Современные тенденции школьного образования и гуманистический, личностно-ориентированный подходы требуют более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д.
Но, необходимо учитывать и особенности их восприятия окружающего мира. По типу восприятия психологи разделяют личности на аудиалов, визуалов и кинестетиков. [Ананьев 1992, Гвоздева 2000]
Набрав первый класс, я стараюсь как можно раньше провести диагностику и определить модальность каждого ученика. Это помогает построить учебный процесс так, чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным.
Изучая и анализируя литературу по данной проблеме, общаясь с коллегами, постоянно пополняю свою “Копилку методов и приёмов личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их доминирующего канала восприятия”.
Определить ведущую модальность можно
По наблюдениям:
- Визуалы – вспоминая, устремляют свой взгляд вверх. Это движение ярко выражено.
- Аудиалы – вспоминая, водят глазами от уха к уху.
- Кинестетики – смотрят прямо или куда-то вниз.
При записи домашнего задания
- Визуалы – послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.
- Аудиалы – переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику и уточнить, что задано.
- Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить прямо в учебнике.
Предикаты (предпочитаемые слова)
- Визуалы – ясный, цветной,грязный, блестящий, яркий, темно, светло, красиво.
- Аудиалы – звук, шум, крик, стук, слушать, кричать, громкий, тихий.
- Кинестетики – холод, жара, ласка, чувствовать, шершавый, пушисты
Многое даст наблюдение за поведением детей на
перемене.
Тест на определение ведущей системы восприятия мира
Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.
Плохая погода
- Завывание ветра, стук капель.(*)
- Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
- Тусклое небо, серые тучи.(+)
Мёд
- Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
- Золотистая прозрачная жидкость.(+)
- Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)
Море
- Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
- Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
- Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)
Яблоко
- Звонкий хруст укуса.(*)
- Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
- Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)
Снег
- Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
- Холодный, мягкий, пушистый.(-)
- Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)
Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.
Можно использовать тест для родителей “Методика определения основного канала восприятия” - из книги серии “Мир вашего ребенка” - “Психология детства – азбука для родителей” О.А.Кулягинова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия
- Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.
- Аудиалы – лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про себя. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.
- Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.
Знание таких особенностей учащихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета. Чтобы наладить эффективное взаимодействие, учителю необходимо учиться “присоединяться” поочередно к каждой группе учеников, т.е. один и тот же материал давать 3 раза, но на разных “сенсорных языках”. Учет сенсорных особенностей учеников позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность деятельности педагога.
Примеры методов и приёмов личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их доминирующего канала восприятия.”
- При изучении нового материала составляю опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. Схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в специальную тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
- Объясняя новый материал, стараюсь говорить выразительно, важные моменты выделяю интонацией. Прошу повторить детей. Это важно для аудиалов. Прочитаем это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
- Советую родителям детей-кинестетиков испробовать такую методику при изучении правил или стихов: проговаривать текст и одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать. Или выполнять упражнение “Лежачяя восьмёрка”
- При работе с орфограммами подчёркиваем их ручкой зелёного цвета.
- Ежедневно провожу “Минутку орфографического проговаривания”. Читаем слова так, как они пишутся.
- Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому я регулярно провожу физкультминутки.
- Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.
Список используемой литературы
- Акимова Г. Е. "Как помочь своему ребенку", Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
- О.А.Кулягинова “Психология детства – азбука для родителей”. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- М. Гриндер. “ Исправление школьного конвейера”.