Открытый урок в 6-м классе "Имя прилагательное. Повторение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Образовательные:
    – повторить изученное о прилагательном, закрепить умение правильно писать их;
    – уметь находить прилагательные в предложении и словосочетании;
    определять грамматические признаки; разряд по значению.
  2. Развивающие:
    – развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со словом;
    – развивать исследовательские, творческие способности детей.
  3. Воспитательные:
    – воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к родному слову.

Задачи:

  • закрепить знания о самостоятельной части речи – имени прилагательном;
  • развитие связной устной и письменной речи; работать с текстом.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: мультивидеопроектор, тексты сказок; изображение сказочной героини, художницы Имени Прилагательного, которая сопровождает ребят во время путешествия в течение всего урока.

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Целеполагание: Ребята, посмотрите друг на друга и с таким хорошим настроением мы начнем наш урок. К нам на урок пришли гости, но я бы хотела, чтобы вы их не стеснялись, а работа также активно как на предыдущих уроках.

Презентацию можно получить у автора статьи.

– Ребята, посмотрите на слайд, который появится перед вами. Вам необходимо отгадать загадку. (Слайд 1.)

– Какие слова позволят определить тему нашего урока? (Прилагательные.)

– Давайте все хором скажем тему нашего урока? (Имя прилагательное.) (Слайд.) Урок у нас будет необычным, урок-путешествие.

– Что вы знаете про имя прилагательное? (Ответ учащихся.) (Слайд 3.)

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправляемся в необычное путешествие в волшебную страну Речь. Правда, название этой страны похоже на журчание весеннего ручейка? А поплывем мы туда на фрегате .Знаете ли вы, что такое фрегат?

3. Словарная работа. (На экране проектора изображение фрегата и значение этого слова: (Слайд 4).

1) Парусный трехмачтовый корабль.
2) Крупная тропическая морская птица с длинным хвостом и черным оперением.)

Запишите это слово к себе в словарь и запомните его написание и звучание.

– Кто из вас скажет, как называются слова с одинаковым звучанием и написанием, но с различным значением? (Омонимы.)

А сейчас закройте глаза и представьте себе море. Я вам помогу (включается видеозапись с изображением и шумом моря). (Слайд 5.) Вообразите, что вы на борту фрегата в открытом море. А вот уже и виден берег. Включите свое воображение. Мы на суше. Посмотрите, какая вокруг красота: диковинные развесистые деревья, цветы редкостных видов. Небо синее-синее. Птицы с разноцветным оперением распевают во все голоса.

Мы уже знакомы с некоторыми жителями этой волшебной страны. Как, по-вашему, кто здесь живет? Подумайте, какие части речи здесь могут жить. Конечно же, Имя Существительное, Имя Прилагательное. И именно о прилагательных мы будем говорить сегодня.

4. Работа в тетрадях. Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему нашего урока: “Имя Прилагательное. Повторение”.

– Ребята, одно условие: как можно больше прилагательных должно звучать сегодня на уроке!

– А вот смотрите, нам улыбается миловидное женское личико в обрамлении рыжих кудрей.

На экране (Слайд 6.)

– Здравствуйте, милые, славные, симпатичные дети!

Ах, какие вежливые, воспитанные ребятки!

Добро пожаловать ко мне!

Вы пришли ко мне вовремя. Я, как всегда, занимаюсь чистым, прекрасным, волшебным искусством – живописью. Можете понаблюдать за мной.

– И к чему прикасалась ее волшебная кисточка, удивительным образом преображалось. Да вот, сами посмотрите.

5. Работа с картиной. (Слайд 7–8.)

1) Была простая картина!

А какой она стала?

(Зеленое дерево, яркое солнце, красивые цветы).

2) Ручей был непонятный. А какой он стал?

– Голубой, прозрачный.

6. Повторение признаков имени прилагательного.

– А что означают слова яркий, красный, лучистый?

– Это признаки прилагательного.

– А на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

7. Работа с текстом сказки “Маруся”. Работа в парах (см. Приложение 1)

Перед вами сказка “Маруся”. В этой сказке очень много прилагательных.

Выписывать их не надо. Каждый работает карандашом в тексте. Выделяем имена прилагательные как члены предложения.

(Чтение текста сказки вслух, работа с текстом, проверка).

– Какие умные, внимательные дети!

– А теперь посмотрите второе приложение: слова-прилагательные растеряли свои окончания. О чем они нас просят?

– “Пожалуйста, найдите окончания!” (См. Приложение 2)

– Поможем? (Окончания записываем прямо в текст.)

(Устная проверка с обязательным указанием рода и числа).

Вывод:

Имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от имени существительного.

Только мы должны помнить: во мн.ч. прилагательные не изменяются.

(Чтение стихотворения “Маленький страус”). (См. Приложение 3)

– Вы очень умные ребята. А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Фея и Колдунья”

8. Игра “Фея и Колдунья” (работа по вариантам).

(Класс делится на 2 группы – можно по вариантам.)

Фея расскажет, какими бы она хотела увидеть всех детей на свете: славными, добрыми,…

Колдунья же хочет видеть детей злобными, жадными,…

Задание: придумать наибольшее количество прилагательных, соответствующих Фее и Колдунье.

(Проверка).

– А теперь каждый из вас подумает и даст определение самому себе: !Я какой???”

9. Самостоятельная работа в тетрадях.

Отдохнули немного – и дальше. Мы еще не все вспомнили об имени прилагательном.

Не хочется обижать нашу красивую радушную хозяйку.

– Про род говорили, про число тоже, а вот про…Конечно же, падежи!

Как узнать, какое окончание пишется у прилагательного в том или ином падеже?

(Полный ответ.)

– Да, как вы заметили, Прилагательное с существительным живет на редкость дружно.

Про них даже есть одна небольшая песенка:

Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.

– Как называется такая связь между словами? (Согласование.)

– Запишите, пожалуйста, в тетрадях падежи.

Кто быстрее просклоняет прилагательное с существительным? (Даются словосочетания: красивый олень, хитрая лиса.)

(Устная проверка с проговариванием окончаний.)

– С этим заданием вы справились. Художница наша приготовила вам новое задание. Она хочет проверить, как вы умеете согласовывать существительные с прилагательными.

10. Игра “Мозаика”. (Разъясняется значение слова “мозаика”.)

– В нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Вот их как много! И какие все разные!

– А теперь откройте “Сказку” (Приложение 4–5), в которой прилагательных вовсе нет, а есть пропуски, которые вы можете заполнить какими угодно прилагательными (из мозаики). Вместо многоточий подставляете к существительному любые прилагательные в любом порядке. Чтение сказки. Работа. Проверка.

– Вы справились и с этим заданием. И Имя Прилагательное очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.

11. Вывод.

– Итак, для чего нам нужны прилагательные? Какова их роль в языке?

( – Прилагательные делают нашу речь ярче, образнее, богаче, красивее.

– Без прилагательных жизнь была бы скучна и сера.) (Слайд 9.)

– Верно, ребята, без прилагательных речь была бы скучна, невыразительна, бедна.

– Вы сегодня хорошо поработали и заслужили хорошие оценки. И Имя Прилагательное дарит вам на память о нашем уроке памятные значки. Мы не прощаемся с нашей прекрасной художницей. Через год мы встретимся с ней вновь.

12. Домашнее задание.

– Ну вот, наше путешествие в сказочную страну подошло к концу, и мы возвращаемся обратно к себе домой.

– Посмотрите на слайды, которые появятся перед вами. Данные слайда помогут вам в выполнении домашнего задания, где вам необходимо будет написать сочинение про наш Алтайский край насколько он богат своими красотами. (Слайд 10)

13. Рефлексия.

– Вот и все. Завершилось наше путешествие по стране “Имя прилагательное”. Какой из этапов работы вам показался наиболее сложным? А какой – интересный?

– Ребята, как мы сегодня с вами потрудились на уроке, чему научились?

(Дети сами оценивают свою работу.)

 "Дерево творчества" (на доске вывешивается дерево)

На плакате нарисовано дерево.

Дети прикрепляют на него:

"ЦВЕТОК" – урок прошел неплохо;

"ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТИК" – урок прошел с пользой

"ЖЕЛТЫЙ ЛИСТИК" – урок прошел плохо.

 – Ребята, вы сегодня отлично потрудились, прочтите на слайде (Слайд 11): сегодня вы были:

КРАСИВЫ
УМНЫ
ХОРОШИ
ВОСПИТАНЫ

14. Выставление оценок.