Цель: Содействовать лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.
Задачи: 1.Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2.Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
Методы: 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
1. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Я работаю по программе «Школа 2100», « Школа 2000» с 2003года. Это программа направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
1.Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов. [1]
2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов. (приложение 1)
3. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, уменийдоказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются , если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс.
Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
4. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлова, «Математика до школы» - библиотека программы «Детство». [5], [6]
5.Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)[1]
6.Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание. [4]
7. Есть игра «Грамматическая арифметика».[3] Я ее использую в
обучении грамоте. Пример: Найдите слово в слове «3 - 1=?»
Мел Лес Дом
Слово состоит из трех букв, если одну букву убрать получится другое слово
(ел, ел, до)
« 4 - 1 = ? »
Беда Лужи Коса
(еда) (ужи) (оса)
« 6 – 2 = ? »
Радуга Фасоль Машина
(дуга) (соль) (шина)
8. Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей
логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать
очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.
Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки удачно сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение. В старшей и подготовительной группе я веду кружок по шашкам «Волшебная доска» (приложение 2). Проводим мини - турниры между детьми. Для пропаганды игры среди родителей в конце апреля впервые провела семейный турнир, посвященный 65–летию Великой Победы. В команде участвовали родитель с ребенком. На турнир пришли 6 команд. Открыла турнир Шахматная королева, в роли которой была воспитатель Акыева Елена Николаевна. Арбитрами пригласила школьников - выпускников детского сада, которые играют в шашки еще с детского сада, имеют достижения в шашечных турнирах уже в школе. Судьями были представители гимназии: ученик 11 класса Унаров Тускул и Волкова Наталья Васильевна, они объяснили командам правила шашечного турнира. Дети играли с детьми, родитель с родителем. Во время турнира участники волновались, переживали друг за друга; дети за своих родителей, родители за детей. В ходе шашечных баталий команда семьи Заровняевых заняла первое место. На второе место вышла команда семьи Обутовых, третье место досталось семье Кычкиных. В личном первенстве между детьми 1-2-3 места поделили Заровняев Егор, Кычкин Рома, Варламов Родион. Хочу выразить благодарность родителям, которые поддержали идею соревнований и активно приняли участие в турнире. Это Мусиенко Алла Владимировна, Ильинова Оксана Юрьевна, Варламова Лена Афанасьевна, Кычкин Иван Алексеевич, Обутов Евгений Алексеевич и Заровняев Василий Александрович (приложение 3). Эти родители, конечно, раньше сами увлекались шашками, но в силу своей занятости со временем перестали играть. Но, наши дети, которые стали учиться, в детском саду играть в шашки напомнили им о былых увлечениях. Вот что написали родители об увлечении своих детей (приложение 4).
Надеюсь, что родители вместе с детьми пронесут эту привязанность и интерес к игре через всю дальнейшую жизнь. Ведь игра в шашки дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Эта увлекательная игра - средство воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Можно выбрать эту игру как домашний досуг или как хобби для всей семьи. Во-первых, это несложная игра. Во-вторых, финансово не обременяет семью. В-третьих, польза для всех домочадцев. В-четвёртых, эта игра интересна всем.
В детском саду дети начинают учиться играть в шашки и продолжают в школе. Прослеживаю результаты игры в шашки: кто начинал играть в детском саду, они участвуют в школьных соревнованиях, олимпиадах по шашкам и имеют
неплохой результат. Так Унаров Саша, Нагула Сергей были лидерами по шашкам в детском саду и в школе. Сейчас Афанасьев Айаал, Павлюк Владик, Варламова Марианна, Цветков Максим и в школе показывают неплохие результаты по шашкам. Значит, интерес к игре был заложен уже в детском саду. Сейчас успешно играют в шашки Заровняев Егор, Варламов Родион, Ильинов Гена, Кычкин Рома. После выпуска детей из детского сада я продолжаю отслеживать результаты их деятельности и в школе.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Динамика достижений воспитанников.
Год | Мероприятия | Результат |
2005 | Улусная мета-олимпиада среди дошкольников | 1, 2 место |
2008 | Улусная мета - олимпиада среди детей подготовительных к школе групп |
1, 2, 3 место |
2010 | Семейный турнир по шашкам в детском саду – Заровняев Егор, Варламов Родион, Кычкин Рома | 1-2-3 место |
Поселковый турнир по шашкам среди детей дошкольного возраста и учащихся 1 класса | 1 место | |
Шашечный турнир в Сангарской гимназии. Команда подготовительной группы среди учащихся 1-2 классов. Заровняев Егор – финал, среди детей дошкольного возраста и учащихся 1-2 классов Ильинов Гена – финал, среди детей дошкольного возраста и учащихся 1-2 классов. |
2 место
3 место 6 место |
Диаграмма – мониторинг успешности детей в группе МДОУ №2 Детский сад «Светлячок».
Качество обучения детей по развитию речи: 2006-2007 год – 61%; 2007-2008 год – 60%; 2008-2009 год – 64%; 2009-2010 год – 75%.
Качество обучения детей по математике: 2006-2007 год – 70,6%; 2007-2008 год – 73%; 2008-2009 год – 74%; 2009-2010 – 94%.
Психологическая готовность к школе:
2008 год-25 детей, 82%; 2010 год-16 детей,86%.
Уровень успеваемости выпускников в школе:
Успеваемость составляет 100%. Качество обучения: 2007 год, 6 детей - 66%; 2008 год, 8 детей - 60%; 2009 год 25 детей - 100% (первый класс).
Список используемой литературы:
1.З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
2. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
3. В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
4. О.Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.
6. Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.