Открытый урок "Религиозная культура Древней Индии. Индуизм"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: понимание учащимися особенностей индуизма как неотъемлемой составляющей религиозной культуры и цивилизации Индии.

Задачи урока:

  1. Образовательные: опираясь на знания учащихся о природе, социальном строе и особенностях исторического пути Индии в эпоху древнего мира, сформировать представления о вкладе этой страны в мировую культуру, об особенностях религиозной культуры в данной стране.
  2. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся выделять главную мысль в тексте, формулировать ответ на основании полученных данных, работать в группе, представлять результаты собственной деятельности.
  3. Воспитывающие: создать условия для развития коммуникативных навыков у учащихся, продолжить формирование культуры поведения учащихся при работе в коллективе.

Тип урока: урок осмысления и понимания исторической информации с использованием мультимедийной презентации (см. Приложение)

Вид урока: урок-презентация

Межпредметные связи: история религии, культурология, философия, география.

Внутрипредметные связи: всемирная история (“Цивилизационный подход в изучении истории”)

Оборудование урока: проектор, иллюстрации, музыкальное сопровождение (этнические песни Индии), видеоматериал (фрагмент храмового танца).

Литература:

  1. Атлас Древнего мира. (CD)
  2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. М.: Просвещение, 1996.
  3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 2003.
  4. Индуизм (диск из серии “Библиотека Direct Media”).
  5. Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего мира. М.: “Новый учебник”, 2001.
  6. Мировая художественная культура. М.: “Просвещение”, 2005.
  7. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. М.: ВЛАДОС, 2004.
  8. Шевченко Н.И. Сборник проблемно-развивающих заданий по курсам “История Древнего мира” и “История средних веков”. – М.: АРКТИ, 2002.
  9. Энциклопедия “Аванта+” (тома – Всемирная история, География, История религии).

План урока:

  1. Индуизм. Общая характеристика. Основные понятия.
  2. Пантеон богов (Кришна, Вишну, Лакшми, Брахма, Гаятри, Сарасвати, Шива, Кали, Ганеша, Хануман).
  3. Храмовые ритуалы в индуизме.

Приложение: мультимедийная презентация

Ход урока

Предварительная подготовка учащихся:

Учащимся даются индивидуальные задания по теме “Пантеон Богов индуизма”, согласно которым каждому ученику дается карточка с именем Бога. Учащийся готовит краткое устное сообщение о данном Боге, другие ученики могут дополнять его публичное выступление.

План Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Организация деятельности учащихся. Музыкальное сопровождение – этнические индийские песни. Распределение по рабочим местам, подготовка к занятию.
2. Вводно-мотивационный этап Объявляется тема урока – “Религиозная культура Древней Индии. Индуизм”. Постановка цели и задач урока перед учащимися. Дается задание в процессе всего урока (Слайд 3). Восприятие новой темы урока, целей, задач и сопутствующих заданий.
3. Работа с новым материалом Демонстрация презентации. Обсуждение пунктов плана урока.

Учитель дает общую характеристику индуизма. После краткого рассказа ученикам задаются вопросы (Слайд 8).

Далее учитель предлагает учащимся продемонстрировать результаты самостоятельной поисковой деятельности (устные сообщения о каждом из изучаемых богов).

Переходя к третьему пункту плана учитель дает информацию о составляющих религиозного ритуала и демонстрирует фрагмент фильма танца – бхаратанатьям.

После просмотра фрагмента фильма ученики отвечают на вопросы учителя (Слайд 51).

 

Ответы на вопросы.

 

Публичные выступления учащихся.

 

Конспектирование информации.

Просмотр и осмысление фильма, а также его обсуждение.

Ответы на поставленные вопросы.

4. Закрепление материала Учитель предлагает учащимся сформулировать выводы по каждому пункту плана урока. Аргументированные выводы по пунктам плана урока.
5. Подведение итогов и домашнее задание Подведение достигнутых результатов урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Д/З: Чтение параграфа “Культура Древней Индии”, подготовка устных ответов на вопросы после параграфа (по учебнику Хачатуряна, пар.4). Составление кроссворда по теме “Индуизм”.

 

 

Запись домашнего задания

Технологическая карта урока

“Религиозная культура Древней Индии. Индуизм”

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
  1. Общая характеристика индуизма. Основные понятия.
  2. Пантеон богов.
  3. Религиозные ритуалы в индуизме.
    Возможная личностно значимая проблема: роль религии в жизни общества.
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают об особенностях религиозной культуры Древней Индии; о влиянии индуизма на кастово-варновую систему и о влиянии религиозной терпимости на развитие общества; понимают, что религия определяет специфику культуры и цивилизации.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод.
Форма урока: урок осмысления и понимания, урок-презентация.
Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ, эвристическая беседа, персонификация, обучение решению учебных проблем и предъявлению результатов своей деятельности, организация самостоятельной работы.
Развитие умений учащихся Учатся актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем и оценивать исторические явления; воссоздавать исторические образы; вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и уважительно выслушивать другую точку зрения, соглашаясь с ней, если она является убедительной; анализировать и сравнивать
Основные понятия и термины Индуизм, карма, дхарма, джива, Брахман, сансара, Варна, каста, Кришна, Брахма, Шива, Лакшми, Сарасвати, Ганеша, Хануман, Вишну.
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник История мировых цивилизаций (Хачатурян). Самостоятельные задания по выбору учителя и учащихся. иллюстрации, фильм “Храмовый танец”. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всеобщая история.— М.: Аванта +, 1995, мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.