращения, волшебные герои, волшебные помощники, волшебные предметы, волшебные слова, волшебный цвет, волшебное число.
У.- Каковы особенности её построения, композиции?
Д.- Зачин, запрет, нарушение запрета, выход героя из дома, испытания, помощь волшебных помощников, враги, троекратные повторы, победа над волшебным миром, поучительность, концовка.
У. – Прочитайте фразу, с которой начинается сказка. Подумайте и ответьте, изображается ли в ней действительное место действия?
Д. – Реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.
У. – Случайно ли автор именно так назвал девочек?
Д.- Нет, не случайно. Во – первых, чтобы показать своё отношение к ним, он использует уменьшительно – ласкательные формы слов ,что характерно для народных сказок; во – вторых, автор тем самым показывает характер девочек.
У. – Важно ли это для нас и помогает ли понять смысл сказки?
Д. – Важно, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру; их имена заставляют задуматься о том, почему именно так автор их назвал.
У. – Как вы думаете, почему в сказке В.Ф.Одоевского изображена не злая мачеха, а добрая, но строгая нянюшка Прасковья?
Д. – Одоевский родом из древнего княжеского рода, и его, как и многих других детей из богатых семей, воспитывала добрая нянюшка, как и А.С.Пушкина, и которая рассказывала маленькому мальчику чудесные русские сказки, которые он, став взрослым, записал.
У. – Перечитайте о том, как росли девочки (выборочное чтение).
У. – Повторите только те действия, которые приходилось выполнять Рукодельнице.
Д. – Вставала, одевалась, принималась, топила, месила, мела, кормила, ходила, примется вязать, шить, кроить, запоёт.
У. – А теперь скажите о Ленивице.
Д. – Лежала, потягивалась, переваливалась, скажет, заговорит, встанет, попрыгает, сядет, мух считает, плачет, жалуется.
У. – Какой приём использует автор, чтобы показать более убедительными образы девочек?
Д. – Автор использует противопоставление не только в именах, но и в действиях героинь, чтобы ярче показать их характеры.
У. – Что же происходит дальше с Рукодельницей?
Д. – Она оказывается в колодце, в волшебном мире, не по своей воле. Колодец – граница между реальным и волшебным миром.
У. – Какой приём для усиления впечатления применяет автор в небольшом отрывке, дважды используя словосочетание “бедная Рукодельница”?
Д. – Повтор. Автор жалеет девочку.
У. – Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?
Д.- Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира – нечет.
У. – Кого она должна встретить на своём пути?
Д. – Волшебного помощника.
У. – Перечитайте в лицах отрывок, в котором говориться об этом (выборочное чтение).
У.- Какие черты народной волшебной сказки вы заметили?
Д. – Волшебный цвет – золотой; волшебные предметы – пирожок, яблоко; волшебный помощник – Мороз Иванович; сказочное устойчивое выражение – наливное яблочко.
У. – Найдите в тексте описание домика Мороза Ивановича (выборочное чтение).
У. – Что вам напоминает этот домик?
Д. – Чертог, дворец Снежной Королевы из сказки Андерсена.
У. – Наверно, человек, живущий в нём, должен быть холодным и злым, так ли это? Подтвердите это или опровергните словами текста (выборочное чтение).
Д. – Нет, не так. Мороз Иванович не злой, он бережёт озимые от вымерзания; воду в колодце летом холодит; в окошки зимой стучит, чтобы люди не забывали о бедных и несчастных.
У. – Это Мороз Иванович сам о себе так говорит, а как к нему относится автор?
Д. – Называет его добрым, по имени-отчеству, укладывает не спать, а почивать.
У. – Сколько времени пробыла девочка у Мороза Ивановича?
Д. – Три дня, магическое число.
У. – Трудно ли ей приходилось, выполняя ту работу, которую давал Мороз Иванович? Докажите ваши утверждения чтением отрывков из текста (выборочное чтение, ответы детей).
У. – Чем Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? Найдите в тексте (выборочное чтение, ответы детей).
У. – Какую пословицу подтверждает данный отрывок?
Д. – По заслугам и честь.
У. – Девочка возвращается домой, и мы встречаемся с ещё одним персонажем сказки – Петухом. Как вы думаете, для чего автор вводит образ Петуха?
Д. – Для того, чтобы привлечь наше внимание к образу героини, используя при этом стихотворные строки.
У. – А теперь пришёл черёд Ленивицы – развитие другой сюжетной линии. Как она оказалась в колодце?
Д. – Сознательно.
У. – А как сама говорит об этом? (Выборочное чтение).
Д. – Пришла к тебе послужить да награду получить.
У. – Расскажите от имени Ленивицы о том, как она двигалась по сказочной дороге, стараясь при этом передать отношение автора к ней (пересказ прочитанного).
У. – Угадывается ли её характер по интонации? Выдержала ли она испытание работой? Найди отрывки, в которых говорится об этом (выборочное чтение).
Д. – Не выдержала.
У. – Заслуживает ли такая работа награды?
Д. – Нет.
У. – А что она требует за свою работу? (Зачитать)
У. - Какие качества её характера проявились при этом?
Д. – Бессовестная, бесцеремонная.
У. – Как реагирует на это Мороз Иванович? В его словах есть предложение, в котором заключается мудрая мысль. Найдите и прочитайте его ещё раз.
Д. – Какова твоя работа, такова тебе и награда.
У. – Какую близкую по значению пословицу вы знаете?
Д. – Что посеешь, то и пожнёшь.
У. – Что же произошло с её подарками?
Д. – Они растаяли.
У. – А теперь прочитайте эпиграф (в начале главы), вот это и есть главная мысль произведения, его идея.
У. – Скажите, а возможно ли в народной волшебной сказке такое яркое описание характеров персонажей, участие автора в их судьбе.
Д. – Нет, в этом – то и заключается особенность авторской сказки.
5. Подведение итогов.
У. – Работая над содержанием сказки, мы повторили понятия: сюжет, герои, авторское отношение. Какие чувства вы испытывали при чтении этой сказки? Какой отрывок вам больше всего понравился, и который бы вы с удовольствием перечитали ещё раз?
У. – Кто научился находить черты народной волшебной сказки в авторской?
У. – Было бы неправильно, если бы мы забыли о том, что каждый год, в каждый дом приходит сказка в образе Деда Мороза, которого мы все очень любим и ждём. Живёт он в Великом Устюге, а почта его находится в Архангельске. Скоро вы снова напишите ему письма и очень-очень будете ждать подарки.