Классный час в 4-м классе "Лесные пожары"

Разделы: Внеклассная работа


Цели классного часа:

  • Дать детям представление о роли леса в жизни человека.
  • Объяснить причины и последствия лесных пожаров.
  • Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара, научить учащихся правильным действиям при возникновении лесного пожара.
  • Развивать память, сообразительность, находчивость.

Оборудование:

  • Запись песни "ЛЕСНОЙ МАРШ " Слова П. Синявского Музыка Ю. Чичкова
  • Слайды (о лесных пожарах, меры борьбы)
  • А.В. Гостюшин "Основы безопасности жизнедеятельности 1 -4” А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова учебник “Мир вокруг нас” 4 класс”

Ход урока

У. Ребята, отгадав загадки, вы узнаете тему нашего классного часа.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)

У - Кто из вас бывал в лесу?

- Чем вам нравится лес?

- Что дает лес человеку? (ответы детей)

У - Послушайте запись песни "ЛЕСНОЙ МАРШ "

Слова П. Синявского Музыка Ю. Чичкова

У. - Почему начали разговор с этой песни? (Лес дарит чудеса, надо беречь лес...и т.д.) Но не всегда люди бережно относятся к лесу. У леса есть страшный враг. Разгадав загадку, вы узнаете о нём:

Много красных языков
Лижут крыши у домов.
Надо их остановить
И водицею полить
А иначе быть беде –
Языки будут везде.
По деревьям, по кустам.
Всё съедят и тут и там. (Пожар)
О. В. Юдина

У. - Верно.

Весна, много сухой травы и листвы. И как часто то тут, то там виден дымок, огонь - это взрослые и дети жгут прошлогоднюю траву, листву. А это очень опасно.

- К чему могут привести такие действия людей?

У. - Тема нашего классного часа: “Лесные пожары”. (слайды)

По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орёл и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающие от пожара лесные массивы требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природное среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки леса.

"Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Часто случайная молния поджигает лес. Но чаще всего это делает человек." (А.В. Гостюшин "Основы безопасности жизнежеятельности 1-4 )

Д.- Заранее подготовленные ученики пересказывают рассказ "Берегите лес от пожара" (по И. Балбышеву)

1 уч. "Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается! Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы…”.

2 уч. "Долгие годы растёт на пожарищах новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно, не полностью. искры от непогашенных костров, раздуваемые ветром, разносятся на большие расстояния. и вызывают новые пожары.

Иногда пожары возникают от ударов молнии, но чаще пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнём"

У. - Какие причины лесного пожара вы можете назвать кроме молнии? (примерные ответы детей:

  • горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;
  • зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;
  • охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
  • брошенная горящая спичка;
  • непогашенный окурок;
  • брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;
  • заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
  • использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;
  • курение или пользование открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим;
  • непотушенный костёр;
  • разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
  • оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.)

А кто-нибудь знает, как называется наука о лесных пожарах?

Называется наука о лесных пожарах – ЛЕСНАЯ ПИРОЛОГИЯ

У. – “Среди пожаров прошлых лет можно назвать стихийное бедствие 1972г. Лесные и торфяные пожары о за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650.000 га леса, 4900 штабелей торфа.

А когда горит торфяник – это явление очень страшное и очень опасное. Едкий дым врезается в глаза, очень трудно дышать. Уходить из зоны бедствия нужно по направлению ветра, чтобы дым и огонь оставались позади вас. Горячая земля под ногами означает только одно: вы в большой опасности. Во время горения торфа, огонь часто уходит под землю, где выжигает целые участки, образуя пустоты. Провалиться в такое пекло проще простого, последствия обычно плачевные. Двигаясь в таких условиях, прощупывайте перед собой дорогу длинным шестом. Это будет выглядеть почти так же, как при перемещении по болоту.”1

“В 1989 г практически выгорели леса Сахалина. Масштабы потерь леса на острове официально были признаны экологической катастрофой. Крупные пожары в Бурятии, на Алтае.”2

У. - Посмотрите на КАРТУ РОССИИ (Физическая) (показываю объекты, о которых будет идти речь).

“При лесных пожарах гибнут не только растения и животные, но и люди.

01.09.2002года в деревне Ширяево Шатурского района Московской области при пожаре из-за сильного ветра огонь с горящей травы перекинулся на жилищные строения. Сгорело 12 домов.”3

“Лесные пожары”(слайды продолжение).

Слайды.

Подготовленные ученики читают стихи: Вадим Шефнер “Лесной пожар”

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника - и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,-
Но как он искупил свою вину!.....

Приложение 1

У. - А теперь выясним, какие бывают пожары. (Продолжение работы по карте). В России наибольшее распространение пожары получили в Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, Республиках Саха, Хакассия, Тыва.

Районы, в которых свирепствуют лесные пожары обычно объявляют зоной бедствия. (Работа по таблицам с рассказом учителя.

(Приложение 2 - Краткая характеристика зон пожара, видов пожара, скорости распространения пожаров).

“Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в лесу: гибнет молодая поросль, выгорают семена трав, корни многолетних растений.

Для уменьшения риска возникновения пожаров огромное значение имеет соблюдение установочных правил пожарной безопасности. Запрещается бросать в лесу горящие спички, окурки. Если вы решили разжечь костер, то надо знать, как правильно это сделать.”4 Вспомните, с какими правилами разведения костра мы говорили на уроках “Окружающего мира”? (учебник А.А. Плешакова Е.А. Крючковой “Мир вокруг нас” 4 класс)

Правила вывожу на монитор. А у вас на партах есть еще правила, сравните и скажите, какие новые правила вы узнали?

  • Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
  • Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
  • Нельзя разводить костер под деревьями.
  • Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
  • Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме.
  • Нельзя разводить костер зажигалкой.
  • Обязательно наблюдайте за горящим костром.
  • Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать землей.

У. – А теперь давайте представим ситуацию:

Находясь в лесу, вы почувствовали запах дыма.. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?

Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам нужно развести костёр. Как вы это будете делать?

При получении ожогов при пожаре необходимо оказать пострадавшему первую помощь. Как вы это будете делать? (ответы детей)

Итак, что же делать, если вы попали в пожара? (рассказывают заранее подготовленные ученики)

1. “Если пожар только – только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землёй (СЛАЙД). Сообщите об этом в лесничество или ближайший населенный пункт.

2. Если пожар сильный, ваша задача как можно быстрее покинуть это опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнём. От низового пожара челвек может быстро уйти. Нужно идти навстречу ветру по просекам , дорогам, полянам, берегам рек.

3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой - полотенцем, подолом рубашки. Убегать, задерживая дыхание, чтобы не обжечь лёгкие.

4. Относительно безопасным местом является вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.5

А теперь давайте посмотрим слайды и выясним кто и как спасает лес от пожара.

“В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.

Небольшой пожар можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары, как бы сметая горящие материалы.

Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня капают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сбив пламя, остановив пожар на его кромку опять бросают грунт сплошной полосой. Сильные пожары тушат с использованием специальной техники – машин и авиации. Детей к тушения пожара не допускают!”6

(тест у каждого на парте). Проверка фронтально

ТЕСТ 6

1. Как называется наука о лесных пожарах?

а) экология; б) пирология; в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, травы, кусты?

а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев?

а) при низовом; б) при верховом; в) при подземном.

4. Где нельзя разводить костер?

а) на старом кострище; б) в вырытой яме в) под деревьями.

5. Как тушат только что начавшийся пожар?

а) сбивая пламя веником из зеленых веток; б) накрывая пламя собственной одеждой; в) задувая пламя

ОТВЕТЫ: 1- б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – а.

У. - 28 марта 2010 года в Москве стартует Противопожарная Кампания. Ключевым событием кампании станет Противопожарная экспедиция, участники которой отправятся на автомобилях по маршруту Астрахань - Москва - С-Петербург, стараясь в пути охранять особо ценные природные территории от пожаров, вести разъяснительные мероприятия и тренинги для детей и взрослых. (http://forestfire.ru/)

Цели экспедиции - привлечь внимание общества и власти к проблеме пожаров на природных территориях и начать массовую агитацию против опасной традиции выжигания сухой растительности.

Зачем?

Пожары на природных территориях – настоящее бедствие для многих регионов нашей страны. Именно поджоги сухой травы и стерни становятся причиной подавляющего большинства весенних лесных пожаров, возгораний торфа, именно они в наибольшей степени угрожают защитным лесополосам и молодым лесам в малолесных районах.

А вот теперь вас ждет кроссворд 7:

По горизонтали:

2. Наука о лесных пожарах.

3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.

4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза

По вертикали:

1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.

2. Стихийное распространение огня, вышедшее из под контроля человека

5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.

Основную роль в предотвращении лесных и торфяных пожаров играет разъяснительная работа, воспитание у людей бережного отношения к природе. А при особой пожарной обстановке – полного запрета на посещение лесных угодий.

С наступлением в лесу пожароопасного сезона население предупреждается об этом с помощью газет. Радио, телевидения, а также плакатов, вывешенных в людных местах (слайды).

Я предлагаю вам подумать и нарисовать дома свой плакат, призыв – который можно было бы разместить при входе в лес, у тропинок, местах отдыха в лесу. Рисунок N.

Итог. Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия. Нужна помощь всего населения. И наш классный час хочется закончит словами песни, с которой мы начали разговор на нашем классном часе: “Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники.”

Берегите лес! Это наше с вами богатство!

  • А.В. Гостюшин "Основы безопасности жизнедеятельности 1 -4”
  • А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова учебник “Мир вокруг нас” 4 класс”
  • 1-7 Н.В. Тихомирова “Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим нас миром” (лекции 5-8)