Цели:
- Образовательные:
Знакомство с различными единицами измерения длины (локоть, фут, сажень, дюйм, сантиметр). Практическое измерение длин этими единицами.
Установление общего принципа измерения величин на примере измерения длин отрезков. - Развивающие:
Развитие логического мышления.
Развитие умения работать в группе, паре. - Воспитательная:
Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции.
Задачи:
- Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках, создание настроя на усвоение нового материала.
- Обеспечение процедуры усвоения материала через практическую работу, применение этих знаний в измененной ситуации, умение анализировать и решать практические задачи.
- Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Оборудование: рисунки старинных мер измерения длины; линейки, простые карандаши, лоток коробейника, тесьма (либо ленты, веревки), мерка в один сантиметр по количеству учащихся в классе, рулетка, портняжный метр.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение, исследовательский (практическая работа).
Ход урока
1. Организационный момент (психологическая поддержка) учитель произносит тихо, дети вслед за учителем громко:
Мы – умные
Мы – дружные
Мы – внимательные
Мы – старательные
Мы – отлично учимся
Все у нас получится.
2. Подводящая беседа.
– Какие свойства предметов вы знаете? (Цвет, температура, объем, масса, форма, длина и т.д.)
– Какие из них можно назвать величиной и почему? (Температура, объем, масса, длина, т е. то, что можно измерить, а результат измерения выразить числом и сравнить.)
– Какие способы сравнения длин отрезков вы знаете? (Непосредственный – наложение, опосредованный – выбор мерки.)
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как в старину люди измеряли длину различных предметов.
В класс входит коробейник, на лотке у него тесьма (длина одной полосы -3 метра, количество полос равно числу групп учащихся в классе), линейки, простые карандаши.
– “Здравствуете, дорогие мои ребятишки, уважаемые взрослые и вам поклон. Вы меня узнали? Да, я коробейник. Шел я к вам долго, пришел издалека. И зашел к вам не
просто так. Готовится весь люд русский к веселому празднику – масленице. Слышали о
таком ? Шумно, весело он отмечается на Руси. И нам , коробейникам, работы много. К ярмарке готовимся. Вот на лотке у меня много товару разного, да нужного: тесьма, ленты в косы заплетать, отрезы, ткани на сарафаны да рубахи. И все надо отмерить, да отрезать точно. Вот и хочу загадать вам задачу: какими мерками в старину пользовались люди для измерения длины предметов?
Сделаю вам одну подсказку: все эти мерки всегда были при человеке.
Учитель: Ребята, что же это за мерки? (Предположения детей.) Если учащиеся сами не выйдут на
решение коробейник дает еще одну подсказку – это были части тела человека, либо называет ответ: старинными мерами длины были: локоть, шаг, сажень, фут, дюйм, и др.
Учитель: Работа в учебнике (стр. 1 № 2) по знакомству с такими старинными мерами длины, как локоть, шаг, сажень, фут, дюйм, аршин и др.
|
Коробейник: Ребятки, пора мне собираться в дорогу, путь предстоит долгий. А вам хочу каждому подарочки подарить: по тесемке шелковой. Да еще добра разного оставлю на лотке. А тесемку ту прошу измерить нашими, старинными мерками (коробейник раздает каждой группе одинаковую по длине тесьму и дает задание группам).
Измерить тесьму
1 группе – шагом
2 группе – локтем
3 группе – футом
4 группе – саженью
5 группе – ладонью
На том прощаюсь с вами, будьте здоровы, обучайтесь грамоте и наукам разным. (Дети прощаются с коробейником).
Физкультминутка.
Практическая работа. Перед выполнением практической работы учитель с учащимися организуют рабочее пространство каждой группы. Учащимся групп, измеряющим длину тесьмы шагом и футом, целесообразно работать на полу, а измеряющим саженью, стоя, имея свободное пространство вокруг себя. Каждый ученик группы измеряет длину тесьмы заданной меркой, а результаты измерения фиксирует на листе (записывает имя, а напротив результат измерения). После выполнения практической работы листы вывешиваются на доске. В ходе наблюдения за результатами измерений, возникает проблема: почему при одинаковой длине тесьмы цифры измерений внутри каждой группы и между группами отличаются?
Предположения учащихся: у каждого своя длина ладони, шага, локтя и т.д. Кроме того, измеряли разными мерками.
Учитель: Что же сделать, чтобы измерения были одинаковыми и точными?
Выход на открытие нового знания:
Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размером человеческого тела. Сегодня мы познакомимся с одной такой меркой – это сантиметр. Учитель демонстрирует картонную модель, равную 1 см и предлагает ребятам, работая в парах, измерить длину карандаша при помощи картонной модели. Каждому учащемуся раздаются в подарок простые карандаши с лотка коробейника.
Учитель:
- Какие результаты получили? (Учащиеся озвучивают результаты измерения.)
- Теперь результаты одинаковые, точные? (Результаты примерно одинаковые, но расхождения есть.)
- Удобно ли было измерять карандаш таким способом? (неудобно, т.к. мерка маленькая и долго.)
- Как можно быстро и точно измерить длину карандаша? (При помощи
измерительных приборов, например, линейки.)
Учитель раздает каждому учащемуся с лотка коробейника в подарок линейку и предлагает еще раз измерить длину карандаша. Учащиеся выполняют работу и делают вывод о быстроте и точности измерения. - Какие еще измерительные приборы вы знаете? (Рулетка, портняжный
метр.)
Демонстрация учителем рулеток разной длины, портняжного метра. - Зачем нужны разные измерительные приборы? (Для удобства измерения предметов, разных по размеру.)
Физкультминутка.
Первичное закрепление.
Учитель: Используя линейку, измерьте длины отрезков. Работа в учебнике. Выполнение № 4 стр.1
Итоговая рефлексия.
- Что нового узнали?
- Что вам было интересно?
- Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?
Домашнее задание:
Подумать над значением поговорок:
- Косая сажень в плечах.
- Видеть на сажень сквозь землю.
- Сам с ноготок, а борода с локоток.