Тема урока "Величины. Длина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    Знакомство с различными единицами измерения длины (локоть, фут, сажень, дюйм, сантиметр). Практическое измерение длин этими единицами.
    Установление общего принципа измерения величин на примере измерения длин отрезков.
  • Развивающие:
    Развитие логического мышления.
    Развитие умения работать в группе, паре.
  • Воспитательная:
    Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции.

Задачи:

  1. Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках, создание настроя на усвоение нового материала.
  2. Обеспечение процедуры усвоения материала через практическую работу, применение этих знаний в измененной ситуации, умение анализировать и решать практические задачи.
  3. Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Оборудование: рисунки старинных мер измерения длины; линейки, простые карандаши, лоток коробейника, тесьма (либо ленты, веревки), мерка в один сантиметр по количеству учащихся в классе, рулетка, портняжный метр.

Методы: репродуктивный, проблемное изложение, исследовательский (практическая работа).

Ход урока

1. Организационный момент (психологическая поддержка) учитель произносит тихо, дети вслед за учителем громко:

Мы – умные
Мы – дружные
Мы – внимательные
Мы – старательные
Мы – отлично учимся
Все у нас получится.

2. Подводящая беседа.

– Какие свойства предметов вы знаете? (Цвет, температура, объем, масса, форма, длина и т.д.)

– Какие из них можно назвать величиной и почему? (Температура, объем, масса, длина, т е. то, что можно измерить, а результат измерения выразить числом и сравнить.)

– Какие способы сравнения длин отрезков вы знаете? (Непосредственный – наложение, опосредованный – выбор мерки.)

3. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как в старину люди измеряли длину различных предметов.

В класс входит коробейник, на лотке у него тесьма (длина одной полосы -3 метра, количество полос равно числу групп учащихся в классе), линейки, простые карандаши.

– “Здравствуете, дорогие мои ребятишки, уважаемые взрослые и вам поклон. Вы меня узнали? Да, я коробейник. Шел я к вам долго, пришел издалека. И зашел к вам не

просто так. Готовится весь люд русский к веселому празднику – масленице. Слышали о

таком ? Шумно, весело он отмечается на Руси. И нам , коробейникам, работы много. К ярмарке готовимся. Вот на лотке у меня много товару разного, да нужного: тесьма, ленты в косы заплетать, отрезы, ткани на сарафаны да рубахи. И все надо отмерить, да отрезать точно. Вот и хочу загадать вам задачу: какими мерками в старину пользовались люди для измерения длины предметов?

Сделаю вам одну подсказку: все эти мерки всегда были при человеке.

Учитель: Ребята, что же это за мерки? (Предположения детей.) Если учащиеся сами не выйдут на

решение коробейник дает еще одну подсказку – это были части тела человека, либо называет ответ: старинными мерами длины были: локоть, шаг, сажень, фут, дюйм, и др.

Учитель: Работа в учебнике (стр. 1 № 2) по знакомству с такими старинными мерами длины, как локоть, шаг, сажень, фут, дюйм, аршин и др.

Коробейник: Ребятки, пора мне собираться в дорогу, путь предстоит долгий. А вам хочу каждому подарочки подарить: по тесемке шелковой. Да еще добра разного оставлю на лотке. А тесемку ту прошу измерить нашими, старинными мерками (коробейник раздает каждой группе одинаковую по длине тесьму и дает задание группам).

Измерить тесьму

1 группе – шагом
2 группе – локтем
3 группе – футом
4 группе – саженью
5 группе – ладонью

На том прощаюсь с вами, будьте здоровы, обучайтесь грамоте и наукам разным. (Дети прощаются с коробейником).

Физкультминутка.

Практическая работа. Перед выполнением практической работы учитель с учащимися организуют рабочее пространство каждой группы. Учащимся групп, измеряющим длину тесьмы шагом и футом, целесообразно работать на полу, а измеряющим саженью, стоя, имея свободное пространство вокруг себя. Каждый ученик группы измеряет длину тесьмы заданной меркой, а результаты измерения фиксирует на листе (записывает имя, а напротив результат измерения). После выполнения практической работы листы вывешиваются на доске. В ходе наблюдения за результатами измерений, возникает проблема: почему при одинаковой длине тесьмы цифры измерений внутри каждой группы и между группами отличаются?

Предположения учащихся: у каждого своя длина ладони, шага, локтя и т.д. Кроме того, измеряли разными мерками.

Учитель: Что же сделать, чтобы измерения были одинаковыми и точными?

Выход на открытие нового знания:

Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размером человеческого тела. Сегодня мы познакомимся с одной такой меркой – это сантиметр. Учитель демонстрирует картонную модель, равную 1 см и предлагает ребятам, работая в парах, измерить длину карандаша при помощи картонной модели. Каждому учащемуся раздаются в подарок простые карандаши с лотка коробейника.

Учитель:

  1. Какие результаты получили? (Учащиеся озвучивают результаты измерения.)
  2. Теперь результаты одинаковые, точные? (Результаты примерно одинаковые, но расхождения есть.)
  3. Удобно ли было измерять карандаш таким способом? (неудобно, т.к. мерка маленькая и долго.)
  4. Как можно быстро и точно измерить длину карандаша? (При помощи измерительных приборов, например, линейки.)
    Учитель раздает каждому учащемуся с лотка коробейника в подарок линейку и предлагает еще раз измерить длину карандаша. Учащиеся выполняют работу и делают вывод о быстроте и точности измерения.
  5. Какие еще измерительные приборы вы знаете? (Рулетка, портняжный метр.)
    Демонстрация учителем рулеток разной длины, портняжного метра.
  6. Зачем нужны разные измерительные приборы? (Для удобства измерения предметов, разных по размеру.)

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

Учитель: Используя линейку, измерьте длины отрезков. Работа в учебнике. Выполнение № 4 стр.1

Итоговая рефлексия.

  1. Что нового узнали?
  2. Что вам было интересно?
  3. Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?

Домашнее задание:

Подумать над значением поговорок:

  1. Косая сажень в плечах.
  2. Видеть на сажень сквозь землю.
  3. Сам с ноготок, а борода с локоток.