Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.
/Под звуки песни “Русское поле” (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят учащиеся, гости праздника. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль./
Мальчик
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Девочка
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В.Бакалдин
(Звучит музыка. Дети преподносят гостям хлеб-соль.)
Ведущий. Доброго здоровья, гости дорогие! Сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом-солью. История хлеба неотделима от истории человечества. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью. Недаром у многих народов хлеб, как солнце и золото, обозначались одним символом – кругом с точкой посередине. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Есть только одно слово равнозначное слову “ХЛЕБ”. Это слово – “ЖИЗНЬ”.
В одном из очерков я прочитала: “Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!”
Выходят дети в костюмах Колосков.
Колосок 1-й.
Так повелося на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человеческими руками.
Колосок 2-й.
Он их теплом, как их добром, пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом, в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Колосок 3-й.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле”.
Колосок 4-й.
Ты вырастешь, и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете”.
Ведущий. Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю. Как ты пришел к людям, Хлеб?
Колосок 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски.)
Колосок 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.
Колосок 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.
Колосок 4-й. А 4–5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.
Ведущий. Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.
Так же уважительно относились и относятся к труду тех, кто создает хлеб. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами – Иван, Федор, Петр.
А знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Хлебороб. Раньше этих людей называли хлебопашцами. У слова “хлеб” очень много родственных слов. Хлеб, хлебец, хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка, хлебобулочный, хлебоуборочный, хлебохранилище.
Точно, с исключительной полнотой оформил народ свое отношение к хлебу. Шлифовалось оно веками и стало словом из поговорки, пословицы, присказа.
Я объявляю конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок. В этом конкурсе могут принять участие учащиеся, наши гости, подняв руку.
Ведущий. Ну а теперь немного отдохнем, проведем физкультминутку. Представьте огромное хлебное поле, колоски колышет ветерок, все дышит солнцем, теплом радостью. Улыбнемся и проведем небольшой комплекс под музыку.
Ведущий. Вы прекрасно знаете пословицы и поговорки, а знаете ли вы и умеете ли отгадывать загадки о хлебе.
1. Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок. /Поле/2. Он на солнышке стоит
И усами шевелит,
Разомнешь его в ладонях,
Золотым набит зерном. /Колос/3. Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. /Хлеб/4. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. /Пшеница/5. Что две недели зеленится,
Что две недели колосится,
Что две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? /Рожь/6. Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. /Тесто/
7. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! /Бублик/8. И комковато, и ноздревато,
И кисло, и ломко,
А всех милей. /Хлеб/
Дети исполняют песню “Золотое зернышко” (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)
А теперь мы все попадаем в театр. Театр необычный. Актерами выступают дети. Давайте вспомним, как зрители ведут себя в театре. /Ответы детей./
Инсценировка белорусской сказки “Колосок”.
Ведущий. Какой же путь прошло зернышко, чтобы петушок мог испечь пирог?
Испокон веков было принято на Руси потчевать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб, само название происходит от слова “пир” – праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог: к приезду дорогих гостей – “Хлеб да соль”, к свадьбе – обрядовый “ каравай”, к появлению в доме новорожденного – “Бабкины пироги”.
Каравай – истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и “ширины”, и “вышины”. Но прежде всего – это особый, богато украшенный хлеб – каравай.
Ну а мы проведем с вами игру-хоровод “Каравай-каравай…”
Ведущий.
В летний день у каравая
Хороводы, звон и смех,
Сам друзей он выбирает,
Выбирает, да не всех,
“Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!”
(Дети идут по кругу. Один ребенок – в центре. Он водящий.)
Все:
Как на Колины именины
Испекли мы каравай (дети останавливаются)
Вот такой вышины (приподнимают руки)
Вот такой нижины (приседают)
Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг)
Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг)
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай! (Прихлопывают в ладоши)
Водящий. Я люблю, конечно, всех, ну а … больше всех!
Игра повторяется 3 раза, темп убыстряется.
Ведущий. А кто из вас знает, какие машины помогают людям при посадке хлеба, его сборе? /Тракторы, комбайны, хлебоуборочные машины./
Куда везут собранную пшеницу и рожь? /На элеватор./
Что делают на элеваторе?
Куда поступает мука?
Что делают, используя муку?
А раньше, когда не было этих машин – помощников, люди пахали землю плугом. /Демонстрация плуга./
Сколько людей работает, чтобы мы с вами ели вкусный душистый хлеб. /Показать выставку./
Хлеб можно видеть белый, серый, черный. На хлебозаводах делают специальный хлеб для подводников и космонавтов. В космосе крошки разлетаются и могут попасть в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают в виде крохотных булочек на “один укус”, герметически упакован, хранится долго. Но так было не всегда. /Звучит музыка./
В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от голода погибло людей почти в 40 раз больше, чем от авиабомб и снарядов. Город был окружен войсками фашистской Германии. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов хлеба. /Показать./ Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза.
В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.
“В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм”.
/Рождественский Р./
Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Если мы с вами проведем простой подсчет, то получится следующее: если каждый ученик за один день не доест или выбросит 50 граммов хлеба (показать кусочек), это составит по школе 35, да 35 буханок хлеба!
“Хлебом дорожи настолько, чтобы знал и класс твой весь. Постарайся брать лишь столько, сколько можешь сразу съесть!”
Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
Колосок 1-й.
На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
И он отдыхал, накрытый холстом.
Колосок 2-й.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка –
Ни крошки, ни крошки, ломоть – до конца.
Колосок 3-й.
На свете я видела хлеба немного.
Его отмеряли так скудно, так строго.
Его заливали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
Колосок 4-й.
С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего,
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Колосок 5-й.
На свете я видела хлеба разливы:
Мешки, бункера, элеваторы, нивы,
Он золотом лился, волною бежал,
Горой на токах деревенских лежал.
Колосок 6-й.
И если примечу кусок в небреженье,
В грязи природной, в дорожной пыли,
То самое первое сердца движенье –
Поднять это чудо Земли и спасти.
Колосок 7-й.
Зреет тучей золотой новый урожай.
Каждый колос наливной крепко уважай.
Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,
Надо в поле уберечь каждый колосок!
Колосок 8-й.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Колосок 9-й.
Хлеб – это жизнь.
Недаром хлеб называют насущным.
Вот поэтому наш девиз:
“Бережно относись к хлебу!"
Ведущий. Мы заканчиваем наш праздник “Хлеб – всему голова”. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили свой труд, чтобы мы свободно могли купить любое хлебобулочное изделие. Хлеб всегда будет жив и одушевлен нашей памятью. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для нас, как энергия солнца, как свет и воздух, потому хлеб и бесценен.
Хлеб – всему голова. Хлеб будет – все будет!