Программное содержание:
- побуждать детей рассказывать, разыгрывать, придумывать сюжет.
- расширять представления детей о родном крае;
- обучать детей диалогической форме речи, развивать творческие способности, упражнять в передаче образа героя;
- развивать связную речь, работать над ее выразительностью;
- активизировать словарь детей: делимся знаниями, храбростью, сердечной теплотой, добротой…
Методические приемы: диалог, рассказывание, пантомима, имитация, музыка, танец…
Предварительная работа:
- рассматривание картины “ Библиотекарь” из серии картин “Кем быть?”.
- открытие “Книжной мастерской” по ремонту книг.
- выставка рисунков по мотивам произведений.
- изготовление карманчиков в книгах и формуляров.
- игры-занятия в СамИздате “Лучик” (аппликация, лепка, конструирование по сказкам, по придуманным сюжетам).
- экскурсия в библиотеку с последующей беседой.
- экскурсии по улицам города и в музей города.
- туристические походы.
Дидактические задачи:
- помочь сформировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, предшествующее изображению на наборном полотне, используя прием – съемные модели окружающего мира;
- формировать способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях - это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Игровые правила
Создать условия, чтобы ребенок смог:
- рассмотреть съемные модели наборного полотна;
- перечислить то, что изображено (помочь, если возникают трудности)
- описать предмет, явление, то, что заинтересовало, используя как можно больше слов, синонимов, антонимов…
- рассказать об увиденном;
- придумать рассказ от имени съемной модели (ее происшествии, путешествии, случае).
Творческое задание:
1. В каких только образах не представало в сказках Добро?!
Дорога, которая на своем пути не смогла пройти по чужим судьбам.
Дорога о себе не заботилась и стала кривой…
Автомобиль: “Дорога, почему ты не идешь прямо?”
Дорога: “Не могу…! Слушай мою историю (рассказ по мере выставления моделей – “героев”)”.
Какую бы дорогу выбрал ты? Прямую – шоссе или кривую… Почему?
2. Составить рассказ по прочитанным произведениям о природе (зима – лето), о животных (заяц – белочка) – съемные модели. Игровые диалоги между героями (съемными моделями).
3. Придумываем истории и сказки о нашем крае… (например, “О нашем городе”, “Хибинская сказка”, “Сказки северного сияния”.)
Сочинения детей:
Хибинская сказка
“ Где-то на севере Европы есть таинственная Лапландия – страна холода и мрака. Люди ходят там в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют, по желанию, даже летом, вызвать снежную бурю. Бывает небо там загорается, и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня. Любят они свой край самой преданной любовью. И сказки сказывают самые необыкновенные.
Это случилось в давние времена. В бедной семье было много детей. Отец со старшим сыном охотой промышлял, мать рукодельничала и рыбу ловила с младшими детьми. А средний думал-думал, как помочь семье и придумал:
- Пойду-ка я счастье искать.
Идёт Стрелок-Смельчак день другой; встречает зайца, волка, медведя. И никто счастье не встречал. Прилег отдохнуть на берегу озера Имандра и снится ему сон: пробегает мимо Олень, а из-под копыт выбивает чудо-камешки и малиновые, и зелёные, и голубые. На солнышке камешки блестят разными огоньками. Пока спал Смельчак, Олень целую гору чудо-камня набил и ушёл в тундру. Проснулся Смельчак-Стрелок и видит, кругом него видимо невидимо разными цветами сияет чудо-камень. Так вот оно счастье где живёт!!! В горах Хибинских!!!
Привёл Смельчак-Стрелок в те края всю свою семью и друзей, и соседей и стали они строить новый город, да камень тот добывать. А он не простой, хлебный. Вот так Стрелок-Смельчак!” (Коллективно)
Из книги “Сказки северного сияния”:
Лебедь
Давным-давно у реки Туломы жил саам один в своей старой веже. Как-то раз он пошел на охоту и видит на скале у берега сидит огромный лебедь. Высоко и гордо держит свою голову, крылья всю сопку укрыли, такие большие.
Охотник хотел выстрелить. А она говорит человеческим голосом: “Не стреляй, я тебе пригожусь”. Саам не выстрелил и пошел дальше.
На пути видит, сидит лягушка, он ее пропустил, а перед ним сад вырос…
Идет-идет на дороге камень-валун огромный. Решил убрать, да сил не хватило убрать. Он прокричал: “Помогите!”. Видит, лебедь вдали появилась. Камень сам “ушел” с дороги. Вернулся с охоты саам пустой. Вот и чудо! Не вожа – дворец и встречает та же лебедь. От удивления закрыл глаза ладонями, а открыл на крыльце девушка – краса, длинная коса встречает его.
Стали жить-поживать, да добра наживать. (Юля К.)
Музыка северного сияния
Мы слышали, как звенит и поет северное сияние. Среди бархата северного неба возникает это чудо, переливается всеми цветами радуги и звенит разноцветными и серебряными колокольчиками.
Как волшебная добрая сказка возникает оно среди полярной ночи. Хрустальный звук его песни очищает пространство, уносит тоску и страх, - несет людям красоту и радость. (Марина Ч.)
Из сборника стихов “Люблю я Апатиты – город детства моего”:
Город Апатиты – город Заполярный
Город Апатиты – как же ты хорош
Летом и зимою, осенью – весною
Я люблю тебя, город мой родной! (Саша К.)
***
Город Апатиты – это много-много улиц, много светофоров.
Улица Нечаева – улица одна
Названа в честь уважаемого врача хирургии,
Где работает мама моя.
Улица Нечаева – улица моя.
Город Апатиты – С днем рождения тебя! (Карина А. и мама)
***
Здравствуй, город мой любимый,
Я приехал с мамой к вам.
Этот город, он чудесный,
Он красивый, он прелестный.
Был без имени когда-то,
Просто “Новый город” был.
А теперь Вы посмотрите
Это город Апатиты.
Рядом горы стали в ряд,
Прямо богатыри стоят.
Дева здесь живет одна,
Ночь полярная она,
Как распустит, длинны косы,
Все померкнет – света нет.
Но, расчешет их игриво,
И смотрите что за диво.
Снег взметнется до небес
Серебром, осыпав всех.
И вокруг все засверкает,
Закружится, заиграет.
Свет в окошечке блеснет,
Нас на улочку зовет.
С мамой выйдем мы гулять,
Будем весело шагать!
Светофоры нам мигают,
И шоферы пропускают.
В садик с мамой я иду,
Улыбаюсь я ему!
И улыбкою в ответ
Он приветствует нас всех!
На Хибины заснеженные
Тихо, тихо,
Полярная ночь опустилась.
Огни золотые повсюду зажглись
Будто хотят всем рассказать
Как горняки добывают
Камень – чудо – Апатит. (Никита П. и мама)
Играя, мы учимся творить, фантазировать, сочинять, придумывать, воспитывая интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и слышать, понимать художественный текст: что такое хорошо и что такое плохо и быть добрым, отзывчивым, трудолюбивым, образованным. Дети приобретают устойчивый интерес, навыки и умения для самостоятельной творческой деятельности.
Литература
- А.К. Бондаренко “Дидактические игры в детском саду”. М.:1985 г.
- А.М. Бородич “Методика развития речи детей”. М.:1981 г.
- В.В. Гербова “Приобщение детей к художественной литературе”. М.: 2005 г.
- О.В. Дыбина “Ребенок и окружающий мир”. М.: 2009 г.
- Л.П. Успенская “Учитесь правильно говорить”.М.:1992 г.