Введение в замысел
Название операции |
Содержание материала |
Анализ ситуации | Урок биологии, 7 класс, 3 четверть. Тема урока: Зоологический триллер – тип Круглые черви. Человеческая аскарида. Обычная массовая школа, стандартная программа, практическое применение ЗУН. |
Анализ трудностей | Возможна некоторая скованность учащихся, так как присутствуют гости. |
Анализ литературы | Использовано: учебник «Биология 7 класс» К.Кайым, учебник «Биология 7-8 класс» Козлова, Библиотека 1сентября «Я иду на урок биологии». |
Ключевое понятие | Круглые черви |
Тезис-девиз | Большинство круглых червей внутренние паразиты. |
Задача | Формировать базу знаний по теме с использованием элементов творчества |
Сверхзадача | Развивать интерес к предметам естественного цикла. |
Концепция | Официальная |
Определение собственной позиции | Идеологическая: гуманистическая. Методическая: конформист. Личная: конструктивист. К жизни: реалист. |
Стиль общения | Демократический. |
Анализ духовных ценностей | Я хочу, чтобы дети с интересом и желанием шли на урок. |
Анализ адресата | В классе 10 учащихся, 7 девочек и 3 мальчика. Желание учиться есть у 8. |
Уровень направленности личности | Средний |
Уровень понимания | О чем? Что? Почему? Для чего? |
Речевой слух | Средний |
Внимание | Непроизвольное, произвольное развито слабо |
Память | Зрительная, слуховая, моторная |
Воображение | Активное |
Тип аудитории | Соглашательский |
Зоологический триллер на тему: «Тип Круглые черви. Человеческая аскарида».
Цель: актуализация санитарно-гигиенического аспекта, через формирование базы знаний по теме «тип круглые черви».
Задачи:
- сформировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания;
- развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
- развивать творческие способности;
- осуществлять гигиеническое воспитание.
Методы и методические приемы:
- Словесные: беседа, рассказ.
- Практические: наблюдение, распознание, сравнение, выделение главного, обобщение.
Оборудование: бланки «Сценарий урока» (Приложение 1), таблицы по теме, доска магнитная, магниты.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и цель урока.
3. Написание сценария зоологического триллера.
– «Раскадровка»: проверка знаний – выполнение
заданий по теме «тип Плоские черви».
– «Определение актерского состава» –
классификация типа Круглые черви.
– Сцена 1 «Отличительные особенности»
– Сцена 2 «Внешнее строение»
– Сцена 3 «Внутреннее строение»
– Сцена 4 «Процессы жизнедеятельности»
– Сцена 5 «Цикл развития»
– Сцена 6 «Меры профилактики»
– Заключительная сцена.
4. Домашнее задание.
5. Итоги урока.
ХОД УРОКА
Организационный момент – оценка готовности класса и учащихся к уроку, приветствие учеников и гостей.
Актуализация знаний:
В 1995 году журнал Nature Australia опубликовал любопытную заметку. Некий австралиец, заглянувший с утра на кухню, обнаружил на столе большого дохлого паука. Что заставило его прийти умирать в столь не подходящее место? Но еще большее удивление и отвращение хозяин дома испытал, заглянув в стоящую рядом чашку с остатками вчерашнего кофе – там плавал невесть откуда взявшийся большой червяк … Мистер Грей – человек, с которым произошла эта история – биолог, и он сумел разгадать загадку.
Тема урока – зоологический триллер «тип Круглые черви». Цель: написать сценарий зоологического триллера для изучения материала по данной теме.
Написание сценария.
Подготовительный этап.
1. «Раскадровка» – проверка знаний по теме «Тип Плоские черви».
Первый кадр
Задание: допиши подходящее по смыслу.
Рисунок 1.
Тип – Плоские черви
Класс – Ресничные
Вид – Белая планария
Образ жизни – свободноживущий хищник
Среда обитания – пресноводная
Второй кадр
Задание: Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены? Подпиши.
Пищеварительная
выделительная
нервная
половая
………………………
……………………
………………….. ……………..
Рисунок 2.
Третий кадр
Рисунок 3.
Задание: опиши цикл развития печеночного сосальщика.
С калом КРС яйцо попадает в воду, развивается в свободно живущую плавающую личинку, она проникает в тело улитки (промежуточного хозяина), выходит новое поколение личинок, которые в виде цист закрепляются на траве. КРС съедая траву, проглатывает цисту, которая ЖКТ лопается, личинка проникает в кровь и достигает печени, где развивается в половозрелую особь – гермафродит.
Ученикам предлагается самостоятельно изучить материал учебников и дополнительной литературы и выписать главное, интересное по их мнению. После написания каждой из сцен организуется небольшое обсуждение.
2. «Определение актерского состава» – классификация круглых червей.
Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви
Представители: нитчатый червь, нематоды, ришта,
трихинелла, аскариды, острицы, волосатик,
киноринх, коловратка,и тд.
3. «Написание сценария» – изучение нового материала
Сцена 1
Отличительные особенности круглых червей:
1. Около 15 тысяч видов
2. Тело нечленистое, цилиндрическое,
веретенообразное
3. В поперечном разрезе круглое
4. Первичная полость тела
5. Наличие анального отверстия
6. Только 1 слой продольных мышц, только
изгибается
7. Большинство внутренние паразиты растений,
животных и человека.
Сцена 2
Внешнее строение круглых червей.
Рисунок 4.
Форма тела – веретенообразная
Покровы – кутикула
Длина тела – самки 20-40 см, самцы 15-25 см в длину
Выросты на теле – отсутствуют
Органы на переднем конце – рот с тремя губами
Органы на заднем конце – анальное отверстие.
Сцена 3
Внутреннее строение круглых червей.
Рисунок 5.
Сцена 4
Процессы жизнедеятельности круглых червей.
1. Движение – один слой продольных мышечных
волокон, только изгибаются.
2. Питание – пища проходит через рот и глотку в
трубкообразный кишечник, не переваренные
остатки удаляются через анальное отверстие.
3. Дыхание – дышат всей поверхностью тела.
4. Кровообращение – отсутствует, функции
обмена веществ выполняет первичная полость.
5. Выделение – система представлена парой
боковых каналов, сливающихся под глоткой в один,
открывающийся на брюшной стороне.
6. Чувствительность – нервная система
лестничного типа, органы чувств развиты слабо.
7. Размножение – раздельнополые животные,
размножаются только половым способом,
оплодотворение внутреннее.
Сцена 5
Цикл развития аскариды.
Сцена 6
Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами.
1. Мыть руки перед едой.
2. Хорошо мыть овощи и фрукты.
3. Соблюдать технологию приготовления мяса и
рыбы.
4. Не использовать неочищенную воду.
5. Не купаться на диких пляжах.
Заключительная сцена.
Круглые черви имеют повсеместное распространение и высокую численность особей, что указывает на биологический прогресс этого типа червей, не смотря на простоту их организации в связи с паразитическим образом жизни.
Зачитывается развязка зоологического триллера.
Червяк в кофейной чашке оказался представителем семейства мермитид, относящихся к одному из классов круглых червей – нематодам. Мермитиды распространены по всему свету. Взрослые черви живут свободно в воде или в почве, но их личинки – паразиты членистоногих. Не оставляют своим «вниманием» ни пауков, ни ракообразных, ни насекомых. Попав в тело хозяина, личинка буквально выедает его изнутри. Когда личинке приходит время, выходить наружу, его хозяин направляется к воде, даже если он обитатель суши. Паук вместе со своим страшным грузом, подчиняясь неведомому приказу, отправился в поисках ближайшего водоема, им и оказалась чашка с кофе. Здесь созревший паразит разорвал его покровы и вышел наружу. Хозяин Мермитиды больше не нужен – ему «дозволяется» вылезти на сушу. Видимо, такая история и произошла на кухне мистера Грея.
4. Домашнее задание – параграф 45, повторить параграф 44, заполнить таблицу (Приложение 2)
5. Итоги урока.
Рефлексия и самоанализ урока. (Приложение 3)