Урок литературного чтения (2-й класс, система Л.В. Занкова). Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович" и черты народной сказки в ней

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: освоить нравственный смысл сказки; найти сходства и отличия в народной и авторской сказках.

Задачи:

  • отметить сходство сюжетов авторской сказки и народной;
  • подумать, какой текст появился раньше;
  • выявить общее в сюжетах разных сказок: путешествие в волшебный мир, выполнение трудных заданий, возвращение;
  • найти черты авторства в сказке “Мороз Иванович”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

У.- Сегодня мы вновь отправляемся в чудесный мир волшебной сказки, но сначала ответьте на вопрос:

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Д.- Познакомились с содержанием сказки В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович”.

У.- Сейчас проверим, насколько нам удалось вникнуть в содержание этого произведения. Предлагаю поработать у доски двум ученикам, а остальные будут отвечать на вопросы коллективно.

Индивидуальное задание №1. Представлены иллюстрации с разными сказками: о животных, бытовые, волшебные. Необходимо распределить их в 3 группы и объяснить свой выбор. На ленте времени найти даты жизни В.Ф.Одоевского.

Индивидуальное задание №2. Подобрать синонимы к предложенным словам с целью их дальнейшего использования (при необходимости используется словарь Ожегова):

 

синоним

горемычная несчастная
рукодельная умеющая заниматься ручным трудом
окостенели стали твёрдыми от холода
диковинка странная, удивительная вещь
студёная очень холодная
почивать спать (с оттенком почтительности)
дивовалась удивлялась
толковый знающий дело

Работа с классом

У. - Сюжеты каких сказок напомнила вам сказка “Мороз Иванович”?

Д. – Русскую народную сказку “Морозко”, “Госпожа Метелица”, “Бабушка Вьюга”- сказки братьев Гримм.

У.- Это “бродячие сюжеты”, у одной сказки могут быть разные авторы и разные переводы “Бабушка Вьюга” - перевод Б.Заходера, а “Госпожа Метелица” - перевод А. Введенского под редакцией С.Я.Маршака.

- Чем они похожи?

Д. – В каждой из них бедная работящая девочка, чаще всего сирота, не по своей воле оказывается в волшебном мира и побеждает его.

У. – Чем эти сказки отличаются?

Д.- У них разные зачины и концовки.

У.- Чем же заканчиваются все сказки?

Д. – Во всех сказках добро побеждает зло.

У. – Какая сказка более древняя? Почему?

Д. – “Морозко”, в ней есть следы обряда – инициации.

У. – Сохраняется ли обрядовость в авторской сказке “Мороз Иванович”?

Д. – Да, девочка попадает в волшебный мир и выходит оттуда живой и невредимой.

Проверка и оценивание индивидуальной работы.

У. – А по какому признаку можно распределить предложенные сказки на две группы?

Д. – Народные и авторские.

У. – Чем авторская сказка отличается от народной?

Д. – Авторская сказка более эмоциональная, позволяет что – то узнать и о самом авторе.

3. Постановка цели, учебной задачи.

У. – А теперь обратимся к содержанию сказки В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович”. Наша задача – найти черты народной волшебной сказки в авторской. А как мы это будем делать?

Д. – Будем отвечать на вопросы, находить нужные отрывки в тексте, читать в лицах выразительно, рассуждать.

4. Анализ литературного произведения.

У. – Предлагаю вспомнить признаки народной волшебной сказки.

Д. – Чудеса, превращения, волшебные герои, волшебные помощники, волшебные предметы, волшебные слова, волшебный цвет, волшебное число.

У.- Каковы особенности её построения, композиции?

Д.- Зачин, запрет, нарушение запрета, выход героя из дома, испытания, помощь волшебных помощников, враги, троекратные повторы, победа над волшебным миром, поучительность, концовка.

У. – Прочитайте фразу, с которой начинается сказка. Подумайте и ответьте, изображается ли в ней действительное место действия?

Д. – Реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.

У. – Случайно ли автор именно так назвал девочек?

Д.- Нет, не случайно. Во – первых, чтобы показать своё отношение к ним, он использует уменьшительно – ласкательные формы слов ,что характерно для народных сказок; во – вторых, автор тем самым показывает характер девочек.

У. – Важно ли это для нас и помогает ли понять смысл сказки?

Д. – Важно, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру; их имена заставляют задуматься о том, почему именно так автор их назвал.

У. – Как вы думаете, почему в сказке В.Ф.Одоевского изображена не злая мачеха, а добрая, но строгая нянюшка Прасковья?

Д. – Одоевский родом из древнего княжеского рода, и его, как и многих других детей из богатых семей, воспитывала добрая нянюшка, как и А.С.Пушкина, и которая рассказывала маленькому мальчику чудесные русские сказки, которые он, став взрослым, записал.

У. – Перечитайте о том, как росли девочки (выборочное чтение).

У. – Повторите только те действия, которые приходилось выполнять Рукодельнице.

Д. – Вставала, одевалась, принималась, топила, месила, мела, кормила, ходила, примется вязать, шить, кроить, запоёт.

У. – А теперь скажите о Ленивице.

Д. – Лежала, потягивалась, переваливалась, скажет, заговорит, встанет, попрыгает, сядет, мух считает, плачет, жалуется.

У. – Какой приём использует автор, чтобы показать более убедительными образы девочек?

Д. – Автор использует противопоставление не только в именах, но и в действиях героинь, чтобы ярче показать их характеры.

У. – Что же происходит дальше с Рукодельницей?

Д. – Она оказывается в колодце, в волшебном мире, не по своей воле. Колодец – граница между реальным и волшебным миром.

У. – Какой приём для усиления впечатления применяет автор в небольшом отрывке, дважды используя словосочетание “бедная Рукодельница”?

Д. – Повтор. Автор жалеет девочку.

У. – Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?

Д.- Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира – нечет.

У. – Кого она должна встретить на своём пути?

Д. – Волшебного помощника.

У. – Перечитайте в лицах отрывок, в котором говориться об этом (выборочное чтение).

У.- Какие черты народной волшебной сказки вы заметили?

Д. – Волшебный цвет – золотой; волшебные предметы – пирожок, яблоко; волшебный помощник – Мороз Иванович; сказочное устойчивое выражение – наливное яблочко.

У. – Найдите в тексте описание домика Мороза Ивановича (выборочное чтение).

У. – Что вам напоминает этот домик?

Д. – Чертог, дворец Снежной Королевы из сказки Андерсена.

У. – Наверно, человек, живущий в нём, должен быть холодным и злым, так ли это? Подтвердите это или опровергните словами текста (выборочное чтение).

Д. – Нет, не так. Мороз Иванович не злой, он бережёт озимые от вымерзания; воду в колодце летом холодит; в окошки зимой стучит, чтобы люди не забывали о бедных и несчастных.

У. – Это Мороз Иванович сам о себе так говорит, а как к нему относится автор?

Д. – Называет его добрым, по имени-отчеству, укладывает не спать, а почивать.

У. – Сколько времени пробыла девочка у Мороза Ивановича?

Д. – Три дня, магическое число.

У. – Трудно ли ей приходилось, выполняя ту работу, которую давал Мороз Иванович? Докажите ваши утверждения чтением отрывков из текста (выборочное чтение, ответы детей).

У. – Чем Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? Найдите в тексте (выборочное чтение, ответы детей).

У. – Какую пословицу подтверждает данный отрывок?

Д. – По заслугам и честь.

У. – Девочка возвращается домой, и мы встречаемся с ещё одним персонажем сказки – Петухом. Как вы думаете, для чего автор вводит образ Петуха?

Д. – Для того, чтобы привлечь наше внимание к образу героини, используя при этом стихотворные строки.

У. – А теперь пришёл черёд Ленивицы – развитие другой сюжетной линии. Как она оказалась в колодце?

Д. – Сознательно.

У. – А как сама говорит об этом? (Выборочное чтение).

Д. – Пришла к тебе послужить да награду получить.

У. – Расскажите от имени Ленивицы о том, как она двигалась по сказочной дороге, стараясь при этом передать отношение автора к ней (пересказ прочитанного).

У. – Угадывается ли её характер по интонации? Выдержала ли она испытание работой? Найди отрывки, в которых говорится об этом (выборочное чтение).

Д. – Не выдержала.

У. – Заслуживает ли такая работа награды?

Д. – Нет.

У. – А что она требует за свою работу? (Зачитать)

У. - Какие качества её характера проявились при этом?

Д. – Бессовестная, бесцеремонная.

У. – Как реагирует на это Мороз Иванович? В его словах есть предложение, в котором заключается мудрая мысль. Найдите и прочитайте его ещё раз.

Д. – Какова твоя работа, такова тебе и награда.

У. – Какую близкую по значению пословицу вы знаете?

Д. – Что посеешь, то и пожнёшь.

У. – Что же произошло с её подарками?

Д. – Они растаяли.

У. – А теперь прочитайте эпиграф (в начале главы), вот это и есть главная мысль произведения, его идея.

У. – Скажите, а возможно ли в народной волшебной сказке такое яркое описание характеров персонажей, участие автора в их судьбе.

Д. – Нет, в этом – то и заключается особенность авторской сказки.

5. Подведение итогов.

У. – Работая над содержанием сказки, мы повторили понятия: сюжет, герои, авторское отношение. Какие чувства вы испытывали при чтении этой сказки? Какой отрывок вам больше всего понравился, и который бы вы с удовольствием перечитали ещё раз?

У. – Кто научился находить черты народной волшебной сказки в авторской?

У. – Было бы неправильно, если бы мы забыли о том, что каждый год, в каждый дом приходит сказка в образе Деда Мороза, которого мы все очень любим и ждём. Живёт он в Великом Устюге, а почта его находится в Архангельске. Скоро вы снова напишите ему письма и очень-очень будете ждать подарки.