Цели: формировать умение составлять текст – описания по картине, умение использовать в сочинении образные средства, сравнения, эпитеты, олицетворения; научить читать картину, выделять микротемы в описании; учить составлять план и придерживаться его при написании связного текста.
Материал к уроку: картина В.М. Васнецова “Аленушка”; у каждого ученика стихотворение М. Пожаровой “ Девочка в лесу”; толковые словари; портрет самого художника В.М. Васнецова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовительная работа.
– Ребята, недавно мы с вами побывали в Государственной Третьяковской галерее. Давайте вспомним с творчеством какого художника мы познакомились? (В.М.Васнецова)
– Что нового узнали о художнике? (Написал много картин на исторические темы и сказочные сюжеты, художник – передвижник.)
– Кто помнит, какие картины он написал? (Баба-Яга, Богатыри, Иван царевич на сером волке, Аленушка)
– Перед вами на партах лежит стихотворение. Прочитайте его.
(Один ученик читает вслух.)
Девочка в лесу.
“О чем ты плачешь, девочка,
В задумчивой глуши,
У озера, где зыблются
Седые камыши?Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву!” –
“Я жду к себе русалочку,
Зову ее, зову!Никто не откликается, –
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо
И лес такой пустой.
М. Пожарова
– Какие слова по лексическому значению вызывают трудности? (Глушь, зыблются.)
– К какому словарю обратимся, чтобы найти значение этого слова? (К толковому.)
(Два человека зачитывают значение этих слов по словарю.)
– К героине какой русской народной сказки можно отнести эти строки стихотворения? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)
– На уроках чтения мы читали эту сказку. И как все сказки – эта сказка с благополучным концом. Добро победило зло. Дома вы нарисовали портрет Аленушки. (Оформлена выставка детских рисунков.)
– Какой вы себе представляете Аленушку из сказки? Выберите из всех рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини.
– Как вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?
3. Рассматривание картины. Беседа о картине.
– А вот художник В.М.Васнецов по-своему увидел эту героиню.
И сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине “Аленушка”, наша задача описать главную героиню картины и передать ее настроение.
– Давайте внимательно рассмотрим эту репродукцию. (Дети смотрят.)
– Кого мы видим в центре картины? Почему художник изобразил героиню на переднем плане картины?
– Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)
– Опишите ее внешний вид. (Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и т.д.)
– В какой позе изобразил ее художник? Почему? (Сидит сжавшись в комочек, обхватив колени руками, опустив голову.)
– Как вы думаете, о чем грустит героиня? (О братце, который превратился в козленочка.)
– Аленушка – сиротка. У нее нет родных, никто ее не пожалеет и никто ей не поможет. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в одиночестве. Художник показывает душевную красоту Аленушки. Люди не жалеют сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней.
4. Выявление основных микротем.
– Опишите, что вы видите на заднем плане картины? (Лес.)
– Какой лес? (Густой, темный, таинственный, загадочный)
– Что изобразил художник на переднем плане? (Озеро.)
– Какое озеро? (Темное, глубокое, печальное, холодное.)
– А какое время года изобразил художник? (Осень.)
– Как вы догадались? (По воде плавают желтые листья, c деревьев опадает листва.)
– Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Ведь осень – грустная пора. Природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять состояние девушки. Лес темный и на душе Аленушки темно. В лесу нет, ни единого лучика и на душе Аленушки нет ничего радостного и светлого.
– Посмотрите, внимательно, кто-то еще грустит вместе с Аленушкой? (Это птички.)
– На березке сидят ласточки, смотрят на Аленушку, сочувствуют ей, но ничем помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Ласточка – это символ дружелюбия к добрым людям.
– Какое настроение вызывает картина? (Грустное, печальное.)
– Мы с вами уже не раз писали сочинения – описания, какие признаки его вы знаете?
5. Составление плана сочинения.
– Давайте подумаем о чем будем писать в каждой части. С чего начнем сочинение?
– Что будем описывать в основной части?
– О чем напишем в концовке?
(На доске появляется план:
- Вступление.
Художник В.М.Васнецов и картина “Аленушка”. - Основная часть.
Образ Аленушки. Описание леса. Описание озера и т.д. - Заключение.
Наше отношение и отношение художника к героине.)
6. Составление устного рассказа по плану.
– Какие слова можно использовать при описании леса?
– А подойдет ли выражение: “Лес, точно терем расписной, зеленый, золотой, багряный?” (Нет. Изображена не яркая золотая осень, а серый осенний вечер.)
– Какие слова будете использовать при описании неба? (Серое, осеннее, пасмурное.)
– При описании озера? (Холодное, темное, печальное.)
– Вы знаете, что сочинение можно начать с эпиграфа. Им могут быть слова из песни, стихотворения, пословицы.
Посмотрите на стихотворение М. Пожаровой, какие строки подойдут к эпиграфу?
– Что отражает эпиграф? (Главную мысль.)
(Дети зачитывают строки, которые подойдут к эпиграфу.)
– На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения.
Слова для справок: замечательный русский художник, передо мной, неподвижно, сжавшись в комочек, обняла колени, печалится, спутанные, свешиваются, сирота, порванное, сочувствуют, настроение, мрачное, печальное.
– Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
– Назовите словарные слова.
– Найдите и назовите слова с удвоенной согласной.
7. Письменное сочинение по картине.
(После окончания работы дети перечитывают сочинение по слогам. Около понравившейся части ставят (!). Несколько ребят зачитывают свои работы.)
8. Итог работы.
Понравилась ли картина, какие она вызвала чувства?
Молодцы! Хорошо потрудились! На уроках русского языка мы проходили тему “ Местоимение”. Дома из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” выписать 3 местоимения и разобрать их как часть речи.