Тип урока: урок обобщения материала.
Вид урока: модульный с элементами игры.
Цели урока:
- знать классификацию неорганических веществ, определение оксидов, оснований, кислот, солей; состав и химические свойства данных классов неорганических соединений;
- уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетические ряды металлов и неметаллов, иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между их членами;
- развивать методические навыки (работа с учебником, таблицами, лабораторным оборудованием, схемами и т.д), умение сравнивать, обобщать и выделять главное;
- воспитывать объективную самооценку, организационные навыки и навыки самостоятельной работы.
Оснащение урока: учебник по химии 8 класс, периодическая таблица химических элементов, схемы, лабораторная посуда, химические реактивы, тесты, ноутбук, таблица растворимости, набор шаростержневых моделей, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
– Хочется начать урок с эпиграфа (эпиграф на экране):
В трудах не покладая рук
Все, что открыто, знаменито
С рожденья мира, изучи:
От будущих времен сокрытых
В прошедших днях лежат ключи.
(А.Марков «Михайло Ломоносов»)
На сегодняшнем уроке мы должны вспомнить все, что мы прошли в течение последних уроков и применить эти знания для выполнения упражнений, тестов, практической работы. Нам нужно очень много сделать и оценить свою работу в конце урока. Посмотрим на схему которая на экране:
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ СОЛИ
МеnОm Н(КО)n
Ме(ОН)n
Ме(КО)n
НЕМnОm
По схеме дать определение и привести примеры. Проводится фронтальный опрос.
3. Дидактические игры
– А сейчас немного поиграем. Порошу вас разделиться на две команды и выполнить задание «убери лишнее». Задание на экране:
1. НСl Na2SO4
H2SO4 HNO3
2. KCl BaSO4 H2SO3
CaCO3
3. SO3 Mn2O7
KClO3 N2O5
4. NaOH MgOHCl Al(OH)3 Cr(OH)2
Задание выполняется на время. Правильные ответы выводятся на проектор.
– Теперь индивидуальные задания «Найди соответствия» (учащиеся находят соответствие между кислотами и их солями с помощью стрелок). По окончанию выполнения задания производится самопроверка с помощью ответов на экране:
- СОЛЯНАЯ А.СУЛЬФАТЫ
- СЕРНАЯ Б.КАРБОНАТЫ
- УГОЛЬНАЯ В.ХЛОРИДЫ
- АЗОТНАЯ Г.СУЛЬФИДЫ
- СЕРОВОДОРОДНАЯ Д.НИТРАТЫ
Следующая игра – игра в «химический
конструктор». Перед учащимися набор моделей
атомов, из которых они должны составить
модель оксида, предложенного учителем .
Каждый учащийся получает персональную
карточку с формулой оксида.
4. Самостоятельная парная работа
Учащиеся выполняют тест, включающий теоретические вопросы. После выполнения теста учащиеся меняются вариантами и производят взаимопроверку.
1а | 1б |
1. Какие вещества называются оксидами? | 1. Какие вещества называются кислотами? |
2. Какие вещества называются основаниями? | 2. Какие вещества называются солями? |
3. Какие вещества называются индикаторами? | 3. Что называется реакцией нейтрализации? |
4. С веществами каких классов могут реагировать кислоты? |
4. С веществами каких классов соединений могут реагировать кислоты? |
5. Формула оксида, основания, соли
соответственно в группе веществ: 1) BaO, Fe(OH)2,
NaNO3 |
5. Формула кислоты, соли, основания
соответственно в группе веществ: 1) H3PO4,
HCl, NaOH |
6. С какими веществами будет реагировать
раствор гидроксида калия? MgO, CO2, KOH, SO2, HNO3, Mg |
6. С какими веществами будет реагировать
соляная кислота? CaO, CO2, Ba(OH)2, H2SO4, H2O, Cu(OH)2 |
5. Практическая работа
Учащиеся работают парами. При выполнении этого задания они используют как теоретический, так и практический запас знаний. Для каждой пары индивидуальное задание.
Пример:
Вариант 1
1. Распознать вещества: H2SO4, KOH, H2O |
2. Даны вещества: KOH, Na2SO4, H2SO4. Провести реакцию нейтрализации, пользуясь имеющимися реактивами |
Обработка результатов практической части
1. Реактивы | № 1 |
№ 2 |
№ 3 |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Вывод |
2. Реакция нейтрализации:
….+…. ______ …+…
(…) (…)
(…) (…)
В скобках указать к каким классам относятся вещества.
6. Рефлексия
В конце урока учащиеся оценивают свою работу с помощью теста, который проецирую на экране:
– Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в
ходе урока?
– Как конкретно вы оцениваете свою деятельность:
а) работал активно, много сделал;
б) обращался за помощью;
в) не все сделал, потому что…
– Что хотели бы изменить в своей деятельности на следующем уроке:
а) работать быстрее;
б) быть внимательнее;
в) решать более сложные задачи;
7. Итоги урока
Выставление оценок. Домашнее задание.