Цели:
- определить роль фольклора к жизни современного человека;
- привить чувство сопричастности к народному творчеству своих далеких предков;
- формировать умение различать малые жанры устного народного творчества.
Оборудование: аудиокассета с записью песен Темижбекского фольклорного хора (можно использовать любую русскую народную песню) установка мультимедиа, кубанские сборники пословиц и поговорок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос
– Что такое фольклор?
– Что относится к формам фольклора?
– Чем фольклор отличается от профессионального
искусства?
III. Объяснение материала
Учитель. Наш край славится богатым песенным народным творчеством. Не только в нашей стране, но далеко за ее пределами известны прекрасные песни Кубанского казачества, то величавые, то озорные. Много у нас талантливых песенников и частушечниц, сказателей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они хранители истинно народной мудрости. У нас есть в станице фольклорный народный хор, о котором мы сейчас прослушаем рассказ.
Ученик, которому было дано опережающее задание,
выступает с докладом о Темижбекском хоре. (Приложение 1). При этом
показывается Презентация,
подготовленная вместе с учителем.
Прослушивается песня Темижбекского
фольклорного хора. Идет обсуждение этой песни.
– К какому отделу можно отнести песню?
– Каков смысл песни?
– Какие чувства у вас вызвала эта песня?
– Почему такие песни тяжело воспринимаются на
слух?
– Какие вы знаете русские народные песни?
– Звучат ли эти песни в наше время и где их можно
услышать?
Если ученики называют песню «Ой мороз мороз», то учитель делает пояснения (Приложение 2).
Опережающее задание: подготовить обряд щедрования.
Учитель: Есть в фольклоре такие жанры, которые охватывают самые разнообразные стороны действительности. Это так называемые, малые (афористические) жанры – пословицы, поговорки. В отличие от других фольклорных произведений, пословицы и поговорки нельзя попросить исполнить, ведь они рождаются и бытуют в живой разговорной речи, вспоминаются ассоциативно в связи с каким-нибудь жизненным фактом. «Всякая пословица к делу молвится» – говорят в народе. Важно отметить, что пословицы и поговорки употребляются очень многими людьми. Мы с вами часто употребляем в своей речи, не придавая значение тому, что это народное творчество, это фольклор. «Речь без пословицы, все равно, что еда без соли» – считают кубанцы.
Пословицы и поговорки очень близки, однако имеют определенные жанровые отличия.
Пословица – это краткое устойчивое в
речевом обиходе, ритмически организованное
изречение.
Пословица представляет собой законченные
суждения, обобщения, выводы из жизненных
наблюдений. Например, «Человек без родины, что
соловей без песни», «Без хозяина и дом не
строится».
Поговорка – это широко
распространенное выражение, образно
определяющее, какое либо жизненное явление и
дающее ему эмоционально-экспрессивную оценку.
Например: «Гол как сокол», «Хвост сучком, голова
крючком».
Далее учащиеся записывают определения в тетради.
Характерной особенностью многих пословиц
является их иносказательность, т.е. возможность
употребляться в переносном смысле.
Еще раз обратите внимание пословица – это
законченное предложение, а поговорка это элемент
суждения, образное определение чего-либо.
Пословицы не даром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.Порой они нас наставляют
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.Пословица вовек не сломится
Ведь в ней и радость и беда.
И наша речь красна пословицей,
Давайте вспомним их друзья.
IV. Самостоятельное задание
Ребята просматривают сборники пословиц и поговорок, которые у них лежат на столах, выбирают и объясняют смысл тех, которые им понравились.
Учитель приводит примеры употребления пословиц великими людьми, политическими деятелями. (Приложение 3)
V. Закрепление материала
1. Назовите пословицы, в которых
употребляются числа 7 и 1.
2. Объясните смысл кубанских пословиц: «Без
хозяина двор плачет, а без хозяйки хата», «Терпи
казак, атаманом будешь», «Казак без пики, как
девушка без ожерелья».
3. Что из перечисленного относится к фольклору: а)
опера Верди; б) сказка (назовите русские народные
сказки); в) басня; г) загадки; д) заговоры; е)
частушки.
4. Закончите пословицу:
- Землю красит солнце, а человека … (труд)
- Человек без друзей, что … (дерево без корней)
- Сам погибай, а … (товарища выручай)
- Не красна изба углами, а … (красна пирогами)
- На всякий роток не … (накинешь платок)
- Как волка не корми, … (он все равно в лес смотрит)
- Глаза боятся, а … (руки делают)
VI. Домашнее задание: запишите пословицы и поговорки, которые употребляются в вашей семье.