Цель урока: познакомить учащихся с историей развития этикета во времена Петра I.
|
Задачи:
- Образовательные – способствовать формированию представления учащихся об истории создания стилей одежды, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
- Развивающие – способствовать развитию эстетического вкуса учащихся, развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде.
- Воспитательные – способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация (Приложение 1), отрывки из книги “Юности честное зерцало” (Приложение 2).
Ход урока
I. Речевая гимнастика (Слайд 2):
1. Прочитайте новое слово, обращая внимание на ударение
ВероисповЕдание.
Какое значение этого слова? Составьте с ним предложение.
2. Объясните смысл пословиц. Какие из них, по вашему мнению, утратили сегодня актуальность, с чем это связано?
От учтивых слов язык не отсохнет.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Чин чина почитай, а меньшой садись на край.
Богатого по отчеству, убогого по прозвищу.
Каков сан, таков и почет.
Похвальба – не холопское дело.
3. Речевой диктант:
- Определите род имен существительных:
Мочало, кофе, алоэ, неряха, коллега, рельс, мозоль, сирота, шампунь.
Выберите правильное употребление слов во множественном числе:
Бухгалтеры (бухгалтера), директора (директоры), якори (якоря), договора (договоры), блюдец (блюдцев), помидоров (помидор), чулок (чулков), отряд партизан (партизанов).
II. Проверка домашнего задания.
- Назовите первый русский “учебник” этикета? Кто его автор?
- Какие основные разделы “Домостроя”?
- Каким был внешний вид граждан в XVI – XVII веках?
- Что являлось основой отношений между знатными особами в России XVI века?
III. Беседа учителя.
(Слайд 3)
Основные и значительные перемены в области этикета в России связаны с деятельностью Петра I.
Петр I – русский царь (с 1682) и первый император (с 1721) Российской империи; один из самых выдающихся государственных деятелей в мировой истории, определивший направление развития России в XVIII веке.
- Этикет внешнего вида.
(Слайд 4)
Первые перемены Петра касались не политики, а перемен во внешнем облике русских людей. В феврале 1699 года на торжественном приеме бояр царь собственноручно стал резать бороды и приказал боярам впредь носить иноземное платье.
– Что характерно было для внешнего виды дворян?
(Слайд 5)
Указом от 29 августа 1699 года желание царя получило статус закона: бороды брить чисто, платье носить европейское – французское или венгерское.
(Слайд 6)
– Посмотрите на внешний вид дворянок до реформы Петра I. Каков был их внешний вид? Что в нем особенного?
(Слайд 7–9)
Своеобразным был и внешний вид русских царей и цариц.
– Что изменилось в облике русских императоров после реформы Петра I?
– Каким стал внешний вид русских императриц?
(Слайд 10–11)
– Какие произошли изменения во внешнем облике дворян?
– Что стало характерным в их внешнем виде?
(Слайд 12)
Лишь на крестьян и представителей духовенства этот указ не распространялся.
(Слайд 13)
- Преобразования в сфере культуры.
Специальным указом царя в 1718 году были введены ассамблеи, представлявшие
новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и
свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Теперь русский человек
мог реализовать себя не только в семье и царских палатах, но и в публичном
собрании, преодолевая тем самым свою исконную русскую “нелюдкость”. Таким
образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и
общественной жизни.
И как в семье, так и в царском дворце появились свои правила поведения – этикет.
Время проведения ассамблей устанавливалось с четырех часов дня до десяти часов
вечера. Хозяевам запрещалось встречать и провожать гостей, что противоречило
этикетным требованиям “Домостроя”, но соответствовало правилам европейских
салонов, на которых в данном случае и ориентировались.
Главным развлечением на ассамблеях были танцы, хотя церковью запрещалось
исполнение инструментальной музыки – допускалось только церковное песнопение.
Православие тех времен отрицало танцы, особенно женские, как занятие греховное.
В XVII веке мало кто из русских умел танцевать, поэтому в знатные дома стали
приглашать европейских учителей.
Также были проведены изменения:
- в стиле поведения (царь предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак, вводились новые формы проведения досуга – ассамблеи, на которые должны были приходить подданные с женами и детьми; устраиваются фейерверки и маскарады, открыт общедоступный театр);
- в нравах (Петр составил книгу для молодых людей о хороших манерах "Юности честное зерцало").
НО: Многие реформы в области культуры, несмотря на их прогрессивность, не затронули простого народа и положили начало глубочайшему разрыву между образом жизни привилегированных слоев и простолюдинов.
(Слайд 14)
- Реформы во внешнем виде армии
Стрельцы были основными войсками Русской армии вплоть до реформ Петра I. Стрельцы принимали участие во всех военных походах России с 16 по 18 век, доказав свое превосходство над противником при взятии Казани, Ливонской войне, Азовских походах, войне с Польшей и в начальный период Северной войны.
(Слайд 15)
Военная реформа, проведенная Петром I , была направлена на создание
постоянной регулярной армии и военно-морского флота и на усовершенствование их
структуры.
Исходным образцом для новой формы одежды послужила форма “потешных”
Преображенского и Семеновского полков.
В ее комплект входили шляпа, кафтан, камзол, рубашка, штаны, галстук, а в качестве обуви – башмаки с длинными чулками или сапоги на высоких каблуках. Для пошива обмундирования использовались ткани различных расцветок: сукно темно-зеленого, синего, василькового, кремового или красного цвета.
(Слайд 16)
– Что изменилось в военной форме после реформы Петра I?
(Слайд 17)
Посмотрите, какой была форма офицера и рядового.
– В чем отличие их военной формы?
Обмундирование офицерского состава по конструкции ничем не отличалось от обмундирования нижних чинов. Оно разнилось лишь качеством материала, да особыми отличительными признаками офицерского состава – наличием офицерского знака, шелкового трехцветного шарфа, протазана (фигурное металлическое копье) и темляка (тесьма с кистью на шпаге).
В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс.
IV. Сообщения учащихся.
- О крестьянском этикете
- Об этикете Советской России ХХ века
V. Итог.
Преобразования Петра I в области этикета:
- изменение внешнего вида (брадобритие, парики, европейская одежда);
- смена стиля поведения (царь предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак, вводились новые формы проведения досуга –ассамблеи, на которые должны были приходить подданные с женами и детьми; устраиваются фейерверки и маскарады, открыт общедоступный театр);
- военная форма одежды, введенная Петром I, отвечала всем требованиям: она была несложной по конструкции, сравнительно удобной в эксплуатации и достаточно привлекательной по внешнему виду.
VI. Итог урока.
- Представителям какого сословия была адресована книга “Юности честное зерцало”?
- Были ли преобразования Петра I прогрессивными для того времени?
- В чем выразилась эта прогрессивность?
- Кого не коснулись реформы Петра I?
VII. Домашнее задание.
- Найти и изучить отрывки из книги “Юности честное зерцало”
Литература:
- Н.В.Журавлева, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин “Культура общения” 8 кл, Воронеж, 2005
- И.Сыромятникова “История прически”, Москва, “Искусство”, 1983
- Ресурсы Интернет, сайт “Википедия” и др.