Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
- Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;
- Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.
Ход занятия
Слайд 1 Заставка «3 коня»
Ребята, мы начинаем наш классный час. Внимание на экран!
Слайд 2 Отрывок из мультфильма «Гора Самоцветов»
– Ребята, сейчас мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма. Что вы узнали? (Ответы учащихся)
Слайд 3 (При нажатии мышкой (появляется ладошка) на определённое место территории
России, появляются слова Россия, Москва, Флаг, Гимн, Герб, Президент)
Нажимаем на верхний левый угол – появляется слово Россия. Нажимаем на верхний правый угол – появляется слово Москва. Нажимаем на нижний левый угол – появляется слово Герб. Нажимаем на нижний правый угол – появляется слово Флаг. Нажимаем на середину слайда – появляется слово Президент. Нажимаем внизу в середине – появляется слово Гимн.
– Ребята, о чём мы с вами поговорим в первую очередь? (О России)
– Что такое Россия? (Ответы учащихся)
- А вот как на этот вопрос ответил мальчик 3 класса.
Нажимаем на слово Россия
Слайд 4 и 5 (Учитель читает текст)
Россия
- это 1/9 площади всей суши
- это самая большая страна в мире
- это более 100 наций и народностей
- это страна, победившая во 2-ой мировой войне
- это ракеты, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи»
- это самые большие запасы газа и нефти в мире
- это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
- это Пушкин и Толстой
- это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское кружево и Городецкая роспись
- это русский балет и фигурное катание
- это самовары и русская печка
- это русские матрешки,
- балалайки и гармошки, частушки и «Калинка-малинка»
- это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната
- это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники
- это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал
- Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
- Россия – моя Родина, я горжусь ею!
Слайд 6 Родина
- Что такое Родина? (Ответы учащихся)
- Посмотрите какие определения слова Родина, я нашла в словарях.
- У Михаила Матусовского есть хорошие слова:
С чего начинается Родина?
- На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека.
Слайд 7 Клип к песне «С чего начинается Родина?»
(После окончания клипа нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3
- Мы поговорили с вами о России, о Родине, а о чём будем говорить дальше? (О Москве)
(Дети объясняют свой выбор)
Нажимаем на слово Москва
Слайд 8
- Москва – столица России.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя.
(О Москве нам расскажут сегодня на экскурсии)
Физминутка Выполняется под музыку «Москва майская» в исполнении Софии Ротару
- Давайте немного отдохнём.
- (После окончания песни нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3
- Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. У каждого государства есть правительство и глава государства, в том числе и у России.
- Кто является главой нашего государства? (Президент)
Нажимаем на слово Президент.
Слайд 9
- Глава Российского государства – президент Дмитрий Анатольевич Медведев.
Слайд 10 Инаугурация президента – принесение присяги
- Штандарт Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
- На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.
- Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
- После принесения присяги Президентом России штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле.
- Знак Президента России состоит из знака и цепи знака. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны, покрытый рубиновой эмалью.
- На лицевой стороне креста в центре – накладное изображение Государственного герба России.
- На оборотной стороне креста посередине - круглый медальон, по окружности которого - девиз: «Польза, честь и слава».
- Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба России, 8 - в виде круглых розеток с девизом: «Польза, честь и слава». На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента России и год его вступления в должность.
- После принесения присяги Президентом России знак Президента России хранится в резиденции Президента в Московском Кремле.
(Нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3
- Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.
- У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь.
- Каждый гражданин Страны должен знать ее государственные символы.
- Какие вы знаете символы нашей Родины!
- Это герб, флаг и гимн.
Нажимаем на слово Герб.
Слайд 11, 12, 13 Герб
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
- Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.
- Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
- Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба?
- Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
(Нажимаем на печать в нижнем правом углу и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3
- Второй наш символ – это флаг
- Что вы знаете о флаге? (Ответы учащихся)
Нажимаем на слово Флаг.
Слайд 14
(Текст для учителя, если дети не смогут рассказать о флаге)
- Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
- Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)
- Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
- Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
- Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
- Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.
- Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)
- Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
- В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. (По щелчку мыши появляются определения цвета на флаге)
- ГИМН - это торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.
- Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
- При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
- Гимн всегда поют и слушают стоя.
- Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.
- Музыку гимна написал Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.
- А сейчас мы встанем и исполним главную песню нашей Родины.
- Мы с вами поговорили обо всём, а теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали.
- О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)
- Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб страны.
- Из каких основных изображений состоит герб России?
- Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?
- Кто является автором слов и музыки гимна РФ?
- О чем говорится в гимне?
- А теперь возьмите лепесточки (у каждого на столе лежат лепесточки – белые, синие и красные). Наклейте лепесточек на поляну цветов.
Мы гордимся нашим флагом – ему уже более трехсот лет.
(Нажимаем на флаг и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3
– О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне)
Нажимаем на слово Гимн.
Слайд 15, 16, 17
– А вы знаете, что такое гимн?
ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» (слайд №17)
муз. А. Александрова слова С. Михалкова
(По окончании гимна нажимаем на верхний правый угол и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 18 Проверь себя
Итог:
Рефлексия