Важнейшим достоинством современного этапа изучения русского языка является повышенное внимание к речевой подготовке младших школьников. Обучение по всем УМК в начальной школе начинается с усвоения понятий “язык”, “речь”, “предложение”, что в дальнейшем является базой для обучения грамоте, что в свою очередь служит основой для формирования письменной речи, обогащения лексического и грамматического строя речи, ее стилистической дифференциации.
Развитие связной речи предполагает постепенное формирование у младших школьников умения описывать предметы и явления. Описание – это связное высказывание, текст, в котором раскрываются признаки предмета, отобранные пишущим в зависимости от замысла, цели высказывания.
Работа над данным типом текста предусматривает развитие у учащихся наблюдательности, умения создавать словесно-зрительные образы. Непременным условием при обучении детей описанию является наглядное изображение предметов. При обучении написанию текстов описательного характера учащимся было предложено сочинить загадки и считалки.
1. Сочинение загадок
– У Волшебницы-речи не один секрет. Она помогает нам увидеть, представить, нарисовать картину.
“Желтые мышки. За окном ветерок веселится: то попрыгает, то притаится. И листочки бегут по дорожке, словно желтые мышки от кошки…”
– С чем сравниваются листочки? (Ответы детей.)
– В другом стихотворении вы узнаете с чем сравнивается листочек липы.
Перед зимой
Зябнет липа за окошком.
Выпал иней поутру.
Машет маленькой
Ладошкой
Желтый листик
На ветру.
– Хорошее сравнение помогает нам лучше представить себе предмет, учит определять его характерные признаки. Сравнение – один из секретов Волшебницы-речи.
Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза.
– Что это? (Васильки.)
– Почему вы решили, что это васильки? (Эти синие цветы обычно растут в поле среди пшеницы и овса. На желтом фоне они ярко выделяются, напоминают синие глаза.)
– О чём говорится в этой загадке? (О синих глазах, которые напоминают васильки.)
– В этом и заключается секрет загадки: сам предмет, который загадывается, не называется, говорится о похожем предмете, у которого обязательно есть признаки первого.
– Какие же признаки васильков названы в загадке? (Цвет и место, где они обычно растут.)
– Интересно загадывать и отгадывать загадки. Еще интереснее их составлять.
Например, это можно сделать в такой последовательности.
(Вывешивается картинка, с нарисованным на ней чайником.)
– Внимательно рассмотрите чайник и назовите его внешние признаки.
– Какой он? (Круглый, с носиком, есть ручка, крышка и т.д.)
– На что похож чайник? Кого напоминает? (Слона, паровоз, слона в берете, пузатого слоненка с хвостиком)
– Для чего нужен чайник? (Воду кипятить, чаем поить)
– Чайник обычно где находится? (На столе стоит, на плите, на огне и т.д. )
– Что в чайнике происходит? (Кипит вода, бурлит, шумит)
– Давайте придумаем загадку и назовем чайник “слоном в берете”. Итак, первая строчка:
Слон в берете (где находится?) на огне сидит, (что делает?) воду кипятит.
– А как еще можно составить загадку?
Слон в берете на столе стоит,
Чаем нас поит.
– Можно придумать загадку про чайник, похожий на паровоз.
Горячий, сердитый паровоз
Шипит, свистит,
Но на месте стоит
– Вот какие загадки получились у моих учеников:
- Маленький, пушистенький
По лесу он скачет
Словно белый мячик.
Петли делает в лесу
Чтоб не нарваться на лису!
- Живут они
Друг у друга в животе.
Одна большая, вторая поменьше,
А третья совсем мал-мала меньше.
- Ползёт змея по рельсам, внутри люди сидят и доехать хотят.
- Цветочек на опушке вырос. За солнышком поворачивается, семечки хранит.
- Зеленая даже зимой,
Когда завывает метель,
Стоит лишь с одною ногой
Высокая, колкая…
- Гроза ночная тёмных крыш,
Носится тенью летучая …
2. Сочинение считалок
Считалка – самый любимый детьми жанр детского фольклора. Эти небольшие рифмованные стихи с подчёркнуто строгим соблюдением ритма – считалки служат для распределения ролей в игре.
У считалки есть свои секреты. Счет – главное в считалке, этим она отличается от других стихов. Для того чтобы легче было считать, в некоторых считалках прямо называются цифры: раз, два, три… Иногда они чередуются с другими словами, а иногда даны вначале и задают ритм всей считалке.
Например:
Раз, два – синева!
Три, четыре – солнце в мире!
Пять, шесть – речка есть!
Семь, восемь – майки сбросим!
Девять, десять – загораем целый месяц!
(Е. Благинина)
– А чем еще считалка похожа на стихи? (В конце строки слова похожи по своему звучанию).
– Правильно, это рифма – еще один секрет считалки. Рифма помогает произносить и запоминать стихи.
Еще в считалке очень важен конец, здесь часто встречаются слова, предлагающие тому, на ком кончается счет выйти из круга. А даже если таких слов нет, то с особым ударением произносится последнее слово, оно самое важное – становится ясно, кому водить, а кому выходить.
Раз, два – шли утята,
Три, четыре – шли домой.
Вслед за ними плёлся пятый,
Впереди бежал шестой.
А седьмой от всех отстал,
Испугался, запищал:
– Где вы? Где вы?
– Не пищи!
– Мы тут рядом… Поищи!
(Г. Ладонщиков)
Есть много шуточных считалок. Веселая считалка уже до игры создает хорошее настроение. Есть в считалке одна особенность, секрет, с которым не встретишься в других стихах. Это слово, которое ничего не обозначает.
Эники,
Беники
Ели вареники.
Эники,
Беники –
Клец!
– А вот какие считалки придумали мои ученики:
Как из норочки песчанка
Выскочила спозаранку!
Поскакала всех будить!
Ты не спишь?.. Тебе водить!Корова жевала траву – мураву
И тихо глядела в небес синеву.
Но мимо проехал мальчишка веселый
И вот…
Корова танцует и жвачку жует!
– Но как же корова могла танцевать?
– Да ты зазевался, и вода опять!Кар-ман шел кальмар
Жил-был – дядя Рам
5 детей, 3 жены.
Кто выходит?
Это ты!Лукома,
Кукома
Любят купца.
Лукома,
Кукома
Клец.
Выходит здоровый купец.Мы когда-то шли по лесу
И наткнулись на лису.
Одни убежали,
Другие завизжали.
Не испугался только ты
Ну теперь иди, води!