Урок по кубановедению "Фольклор в жизни современного человека"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • определить роль фольклора к жизни современного человека;
  • привить чувство сопричастности к народному творчеству своих далеких предков;
  • формировать умение различать малые жанры устного народного творчества.

Оборудование: аудиокассета с записью песен Темижбекского фольклорного хора (можно использовать любую русскую народную песню) установка мультимедиа, кубанские сборники пословиц и поговорок.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

II. Фронтальный опрос

– Что такое фольклор?
– Что относится к формам фольклора?
– Чем фольклор отличается от профессионального искусства?

III. Объяснение материала

Учитель. Наш край славится богатым песенным народным творчеством. Не только в нашей стране, но далеко за ее пределами известны прекрасные песни Кубанского казачества, то величавые, то озорные. Много у нас талантливых песенников и частушечниц, сказателей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они хранители истинно народной мудрости. У нас есть в станице фольклорный народный хор, о котором мы сейчас прослушаем рассказ.

Ученик, которому было дано опережающее задание, выступает с докладом о Темижбекском хоре. (Приложение 1). При этом показывается Презентация, подготовленная вместе с учителем.
Прослушивается   песня Темижбекского фольклорного хора. Идет обсуждение этой песни.

– К какому отделу можно отнести песню?
– Каков смысл  песни?
– Какие чувства у вас вызвала эта песня?
– Почему такие песни тяжело воспринимаются на слух?
– Какие вы знаете русские народные песни?
– Звучат ли эти песни в наше время и где их можно услышать?

Если ученики называют песню «Ой мороз мороз», то учитель делает пояснения (Приложение 2).

Опережающее задание: подготовить обряд щедрования.

Учитель: Есть в фольклоре такие жанры, которые охватывают самые разнообразные стороны действительности. Это так называемые, малые (афористические) жанры – пословицы, поговорки. В отличие от других фольклорных произведений, пословицы и поговорки нельзя попросить исполнить, ведь они рождаются и бытуют в живой разговорной речи, вспоминаются ассоциативно в связи с каким-нибудь жизненным фактом. «Всякая пословица к делу молвится» – говорят в народе. Важно отметить, что пословицы и поговорки употребляются очень многими людьми. Мы с вами часто употребляем в своей речи, не придавая значение тому, что это народное творчество, это фольклор. «Речь без пословицы, все равно, что еда без соли» – считают кубанцы.

Пословицы и поговорки очень близки, однако имеют определенные жанровые отличия.

Пословица – это краткое устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное изречение.
Пословица представляет собой законченные суждения, обобщения, выводы из жизненных наблюдений. Например, «Человек без родины, что соловей без песни», «Без хозяина и дом не строится».

Поговорка – это широко распространенное выражение, образно определяющее, какое либо жизненное явление и дающее ему эмоционально-экспрессивную оценку.
Например: «Гол как сокол», «Хвост сучком, голова крючком».
Далее учащиеся записывают определения в тетради.
Характерной особенностью многих пословиц является их иносказательность, т.е. возможность употребляться в переносном смысле.
Еще раз обратите внимание пословица – это законченное предложение, а поговорка это элемент суждения, образное определение чего-либо.

Пословицы не даром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится
Ведь в ней и радость и беда.
И наша речь красна пословицей,
Давайте вспомним их друзья.

IV. Самостоятельное задание

Ребята просматривают сборники пословиц и поговорок, которые у них лежат на столах, выбирают и объясняют смысл тех, которые им понравились.

Учитель приводит примеры употребления пословиц великими людьми, политическими деятелями. (Приложение 3)

V. Закрепление материала

1. Назовите пословицы, в которых употребляются  числа 7 и 1.
2. Объясните смысл кубанских пословиц: «Без хозяина двор плачет, а без хозяйки хата», «Терпи казак, атаманом будешь», «Казак без пики, как девушка без ожерелья».
3. Что из перечисленного относится к фольклору: а) опера Верди; б) сказка (назовите русские народные сказки); в) басня; г) загадки; д) заговоры; е) частушки.
4. Закончите пословицу:

  • Землю красит солнце, а человека … (труд)
  • Человек без друзей, что … (дерево без корней)
  • Сам погибай, а … (товарища выручай)
  • Не красна изба углами, а … (красна пирогами)
  • На всякий роток не … (накинешь платок)
  • Как волка не корми, … (он все равно в лес смотрит)
  • Глаза боятся, а … (руки делают)

VI. Домашнее задание: запишите пословицы и поговорки, которые употребляются в вашей семье.